Слушая выступления классных музыкантов-исполнителей, не мудрено осознать, что их жизнь полна большого труда. Всем понятно, что для того, чтобы разобрать какую-то пьесу, требуются время и усилия. Некоторые могут приблизительно назвать цифру - сколько именно времени и усилий, например, "месяц работы по 1 часу минимум над данной пьесой в день". Мой шеф, у которого я учился в Петрозаводске, Виктор Иванович Архипов, рассказывал, что в его бытность обучения в Москве существовал негласный список из основных наисложнейших фортепианных произведений (например, "Апассионата", "Петрушка" Стравинского, 1-й Концерт Чайковского и т.п.) с точным временем работы над ним - по минимальному раскладу, т.е. по календарю гениев, обучавшихся в МГК в 70-е годы. И если сказано было кем-то из вундеркиндов, что такой-то Концерт Рахманинова выучивается до концертного состояния за 17 дней, то хоть ты тресни - выучи, сцуко, а то будешь лузером. И вот сидели, пыхтели круглосуточно, зарабатывая гастриты и сколиозы.
Я сам никогда не числился в вундеркиндах и смотрел на них, конечно, не без зависти, но и с сочувствием. Сам я пьесы разбирал и заучивал относительно быстро. Относительно времени моих занятий, потому что занимался я всегда крайне мало. Это, безусловно, негативно сказалось на моей пианистической прокаченности, но, как мне хочется верить, позитивно сказалось на чём-то другом. Так вот, хоть обычные пьесы мне всегда давались вполне органично - поигрывал себе, и само собой всё как-то запоминалось, - то всё равно регулярно я сталкивался с произведениями, запоминание которых требовало АДСКОГО ТРУДА. Прямо как из той гуляющей по сети картинки:
Этот труд - не усталость от шевеления пальцами, но исключительно извилинами и координационным аппаратом. Как известно, мозг тратит сколько-то там процентов общей энергии, - но большую её часть. А тот труд, которого требует разбор отдельных произведений мировой музыки, потребляет столько энергии, что до натурального закипания внутренностей черепа проходит всего-то с полчаса - потом просто необходимо переключиться на что-то другое. Ну или просто лечь спать:
Сейчас у меня как раз такой период: по учёбе я должен аккомпанировать одну камерную и совсем недлинную оперу, но исключительно современную, т.е. лишённую привычных эстетических качеств и знакомых по фортепианной музыке фактурных и гармонических сочетаний, позволяющих отдельные эпизоды играть попросту "с листа" (как, например, постоянно делают концертмейстеры с операми того же Моцарта, лишь разок-другой проиграв перед репетицией с певцами, а то и вообще забив на это дело).
Усложняет процесс то, что привычного для пианистов фортепианного переложения (в простонародье - "клавира") в природе не существует, так что играть приходится по партитуре, т.е. читая этажерку из партий разных инструментов, из которых лишь половина играет в привычном ключе, а остальные нужно переносить ("транспонировать") то на полтора тона (кларнет in A), то на квинту (валторна in F) ниже. А что-то другое - выше. И помни это всё, блин. Конечно, это для земного пианиста практически невозможно, поэтому приходится сидеть и ТАКТ ЗА ТАКТОМ знакомиться с текстом: так, эти две ноты ведут яркий мотив у валторн - мы его сыграем, а потом сразу перепрыгиваем на полстраницы вниз, где вступают струнные. Альты сами виноваты, что играют в альтовом ключе: поскольку они посередине между скрипками и контрабасами, мы на них положем крепкое пианистическое запястье. Разве только если где соло - там да, надо найти желательно свободную строчку и подписать нотками эту темку в привычном ключе. Ну или тупо подписать словами под или над нотой: это "ля", мать вашу, а от неё вниз по хроматизму. А потом не забыть отпрыгнуть на самый верх страницы - там гобойчик запел...
А ведь это сколь адская, столь и неблагодарная работа. Ведь зачем мы это делаем (а нас двое с коллегой-сокурсницей, пианисткой из Харькова/Фрайбурга)? Чтобы играть на сценических репетициях, аккомпанировать певицам (их всего три, да и то поют по очереди). Когда певицы поднатореют, к ним приставят оркестр - из тех же студентов. А нам дадут по одной партии лишь - фортепиано и
челеста - то, что с клавишами. Что будет с результатами нашего труда, с теми полотнищами неблагозвучного музыкального текста, впиханного и запиханного в наши неокрепшие ещё или, может, уже перезревшие пианистические мозжечки и мозжечочки? Исчезнут бесследно, оставив за собой, безусловно, бесценный, мать его, опыт работы над сложным сочинением из современной литературы. Впрочем, не для такого ли опыта мы, в общем, и занимаемся тем, чем занимаемся? Наверное, да, но как подумаешь, во что бы другое я мог инвестировать свои творческие и временные ресурсы... Как много ещё действительно гениальной и объективно прекрасной музыки, написанной для фортепиано или для фортепиано с оркестром, ансамблем или солистами... Да и не только классика! Да и не только фортепиано! Да и вообще!...
Я сейчас вспоминаю о тех сложных пьесах, на разбор которых я когда-то выкладывался по-полной, но которые таки доводил до более-менее ума. 3-й Концерт Рахманинова, "Ночной Гаспар" Равеля,
"Чакона" Губайдулиной... Что для меня теперь эти подвиги? Просто воспоминания в числе прочих. Таким же будет и воспоминание о работе над оперой
Дьёрдя Куртага "Послания покойной Р. В. Трусовой" на стихотворения Риммы Далош. (Хорошо хоть, что на русском языке...). Я даже на ютуб не смогу выложить видеозапись итоговой постановки - меня засудят и оштрафуют, а потом из школы турнут. Поэтому если кто хочет послушать - приезжайте в Штутгарт в феврале! Если таки приедете, я как-нибудь умудрюсь вас бесплатно в театр протащить ;)
Так вот, это останется в череде воспоминаний, но именно такие работы формируют настоящий профессионализм, как ни крути. Я благодарен каждой пьесе, которую сыграл - каждая из них сделала меня таким, какой я есть. И меня это, в общем, устраивает :)