Те, кто ходил в музыкальную школу, ну или у кого дети ходят в музыкальную школу, слышали такое слово "сольфеджио". Это типа такой предмет, который никому не нравится, но на который надо ходить, а то выгонят. Некоторые особенно продвинутые помнят, что на сольфеджио дети пишут музыкальные диктанты, угадывают интервалы и аккорды и поют музыкальные примеры по нотам.
Вот, собственно, последнее и есть СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. Это когда, напевая знакомую мелодию, ты произносишь не "Без тебя, без тебя...", а "до-ми-ля до-си-фа...". Короче, каждый звук мелодии ты произносишь с названием соответствующей ноты. Кажется, что очень сложно, а на самом деле это дело привычки и способностей. Это примерно как слова произносить побуквенно: ты представляешь слово целиком, а потом разбиваешь его на отдельные буквы и выдаёшь название каждой буквы в отдельности. Просто с нотами человек общается либо намного реже, либо вообще не общается. А я помню, мы в училище соревновались, кто быстрее просольфеджирует какой-нибудь виртуозный этюд, - скороговорщик
Скэтмэн молча курил в сторонке.
Но как и буквы в разных языках, ноты в разных музыкальных культурах и образовательных традициях называются по-разному. И нам, музыкантам, следует благодарить богиню Эвтерпу за то, что в сфере профессиональной музыки, использующей нотные символы (а есть ведь и такая, которой ноты и не нужны!), осталось всего две основных системы нотации.
Первая - назовём её "слоговой" - известна всем тем, кто родился и вырос на территориях бывшей Российской империи, Советского Союза и прилегающим к ним отдельным странам. Многие из нас впервые познакомились с этой системой благодаря чудесному минималистическому (но не менее других обкуренному) мультфильму "ДоРеМи":
Click to view
Существовали различные методики того, как следует вдалбливать малолетним чадам эти никак не связанные друг с другом по смыслу непонятные звукосочетания. Например, в нашей школе мы должны были рисовать для каждой ноты (а позже - для каждого интервала - терция, квинта и т.д.) соответствующее животное. Этакий зоопарк ассоциаций! Зато эти любопытные слоги,
взятые давным-давно из какого-то старинного латинского гимна, для нас обрели каждый своё индивидуальное "лицо" (в том числе, и такое сюрреалистичное, которое показано в мультике выше). Короче говоря, ничто больше в этом мире, кроме нот, не обозначается такими уникальными мантрами как "до-ре-ми-фа-соль-ля-си".
Но если посмотреть на клавиатуру пианино, видно, что нот вовсе не семь, а целых двенадцать! Ну, на этот случай есть "диезы" и "бемоли", а название нот будет, соответственно, "до-диез" или "си-бемоль". Возвращаясь к сольфеджированию, т.е. именно ПЕНИЮ по нотам, как-то глупо выглядит, когда на одну ноту приходится пропевать сразу три слога (1.до 2.ди 3.ез), поэтому так повелось, что дополнительные знаки (по-музыкантски - "альтерация") при пении опускаются, хоть и подразумеваются. (Естественно, это не касается пропевания сложных аккордов, в которых как раз и тренируется умение правильно назвать ноту: ля-диез или си-бемоль - хоть на пианино это одна и та же клавиша).
В общем, мы, т.е. музыканты, воспитанные в условно "нашей" музыкально-образовательной системе, очень довольны ею и с сомнением взираем на Запад, где (правда, не везде) распространена другая нотная система -
Буквенная. Кто знает три аккорда на гитаре - их названия взяты как раз оттуда. А-m - это сокращённо от a-moll, т.е. ля-минор. Буквенная система была и остаётся распространённой в странах, откуда, собственно, и пошла профессиональная музыкальная традиция, т.е. в Германии и Австрии, поэтому музыканты в других странах регулярно встречаются с наименованиями типа "Sonata G-dur" или "Klavierkonzert c-moll". А вот в самих этих странах даже профессиональные музыканты не всегда достаточно подвижно ориентируются в "слоговой" системе. А уж дети-то вообще про неё не слышали.
Кстати, о детях. К тому времени, как родители решают отдать своих отпрысков на препарацию обучение музыкальным учителям, они уже ознакомили их с местным (в моём случае - с немецким) вариантом латинского алфавита. По крайней мере, с его первой четвертью, дальше нам и не нужно. В этом смысле, детям легче освоить названия и последовательность нот, потому что они совпадают со знакомыми буквами. Но есть несколько нюансов, о которые я как педагог здесь постоянно спотыкаюсь:
1. Почему алфавит начинается с "А", а нотная последовательность - с "С"?
2. Почему если в алфавите после "А" идёт "b", то по белым клавишам после "А" идёт "h", а "b" - вообще чёрная клавиша?
Ещё регулярная проблема: дети легко "ловят" последовательность наверх: c-d-e-f-g-a-h, а вниз ту же последовательность проговаривают с трудом. Периодически они пропевают правильно - сверху вниз, - но называют ту же последовательность от "c" до "h", как будто вверх. Потом мы начинаем изучать "диезы" и "бемоли". По-немецки "диез" будет "кройц" (как "крест" - ну да, не "решётка" же!) а бемоль они называют просто "бе", потому что он выглядит как прописная "b" (по-моему, совсем не похоже). Однако, никто не говорит - "C-кройц", а надо говорить "cis". И поехали: учим к каждой ноте её вариант с диезом и бемолем. Логика есть: к "повышенным" нотам добавляем "-is", к пониженным - "-es", но опять вопросы:
3. Почему As, а не Aes? Почему Es, а не Ees?
4. И почему всё-таки "b", а не "Hes"???
Зато можно сольфеджировать все альтерированные ноты! Потому что и "цис" и "эс" - всё на один слог :). Кстати, "наши" музыканты довольно быстро привыкают к буквенной системе и начинают даже между собой называть ноты латинскими буквами и их сочетаниями. Я, конечно, не могу так же быстро и импровизационно, как слогами, сольфеджировать ноты буквами, но уже почти на автомате проговариваю учениками их мелодии, которые им следует играть. И даже использую "третью" систему сольфеджирования: называю ноты ЦИФРАМИ, соответствующими тем пальцам, которыми следует нажимать ту или иную клавишу, - подчас это даже более эффективно, чем ноты.
Добавлю ещё, что есть некоторые нюансы в буквенной системе. Например, в Америке не используют окончания "-is" и "-es", а просто добавляют к ноте "sharp" (диез) или "flat" (бемоль). Периодически возникает путаница с нотой "си", которая в "немецком" варианте обозначается как "h", а в американском - как "b", в то время как "си-бемоль" идёт как "b flat". Это всё следует помнить, потому что система джазовой гармонии, а значит - и все издания джазовых стандартов, - основана на американской нотации. Но это всё выучивается элементарно.
Но вообще, сольфеджирование - это вариант профессионального задротства. Потому что мелодию важно петь просто чисто, можно на "ля-ля-ля", а лучше - с соответствующими словами. Но когда каждый чисто взятый звук в голове ассоциируется с каким-то виртуальным слогом, то это уже, видимо, пример психического заболевания...