"Функция функций" или "О чём вам не скажут в музыкальной школе"

Apr 15, 2013 14:35

Есть такое слово - "функция". Смысл всем понятен - некое назначение, предназначение того или иного предмета или явления.

У музыкантов тоже есть понятие "функция", но, как всегда это бывает у музыкантов, пользуемся этим словом мы совершенно не по-людски. В теории музыки слово "функция" используется не для того, чтобы что-то пояснить, а исключительно, чтобы указать на что-то конкретное, а дальше сделать вид, что всем всё понятно, и спокойно уйти по своим делам.

Объясняю. Вы слышали такие понятия в музыке как "тоника", "доминанта" и "субдоминанта"? Так вот, всё это - функции. То есть не так, что "функция тоники - такая-то и такая-то", а совершенно бесцеремонно: "тоника - это функция" и ни слова больше. Представьте себе, что я объясняю, что такое эти функции, человеку с нормальным складом ума, то есть взрослому дяде лет 45-ти, не испорченному музыкальным образованием. И я говорю ему: в музыке есть 3 основных функции - "T., D. и S.". Он смотрит на меня удивлёнными глазами, примерно такими же, как если бы я сказал: "В лесу водятся звери - макроэкономика, тангенс и токарный станок". "Э-э-э... да", - пытается сообразить он. "Всё очень просто! - продолжаю я свою бессмысленную лекцию, - Тоника - это первая ступень, основная тональность... эээ... короче, если мы в до-мажоре, то, собственно, до-мажор - и есть тоника, понятно?". "Да!" - ученик потихоньку приходит к выводу, что тут хоть и прилично напутано, но всё не так сложно.

Итак, Тоника - это 1 ступень. В до-мажоре Тоника - до-мажор. Есть!

"Но есть ещё очень важная функция, - продолжаю я, - это Доминанта. Доминанта - это тот лад, что строится на 5-й ступени тональности...". Лоб ученика снова покрывается морщинами непонимания: функция - это то, что строится? Типа, функция функции - это находиться на определённой ступени? Ну, формально, кстати, так и есть! Что значит - строится на ступени? А вот:

До-мажор: отсчитываем ноты по очереди - до, ре, ми, фа, соль: соль - это пятая ступень. Соль-мажор - это Доминанта к до-мажору.

Окей, географически вроде разобрались. То есть, расставили "флажки": Тоника - 1-я ступень, Доминанта - 5-я. Ок, да. Субдоминанта - "под доминантой" - получается 4-я ступень. От "до" считаем - получаем "фа". В до-мажоре - фа-мажор Субдоминанта.

Ну хорошо, разобрались. Вроде, не так сложно. Но... НАФИГА ЭТО ВСЁ НУЖНО ЗНАТЬ?!?! - читается скромный вопрос ученика. А второй вопрос - причём тут слово "функция"? Понимаю, что обычное определение таки ограничивается расставлением "флажков".  А знать действительно нужно, потому что это реально основа. Это то же самое, что не знать в математике понятия "сумма" или "деление". Если открыть музыкальный словарь или Википедию со статьями о Доминанте и Субдоминанте, то там описывается очевидное, но очевидное лишь для музыканта: что доминанта тяготеет в тонику, а субдоминанта - тоже тяготеет в тонику, но "слабее", а лучше бы ей тяготеть сначала в доминанту, а потом уж и в тонику... Как тяготеет? Почему тяготеет? Кто определяет, что тяготеет "сильнее", а что - "слабее"? Для музыкантов эти вопросы не стоят: они это чувствуют нутром. А непрофессионалам это надобно бы объяснить, но фигли объяснять что-то кому-то, кто достиг возраста логического мышления, раз из него уже поздно делать жертву музобразования мастера звукового искусства? Захотите - поймёте, не поймёте - плохо хотели. Можем ещё немного поведать о свойствах обертонового ряда, чтобы ещё больше вас запутать.

Но я - учитель ответственный. Я сам очень не люблю, когда мне произносят какие-то слова, смысл которых я не понимаю. И я помню, что лучший способ объяснить что-то непонятное - правильно подобрать понятную аналогию. Как говорил мой легендарный учитель Михаил Иосифович Лебедь (1921-2006): "Музыка - это речь". Я решил подобрать аналогию из речи, и вот что у меня получилось:

Представим себе фразу: "Дважды два равно четыре". Между этими словами есть определённое тяготение, из-за которого слова сложно переставить местами. Допустим, "дважды два" - это определённая музыка, не отягощённая функциональностью. Вместо "дважды два" может быть тысячи других вариантов. Но мы берём простейший: "дважды два". Можем ли мы просто сказать: "дважды два" - и уйти? Можем, но фраза останется незаконченной: почему дважды два? причём тут дважды два? и т.д. А теперь давайте произнесём: "дважды два равно" - и замолчим. Что мы чувствуем? Ага, хочется сказать: "четыре!". Ну, или "пять" - кому как. Но хочется что-то добавить, тянет прямо-таки. Возникает тяготение, то самое. Именно слово "равно" окрашено наибольшим тяготением, именно оно в музыке будет заменяться доминантой. А "четыре" - это то, что является долгожданным итогом, самым простым и ожидаемым, - в музыке это тоника. То есть, может быть, конечно, и что-то другое, например, скобки, умножения, квадратные корни и ещё куча всего, но именно "четыре" - это то, что ожидается сильнее всего, элементарная сумма, вывод из всего.

Теперь о том, как описать субдоминанту. А очень просто: к представленной выше фразе добавляем "расширение": "Дважды два БУДЕТ равно четыре". Вот слово "будет" - и есть субдоминанта. Можно сказать: "Дважды два - будет четыре", но здесь тяготение меньше, чем со словом "равно". Но оно всё же есть - нельзя сказать: "Дважды два будет" - и замолчать. Точнее, можно, но тогда слово "будет" обретает функцию тоники, и его следует "закрепить", как-нибудь так: "Дважды два будет. Точно будет, обещаю!" Повторяю: здесь субдоминанта превращается в новую тонику.

Ещё одна маленькая деталька под конец. В старинной классической гармонии существовал настоящий запрет на последовательность: "доминанта-субдоминанта". То есть нельзя было сыграть фа-мажор сразу после соль-мажора. Ну, такие ретрограды, что поделать. А логика есть - согласитесь, странно звучит: "Дважды два равно будет четыре". По-йодавски немного. Но композиторы 19-го века достаточно поглумились над этой догмой, убедив всех, что тяготения между гармониями могут быть намного разнообразнее и интереснее банальных функциональных последовательностей, лишь бы композитор был талантливый, а музыка - брала за душу. А уж в 20-м веке с лёгкой руки блюза последовательность "доминанта-субдоминанта" сама стала новым правилом, которым изрядно попользовались и рок-н-ролльщики, и попсёры. "Равно будет!" И всё тут.

музыка, воспоминания, мыслеворот, эксперименты

Previous post Next post
Up