Я всегда зеваю на концертах. На любых. На классических - особенно. Мало того, редко случается, когда я не погружаюсь в полусонный транс к концу первого отделения. Я просто закрываю глаза и вижу сны. Главное - следить за положением головы (не сильно кивать и не опускать в сторону) и за слюнеотделением (периодически сглатывать).
Я зеваю и сплю на концертах не потому, что мне не интересно. Играй передо мной коллега-студент или сам
Григорий Соколов, которому, на мой взгляд, нет равных в мире по качеству звукоизвлечения среди современных пианистов, я всё равно буду зевать, обливаться слезами (отнюдь не от проникновенности исполняемого) и клевать носом. И я не считаю, что это ненормально и как-то зазорно.
Когда любитель слушает музыку, он просто слышит музыку - набор благородных звуков, собранных в приятные или не очень созвучия, сквозь которые либо проступают, либо нет, знакомые мелодии. Когда я слышу музыку, особенно, фортепианную, на мой мозг обрушивается целая пачка информационных пластов, каждый из которых анализируется и прорабатывается, вне зависимости от моего на то желания. Я могу контролировать лишь интенсивность этого анализа (специально вслушиваться или думать о чём-то постороннем), но всё, что попадает ко мне в уши, проходит через мой мозг как полотно кардиограммы через принтер. Мелодия (правильные ноты +: интонация этой мелодии - какая нота в мотиве громче, какая - тише, и насколько это правильно и грамотно); гармония (от банального понимания, где какой аккорд, до информации о том, какая нота в аккорде звучит громче другой); динамика (где громче, где тише, насколько оправдано движение от тихого к громкому и наоборот, - всё это на уровнях от одного мотива до пьесы в целом и вообще - динамическим возможностям и гибкости музыканта, в принципе) и т.д. и т.п. (качество настройки инструмента, посторонние звуки - клацание ногтей по клавишам, стук туфель по педалям, дребезжание отдельных винтиков на пюпитре и т.д.). Прибавляем к этому зрительную информацию - наблюдение за движениями музыканта, рассматривание зала и слушателей и т.п. - а ещё посторонние мысли о том, что надо бы поиграть эту пьесу, в которой будет сложно то-то и то-то / я играл уже эту пьесу, но там-то и там-то по-другому, - и получаем повод для настоящего вскипания мозга. Мозг перетруждается и
нуждается в кислороде и охлаждении (зевота) и отдыхе (дремота). Но почему-то считается, что раз ты зеваешь, значит, невнимательно слушаешь. А на самом деле, наоборот: если ты зеваешь, значит до сих пор слушал очень внимательно, и зевота это подтверждает.
В заключении скажу, что вообще неправильно требовать от слушателя пристального внимания к исполняемому. Я завидую любителям: им проще абстрагироваться и внимать музыке как таковой, а не искать логических взаимосвязей да и просто "блох". Если ты, исполнитель, "ведёшь" кого-то за собой, то радуйся, что этот кто-то есть в принципе и не надейся, что таких будет полный зал. А свои концерты
Медитативных Импровизаций я вообще начинаю просьбой не обращать внимания ни на меня, ни на музыку, а просто расслабиться, закрыть глаза и думать о чём-то своём: музыка мимо не пройдёт, но на "расслабленное" сознание (подсознание?) она окажет намного больше благотворного действия, чем на зажатое и напряжённое.