Мне всегда хотелось увидеть традиционную Японию, с ее диковинными одеждами и бумажными фонарями, храмами, камонами и прочими культурными ценностями. А для этого непременно нужно было попасть в Киото, в окрестности Гиона, и лучше всего во время какого-нибудь синтоистского фестиваля.
Лучше фестиваля Гион-Мацури ничего нельзя было придумать. Хотя мы и не планировали заранее, а попали туда по счастливой случайности.
В последний день проводятся парадные шествия, по главным улицам проходят дети и взрослые в традиционных одеждах, проносят паланкины и провозят тяжелые повозки.
Вся прелесть музыкального образования в одном кадре: одно дело сидеть в крытой повозке и играть себе на флейте, и совсем другое - тянуть эту самую повозку, груженую музыкантами, которые преспокойно играют себе на флейте.
В параде принимают участие и взрослые, и пожилые, и дети, и даже как-то втемяшиваются редкие иностранцы. Когда шествие только начинается, солнце еще не так жарит, дети, с выбеленными лицами, в традиционных одеждах, пешком или на лошадях проходят мимо толпы и снисходительно, как маленькие императоры, машут зрителям в знак приветствия. Когда процессия движется в обратном направлении и солнце хорошо в зените, дети уже лишены этого серьезного воодушевления. Шапка давит и сползает, белила растекаются, в многослойных одеждах жарко. Уже, казалось бы, пора расплакаться, но маленький «буси» стойко выдерживает мероприятие, покачиваемый шагом лошади. В надежде подбодрить самурая я широко улыбаюсь и машу ему рукой изо всех сил. Это замечает шагающая рядом тетенька в кимоно и с зонтичком (то ли мама, то ли художественная руководительница) и кивает ему, мол, смотри, тебя приветствуют! Дисциплинированный всадник вымученно машет мне в ответ.
Дамы более пожилого возраста в кимоно, с монами на оби (что? с гербами на поясах), пока процессия впереди не движется, проводят время торжественного ожидания за обсуждением чего-то. Не удивлюсь, если обсуждают все то же, что наши пожилые дамы: внуков, огород, сериал…
Под стук барабанов и звон тарелок в просторных паланкинах проплывают девушки в костюмах гейш. Большинство воспринимают свою роль весьма серьезно, но вот одна из них, посерединке, скромно и приветливо улыбается.
Костюмы молодых людей напомнили один очень странный фильм
Про то, как тяжело разворачивать колесные повозки на каждом преодолеваемом углу шествия, вам напишут на любом туристическом сайте. Мне же запомнилось, как зрители награждали аплодисментами сильных носильщиков и «тягачей». А стоящая рядом со мной в толпе женщина-японка все время радостно восклицала: о, сугои! (что-то вроде «о, супер!»)
Для особо продвинутых туристов есть специальные проспекты, где указано, как каждая из повозок называется, что символизирует и в какой последовательности все это реализуется. Подглядела в толпе: даже местные руководствуются такими проспектами.
Когда шествие окончено и толпа рассредоточивается, мы тоже ныряем в глубины Гиона - не то чтобы из желания увидеть спешащую по своим делам гейшу, а, скорей, чтобы просто проникнуться традиционным духом этих мостовых, по которым ходили сегуны и самураи. Может, не сегуны и не по тем именно улицам, но в этом пространстве происходили значительные исторические события и это же пространство сохранило, насколько позволили прогресс и глобализация, неповторимую изящную культуру. Красота в простоте и естественности, в единении с природой.
Журавль в прозрачной и чистой воде канала
Ночь, улица, фонарь, норэн. Норэн - традиционный занавес, висящий на входе в заведение и, как правило, показывающий, что заведение открыто. Очень уж мне нравятся такие традиционные штуки.
Причудливая винтажная графика над одним из знаменитых ресторанов в Гионе. Почему-то сразу вспоминается Тулуз-Лотрек.
И надо же было нам удачно зайти в один из храмов, при котором устроен самый древний в Японии дзен-сад, или сад камней.
В детстве рассматривала фотографии всех этих садов и искренне не понимала, что происходит, почему там камни и почему вокруг них поначертили кругов. По ним нельзя ходить? это лава или зыбучие пески? Но красиво было уже тогда.
Сейчас, оказавшись в таком месте прямо из книги, мы сняли, по правилам, обувь и прошли по всему храму, ступая по лакированным деревянным половицам и соломенным татами (после целого дня беготни по городу это особенное удовольствие), а потом во внезапном уединении (дело близилось к закрытию) сада сели на краешек павильона и сидели, может быть, и не совсем вникая в философию сада камней, но откликаясь на чувство покоя и гармонии с природой, которое он призван рождать. Сам храм как лабиринт, состоит из нескольких павильонов и садов, поэтому в уединении там оказаться достаточно просто. Периодически этих внутренних дворов достигает прохладный ветерок, и ничего больше не нужно.
Продолжение скоро