Beck. Эпизод 34 - "Последний день"

Apr 12, 2016 19:33


У меня появилось чувство, что в отзывах на предыдущие эпизоды «Бека» я писала все не о том. Да, пробегалась по сюжету, отмечала, что мне понравилось, а чему не поверила. Да, оценивала с позиции влюбленного, но вместе с тем критически настроенного зрителя динамику сюжета и чудеса находчивости сценаристов. Но самое главное, как понимаю сейчас, обошла вниманием - место и значение «Бека» для всей скандинавской детективной традиции.





Осмелюсь все-таки заявить, что для всей франшизы последние четыре фильма - довольно слабое завершение. Нет, они сняты технически прекрасно и смотрятся очень современно, из кризиса с уходом главного героя сценаристы выкрутились с достоинством, да и в целом традиция ранних фильмов о Беке сохранена: версии расследования - обеды с дочерью - глубокомысленные разговоры с соседом на балконе - внезапное озарение и поимка убийцы. Но если ранние сезоны были наполнены интересными неожиданными ходами, искрометными шутками и вспышками гнева Гунвальда, драматическими поворотами, то теперь эта составляющая, отличавшая «Бека» от других детективных шоу, сведена к минимуму. Раньше «Бек» был прецедентом, каждым эпизодом порождавшим мемы и ролики в шведском интернет-сообществе, - сейчас он скромненько встал в ряд с ладно скроенными, но достаточно однотипными процедуралами.

Но также не стоит забывать, что он стоит у истоков жанра и, не будь его, жанр, возможно и не был бы таким, каким мы сейчас его видим. Да, сейчас можно увидеть шоу гораздо более захватывающие, динамичные - мрачноватая обыденность отступает в прошлое с течением времени. Устаревает сама концепция немолодого, неторопливого, вдумчивого следователя. Даже на уровне сюжета метафора последней серии довольно прозрачная: Мартин Бек приходит в управление в первый день лета и заявляет, что увольняется, потому что не видит больше смысла в своей работе.

Новый начальник - пусть его хипстерский вид вас не обманет - прекрасно осознает ценность Мартина Бека для полиции. Он пытается вразумить его, предлагает сесть и обсудить. Но Бек, кажется, уже все решил.

Вся серия пронизана метафорами, и в этой плоскости сам сюжет и персонажи утрачивают первостепенную важность - они словно становятся собирательными. Один полицейский ищет смысл в своей многолетней работе, другой пытается удержать разваливающуюся семью. Можно пойти дальше и увидеть в них ипостаси или периоды жизни одного собирательного полицейского - круг замыкается, история повторяет саму себя.

«Мы сделали все, что смогли», - скажет Стейнар в конце. «Почему этого никогда не достаточно?» - ответит ему Бек риторическим вопросом.

И в самой последней сцене внезапный подарок фанатам. Мартин Бек сидит со стаканом кальвадоса в своей гостиной, экспозиция которой отчетливо напоминает интерьер из самых первых серий. Подобно тому, как в самом начале сериала - эпизоде «Белые ночи» - он объявил всем, что уходит, решительно заявил: забудьте меня, вычеркните - а потом остался как само собой разумеющееся, - в последней серии тоже выясняется, что за всеми этими разговорами об уходе он забыл уволиться.

В самом деле, скандинавский детектив без Мартина Бека? Ни у одного сценариста, будь он хоть трижды прогрессивным, не поднимется рука отправить Бека на пенсию. Шведы понимают: не они начали, не им заканчивать.

Поэтому финал для меня вообще имеет символичное значение. Столько скандинавских сериалов снято за последние годы, столько северных писателей выбилось в современные классики, столько «убийств», «мостов», «девушек с татуировками» леденили кровь зрителей - и столько их еще будет в литературе и кино. А фактически родоначальники всему этому - семейная пара журналистов, написавшие десяток скупых на сантименты романов про обычных сыскарей с их обычной будничной работой.

Так что открытый финал - это еще и способ сказать фанатам: будьте спокойны, пока есть скандинавский детектив, остается Мартин Бек.


скандинавское кино, киноманиак, martin beck, сериалы, beck

Previous post Next post
Up