Мой Стинг

Oct 12, 2015 20:24


Слегка опоздав, ко дню рождения тов. Гордона Самнера ака Стинга все же приурочу.

Стинг - настоящий мудрец, я от него в восторге и безгранично уважаю его как музыканта и человека. В обычной жизни он достойный семейный британский джентльмен, верный муж и отец шестерых детей, занимается йогой. В мире - сознательный, милосердный гражданин, творящий добро и защищающий природу. В музыке - настоящий творец, мыслящий далеко за пределами семи нот. Он даже о политике поет так, что пробирает до костей: взять ту же Russians, которая в наши дни снова приобрела небывалую актуальность.

Практически все его песни ложатся на любое настроение, они прекрасны. Даже если многие из них запеты-затерты и у всех на слуху. Уже не знаю, сколько раз их слушала, ту же Fragile, которой стопицот версий, или в Нью-Йорке на Новый Год даже себе под нос бубнила: o-oh, I’m an alien, I’m a legal alien, I’m an Englishman Russian girl in New York…

Но некоторые его песни меня особенно поражают и наводят на размышления.




Don’t stand so close to me (в особенности, в поздней камерно-джазовой версии). Эту вещь вообще нахожу довольно подозрительной: написанная в составе Police в кхэ-кхэ-дцатом году, она явно имеет под собой некую почву, которую молодой учитель английской словесности вполне мог извлечь из двух лет работы в школе. В чем, певец, в общем-то, открыто признавался, добавляя, что как он в то время нравился пятнадцатилетним школьницам, так и они нравились ему, и он вообще не в курсе, как у него тогда получилось держать при себе руки.

Но если в репертуаре Police это была ритмичная композиция в стиле new-wave, то у отпочковавшегося от группы Стинга это чистой воды лирика, и джазовая аранжировка с партией виолончели только ее украшают. Здесь уже нет этого молодежного ошаления «а-а-а, на меня запала школьница как мне держать при себе руки я на нее тоже запал, какой скандал в школе будет!». В поздней версии он отстраняется от происходящего и взирает на него с высоты прожитых лет и опыта с какой-то даже философской горечью. Вот что значит аранжировка.

Ghost story. Казалось бы, ничего в ней нет, очередная баллада о самокопании и позднем раскаянии, но нарастающий градус напряжения в ней, ритм, за которым трудно уследить, развернутая метафора самоанализа как суда и признание (но не примирение!) в конце делают эту вещь в высшей степени драматической. И, опять-таки, яркая особенность песен Стинга: даже если он в глубокой печали, песня никогда будет не мрачно-отчаянной, как, к примеру, Confessa Челентано, по которой все сохнут и я лично не могу понять почему -  для меня это музыкальный вариант безвыходной ситуации. Музыка Стинга всегда светло-лиричная, в Ghost Story даже дает о себе знать ритмичный стиль Police.

All would envy. Совсем недавно услышала впервые и живьем, и до сих пор не могу найти ее ни в одном студийном альбоме. Прислушалась к словам - ранний Стинг такое не мог написать. В принципе, тематика недалеко ушла от Don’t stand so close to me, но здесь гораздо более глубокое осмысление ситуации. Вообще такая глубина, что можно по этим двум вещам исследовательскую работу писать: на диссертацию не хватит, а на курсовую вполне.

Эта песня - весьма дальновидное напоминание о том, что подобные отношения ничем хорошим не заканчиваются. На эту тему, правда, и Машина Времени пела, и даже Михаил Юрьевич в свое время писал, так что вопрос достаточно был изучен.

Спокойный, лиричный тон композиции в жанре румбы не превращает старую, как мир, историю в трагедию, и лирика довольно сдержанная, а емко заключена в деталях, что производит еще больший художественный эффект: бросить штрих так, что станет ясна вся картина. Этой песни тоже много разных красивых версий, но самое значительное исполнение, на мой взгляд, с Лондонским симфоническим оркестром, который вообще превращает ее в чувственный латиноамериканский танец. Стинг поет ее сдержанно и даже последний куплет делает без надрыва, а наоборот, вместе со всем аккомпанементом стихает почти до шепота. И ты слушаешь, абсолютно завороженный, и остается только гадать, из каких дебрей воображения он взял такой драматический опыт немолодого мужчины.

Practical arrangement. Это одна из поздних и в самом художественном смысле пессимистичных любовных песен Стинга. Если взглянуть на нее в контексте всего альбома «The Last Ship», специально написанного для театральной постановки, то она, в принципе, вписывается в гипотетическую ситуацию в рабочем городке на северо-востоке Англии, когда от жизни и, в частности, от любви не ждут ничего настолько, что подают ее в качестве «рационализаторского предложения». И в то же время какая великолепная, завораживающая оркестровка!

Примечательно, что в мюзикле, поставленном по альбому, эта песня была заменена на не менее красивую, но чуть более светлую What Say You Meg?, потому что, во-первых, с первых нот Practical Arrangement понятно, что с таким настроем
[Спойлер!]
любимая герою не достается, и если лишь зрителя какого бы то ни было проблеска надежды

постановка выйдет мрачнее, чем положено.

Песни Стинга каким боком ни поверни и в какой аранжировке ни сделай, остаются хитами: это доказывают многочисленные каверы, записанные с его участием и без. Недавно он переписал «Stolen car» из альбома 1999 года совместно с Милен Фармер, изменив в ней не более чем половину текста на французский. И что же? - первое место в чарте французского iTunes. Но самое замечательное, что он до сих пор продолжает работать и музицировать. И пишет как «продающиеся» популярные песни, так и камерные вещи, которые исполняются на камерных концертах и трогают до глубины души.



sting, мысли в стол, музыка

Previous post Next post
Up