Армяне нашего городка

Nov 04, 2013 00:52

Глава II

Армяне нашего городка
Армян в городе проживало немного - было больше выходцев из Средней Азии и азербайджанцев. Преимущественно все они торговали на рынке или работали на стройке. Но у одного из друзей Геворга был товарищ-армянин по имени Саркис, с которым необходимо было встретиться. Договорились о встрече в кафе за бокалом пива. После того как познакомились, Геворг начал активно расспрашивать Саркиса про общину в городе, со многими ли армянами он знаком, и возможно ли как-то прийти на ближайшее мероприятие. Саркис, в свою очередь, сначала с опаской отвечал, хотя догадывался, что в Геворге есть что-то армянское. Не может же русский человек просто так назвать сына именем Геворг.

Мероприятий летом было немного. Вардавар, праздник преображения Господня, любимый армянами, был уже позади, поэтому пришлось дожидаться начала учебного года в воскресной школе или 2 сентября. 2 сентября - день независимости Нагорного Карабаха, по этому поводу должно состояться какое-то мероприятие, концерт или, например, вечеринка для молодежи. Сако и Геворг обменялись номерами телефонов и договорились, что если будут какие-то мероприятия, они созвонятся и пойдут туда вместе.
Придя домой, Геворг рассказал маме о знакомстве с Саркисом, о том, что хочет попасть на мероприятие в армянскую общину. Ольга постаралась скрыть волнение, которое было связано с тем, как его примут в общине. Внешне Геворг мало чем отличался от среднестатистического армянина, лишь фамилия Даниленко и незнание армянского языка могли сыграть свою негативную роль. Но она понимала и знала, что армяне рады всем, кому интересна их богатая культура и традиции. Даже если ты русский и у тебя нет армянских корней, ты не будешь изгоем в компании армян. А уж Геворга, в чьих жилах течет армянская кровь, должны были принять за своего. Да и сколько таких смешанных семей сегодня? Увы, не он - первый, не он - последний.

Ольга и сама когда-то пыталась пойти подобным путем, но все никак не могла набраться смелости и найти знакомых в армянских кругах, чтобы можно было влиться в армянское общество города.
Геворг же, в свою очередь, начал интересоваться культурой и обычаями армян. В век информационных технологий это было проще простого. Время до первого мероприятия он постарался провести с пользой, и подготовить максимально возможный багаж знаний об истории и жизни армянского народа.
Учитывая то, что первое мероприятие должно было быть посвящено Дню независимости Нагорного Карабаха, он начал изучать историю этого замечательно края, историю карабахского конфликта. В социальных сетях он постарался найти интересные сообщества, и каждый день впитывал, как губка, все полученные знания.
Время быстро летело, но каждый день, проведенный пусть и в окружении виртуальных армян, был каким-то особенным для него. С каждым днем Геворг влюблялся в армянство все сильнее и сильнее, и порой ему казалось, что он нашел себя и смысл жизни.
Друзьям, с которыми он дружил, скорее всего, было не интересно слушать его рассказы об армянах, их истории, культуре, поэтому все то, чем он хотел поделиться, слушала его мама. Ей было и самой интересно - какая-то информация для нее была не нова, какая-то становилась открытием.
В один из будничных дней у Геворга зазвонил телефон. Он тут же взял трубку, ожидая, что звонит Саркис. Так и случилось. Узнав как поживает Геворг, Саркис сообщил, что через 3 дня будет концерт в честь Дня независимости Арцаха и они вместе могут его посетить. Эта новость порадовала Геворга и он без раздумья согласился. Прибежав на кухню, где мать готовила ужин, он просто сиял, глаза его горели. Ольга с трудом могла вспомнить, когда видела сына таким счастливым.
- Геворг, по какому поводу ты так обрадовался?
- Мам, звонил Саркис. Через 3 дня состоится концерт в честь Дня независимости Арцаха во Дворце железнодорожников. Мы с Саркисом пойдем вместе, может быть, и ты с нами пойдешь?
- Через 3 дня?
- Да!
- Увы, сынок у меня не получится. Буду занята на работе. Как-нибудь в другой раз.
- Жаль… Надеюсь подобные концерты - не редкость, и мы пойдем на какой-нибудь из них вместе.
- Пойдем Геворг, непременно пойдем.

Ольге пришлось соврать, о том, что она будет занята на работе. Она по-прежнему не могла набраться смелости, чтобы посетить подобное мероприятие, хотя, казалось бы, в этом нет ничего такого. Скорее всего, ее страх был связан с тем, что она, глядя на армянских мужчин, могла вспомнить о Грише, а армянские народные мотивы, которые она так любила, могли с легкостью заставить ее расплакаться. Поэтому было решено отложить совместный поход на концерт, тем более она знала, что подобные мероприятия - не редкость в городе.

Урок по МХК
Будние дни у Геворга мало чем отличались друг от друга: с утра он шел в школу, после уроков возвращался домой, выполнял домашнее задание и начинал познавать все армянское: историю, культуру, традиции. Но этот учебный день выдался особенным. В школе ученика Даниленко знали как способного и старательного: он не прогуливал уроки, с успеваемостью у него было тоже все в порядке. Да и матери на родительском собрании не приходилось краснеть за него. Иногда он, конечно, мог с друзьями чрезмерно что-то обсуждать во время урока, спорить или шутить, но кто ж в школьные годы этого не делал?
Придя на урок мировой художественной культуры, Геворг, как обычно, приготовился к уроку и вышел в коридор что-то обсуждать с одноклассниками. После прозвеневшего звонка, все ученики вернулись в класс и сели за парты. Учительница по МХК была средних лет, культурная и всегда интересно одетая для своих лет женщина. Особого интереса к предмету у учеников не было, так как он был не нужен для поступления в ВУЗ, но Светлана Семеновна всегда старалась хорошо подготовиться к уроку, чтобы ученики с интересом ее слушали, чаще всего у нее это получалось. Урок прошел быстро, класс слушал с интересом и никто не отвлекался на шутки и разговоры. Уже заканчивая занятие, Светлана Семеновна хотела озвучить темы, по которым можно подготовить доклады и рассказать на следующем уроке. Класс оживился и все начали собирать канцелярские принадлежности в портфель. Геворг начал о чем-то разговаривать с одноклассниками, а в это время учительница уже диктовала фамилии художников, о  которых можно подготовить материалы. Среди прочих имен учительница произнесла имя «Мартирос Сарьян». Геворг, услышав армянскую фамилию, тут же громко крикнул, чтобы все замолчали. В классе воцарилась тишина.
- Повторите, пожалуйста, фамилию последнего художника, - обратился он к Светлане Семеновне.
- Мартирос Сергеевич Сарьян.
- Запишите меня, пожалуйста. Я подготовлю информацию об этом художнике.
- Хорошо, Геворг.

Буквально через минуту прозвенел звонок, и все начали выходить из класса: кто-то шел к учительскому столу, чтобы выбрать себе художника, кто-то  - сразу на выход, но никто так и не понял реакцию Геворга.

Он мчался домой как хищник за добычей, и уже в голове он обдумывал варианты того, как и где он будет искать информацию о художнике, о его творчестве. К его стыду, он не знал такого гениального армянского творца, как Мартирос Сарьян. Но была поставлена цель подготовить интересный доклад, распечатать эскизы картин художника и рассказать классу настолько интересно, чтобы каждый смог впитать информацию и запомнить это имя. Обычно, когда Геворг ставил себе подобные цели, он их во что бы то ни стало, добивался - иначе быть не могло.
Придя домой, он тут же сел за компьютер и начал поиски информации. Им было собрано очень много материала, но слишком большой доклад не имело смысла делать. Нужно было кратко и интересно рассказать об армянском мастере кисти. И хотя до следующего урока было достаточно времени, он каждый день находил все новую и новую информацию и менял содержание. В итоге подготовка заняла целую неделю, он очень кропотливо отнесся к этому заданию: репетировал перед зеркалом, а генеральной репетицией было выступление перед мамой. Он посадил ее перед собой и начал рассказывать, при этом минимально подглядывая в распечатанный текст, показывал и рассказывал о картинах. Их было достаточно много, но в каждой были яркие краски, которые не должны были оставить равнодушным никого. Даже далекие от искусства люди всегда высоко оценивали творчество Сарьяна.
Геворг был хорошо подготовлен, но в то же время присутствовала какая-то неуверенность, волнение. Как назло очень долго тянулось время, он не мог дождаться часа Х, чтобы рассказать всем о своем соотечественнике, которым он теперь гордился.
Ольга, видя, как сын увлекся армянской тематикой, в глубине души испытывала радость, так как ее сын определился в себе, он нашел себя. Ей казалось, что он уже сделал осознанный выбор, с которым пойдет дальше по жизни, но эти выводы были немного преждевременными.
Наконец-то настал тот самый день. Геворг оделся понаряднее, распечатал редкие картины, подготовил свою речь и обдумал весь план действий. Придя в класс, он еще раз бегло прошелся по материалу и отложил его в сторону, вышел в коридор с одноклассниками, чтобы немного отвлечься.
Светлана Семеновна, в свою очередь, в свою очередь будто чувствовала, что Геворг подготовится как-то по-особому. Нет, она тоже не поняла, почему он решил взять именно этого художника, и что его с ним связывает, но ее педагогический опыт подсказывал, что все это неспроста. Рассказывать Геворгу надо было примерно в середине урока, часть одноклассников уже представили свои доклады. И вот настал тот самый миг. Учительница назвала Мартироса Сарьяна и пригласила Геворга к доске, как человека, готовившего материал.
Он начала свой рассказ, и уже с самого начала весь класс внимательно слушал и смотрел на картины, показываемые Геворгом. Все с замиранием сердца поглощали информацию, и даже Светлана Семеновна слушала его с особым вниманием, улавливала каждую мелочь, каждое слово и тот тембр, которым он произносил их. А он рассказывал и видел глаза людей, которые ждут от него все больше и больше информации.
Закончив свой доклад, он чувствовал некое удовлетворение от того, что он сделал за эти 5-10 минут, а каждый сидящий за партой одноклассник еще бы чуть-чуть и встал бы, и начал  аплодировать докладчику. Учительница была тоже удивлена тем, как рассказывал Геворг -  это было как-то необычно, было видно, что он вложил душу в этот материал, что он не просто изложил факты и показал картины ради оценки -  он сделал это с особенным чувством и ответственностью. За такую подготовку Светлана Семеновна поставила самый высокий балл и попросила Геворга после окончания урока подойти к ней. Прозвенел звонок, все собирали свои вещи и выходили из класса, кроме него. Он подошел и не знал, что скажет преподаватель. Ничего плохого она, конечно же, сказать не могла, но какие слова похвалы она скажет и, как это будет, ему было очень интересно.
Подойдя к учительскому столу, он замер в ожидании. Светлана Семеновна начала его хвалить, поделилась эмоциями, рассказала, насколько ей понравилось и, сколько нового она сама узнала о Мартиросе Сергеевиче, какие редкие картины она увидела. Поблагодарила Геворга и в конце подытожила:
- Я уверена, что самому Мартиросу Сарьяну было бы приятно услышать такой рассказ о себе и своем творчестве, он бы его обязательно оценил, молодец, Геворг!
Выйдя из класса и направившись в гардероб за одеждой, Геворг уже чувствовал, что он выполнил свою миссию. Он был полностью удовлетворен своим докладом. По дороге домой он, как и обычно, прокручивал в голове самые разные мысли и мечты.

История вымышлена, все совпадения случайны. Имена и фамилии придуманы случайным образом. Если вы увидели в рассказе себя или кого-то знакомого, это не больше чем совпадение. Публиковать данный рассказ я планирую по частям, все записи можно будет найти по ссылке: "В поисках себя"

В поисках себя

Previous post Next post
Up