“Мастер и Маргарита”. МХАТ им. М.Горького

Oct 03, 2018 22:46

Голые ведьмы, сатана, магия, убийства, шулерство и черти - с одной стороны и история странствующего философа и властного прокуратора - с другой. Да, “Мастер и Маргарита” Михаил Булгакова. Да, в МХАТ им. М. Горького. Пропустить такое приглашение moskva_lublu было невозможно!




Да, выдержав почти четыре часа театрального действа и выйдя на Тверской бульвар, я задумалась о том, что же мне писать в отзыве. В голове продолжали грохотать семь жестяных листов с кривыми строчками Булгакова, по бульварам рассыпались искры разноцветных фонарей, а я почему-то вспоминала финальную сцену романа с лунной дорожкой и бредущим по ней прокуратором, рядом с которым идет его самый верный друг - пес Банго. Сцену, которой не было в постановке Валерия Беляковича. Сцену, которой мне так не хватило, чтобы уравновесить не прекращающийся с первых мгновений спектакля шабаш и вакханалию.

Да, признаюсь, из всех героев романа мне больше всего нравится Понтий Пилат - человек с волчьим взглядом, разуверившийся в людях, который уже и не думал встретить на своем пути чистую и добрую душу, а потеряв ее по своей вине, испытывает страшные муки совести. Понтий Пилат в исполнении Валентина Клементьева - вот уже две тысячи лет терзаемый бессонницей - “мой” пятый прокуратор Иудеи, именно таким я его и представляла. Прокуратор, который непременно спас бы Иешуа, будь у него чуть больше времени...

Да, “Мастер и Маргарита”, пожалуй, один из немногих романов, где попадание “мой/не мой” чувствуется особенно остро. Вот вам еще один персонаж - Воланд. “Мой” Воланд - изящный, непостижимый и всемудрый персонаж, он вне времени, вне пространства. Воланд в исполнении Михаила Кабанова оказался для меня слишком громким, слишком примитивным, слишком гротескным, слишком кабачным. Я не видела постановки “Мастера и Маргариты” на подмостках Театр на Юго-Западе, но я видела небольшую сцену театра, и мне кажется, что в таком камерном пространстве такой Воланд, сошедший словно из commedia dell'arte, глаза в глаза зрителю, производит совсем другое впечатление. Так словно смотришь в зеркало. На сцене МХАТ условность обернулся пошлым китчем.

Да, про громко. На сцене кричат все. Еще раз - “кричат все”. Кричат в монологах, в диалогах, в тексте от автора, когда надо говорить шепотом, когда надо помолчать. Громче всех кричит Воланд. Впрочем, это не удивительно: чтобы вести диалог с, например, Иваном Бездомным (Андрей Кравчук) через огромную сцену МХАТа, надо иметь мощную громкость. А если при этом еще громыхают листы жести и звуки электрической музыки , то громкость голоса надо увеличивать вдвое. Правда, в такой ситуации есть риск, что тебя не услышат, и тогда надо добавить отчаянную жестикуляцию, которую можно разглядеть сквозь клубы дыма и лучи прожекторов.

Да, про текст автора. Это, пожалуй, один из главных героев спектакля. Актеры периодически застывают и декламируют длинные фрагменты романа “слово в слово”. Поначалу это кажется забавным - так, Берлиоз (Борис Бачурин), сидя на полу, длинно и нудно читает монолог о том, как он подскользнулся и потерял голову. Иван Бездомный, топчась на одном месте, расскажет, как он догонял, догонял, догонял, догонял, да не догнал свиту Воланда. К концу первого действия, когда от мелькания сцен Москва сольется в одну картинку с Иерусалимом, монологи потеряются в грохоте железа, и вы все чаще и чаще будете смотреть на часы с немым вопросом “когда же антракт?”, возможно, вам захочется сделать то же самое, что и мне, - закрыть глаза. Тогда, если просто слушать, то можно представить, что присутствуешь на добросовестной радиопостановке романа “Мастер и Маргарита”.

Да, про свиту. Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла. Когда я первый раз читала роман, что посмеивалась вместе с ними над тем, как они подшучивают и издеваются над людьми. Возможно, в них есть что-то доброе и чистое, но на сцене вместе с Воландом были злобные и жесткие существа, которые с легкостью из-за “шуточек” погубили и Римского, и Варенуху, и Берлиоза и многих,многих других. Впрочем, надо признать, что Коровьев в исполнении Тимофея Ивашина чрезвычайно пластичен и элегантен, Азазелло (Артемий Оя) в ипостаси “ качка” я точно не могла представить (хотя, почему бы и нет), Гелла (Екатерина Кондратьева) оказалась не “моя”, но чрезвычайно эффектна.

Да, про народ. Народ на сцене четыре часа в шабаше нон-стоп. В какой-то момент за него (народ) становится страшно. Грибоедовская вакханалия с трансвеститами, сумасшедшая клиника психиатра Стравинского с кордебалетом интернов, низкосортное варьете с осыпанием зрителей “червонцами” и бал сатаны с претензией на садо-мазо - обыватели, литераторы, врачи, прохожие, вагоновожатые - шумно, громко, костюмно и местами пошло. Зеркало иногда бывает слишком кривое, увы. За Стравинского (Владимир Халтурин) мне, как врачу, обидно вдвойне. Умного и интеллигентного психиатра Стравинского превратили фактически в пациента собственной клиники. И да, фразочка “Фиксируем”, кажется, плотно вошла в наш обиход.

Да, про фразочки и находки. Обратите внимание на телеграфистку Карпову (Арина Алексеева) и то, как она зачитывает телеграммы Лиходеева, полагаю, многим стенд-аперам у нее есть чему поучиться. Иван Безродный, в ярости громящий “Грибоедов”, диво как хорош и атлетичен, а в сценах с Мастером очень честен. Левий (Максим Дахненко) поначалу показался мне “никакушным”, но я закрыла глаза и слушала его завороженно.

И да, о чем спектакль? О том, что если вы никогда не читали “Мастера и Маргариту”, то можно потратить 4 часа в осеннюю дождливую погоду и узнать немного про прокуратора Иудеи и Иешуа, про Воланда и , наконец уже, про Аннушку, что пролила масло (“Блин, вот она откуда!” - дословная реплика, что раздалась у меня за спиной), про Мастера и Маргариту, и чуть-чуть про добро и зло. Я не знаю, появиться ли у вас после спектакля желание открыть книгу и прочитать “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина....”, но посмотрите постановку и решите для себя сами, ваши эти “Мастер и Маргарита” или не ваши.

И пусть "каждому будет дано по его вере”.

Спасибо за приглашение moskva_lublu и МХАТ им. М. Горького

Блогерский поход, Рецензия, Театр, Москва

Previous post
Up