«Тысячи людей живут и не смотрят на Большую Медведицу! - Им только кажется, что они живут»

Dec 17, 2016 10:00



На спектакль «Безымянная звезда» в театре Армена Джигарханяна я пошла со 16-тилетним    сыном. Юноша - опытный театрал, видел немало постановок в различных театрах, и мне    очень захотелось показать ему именно эту пьесу Михая Себастиана. Мне тоже когда-то было  16, и в это время на телевизионном экране в одноименном фильме блистали молодые Игорь  Костолевский и Анастасия Вертинская, прекрасные Михаил Козаков и Светлана Крючкова. А до  этого был фильм 1965 года с юной Мариной Влади и Клодом Ришем режиссера Анри Колпи.  Впрочем, надо ли говорить, что наш фильм - лучше?

А вообще, помните, именно в те времена были созданы трогательные советские телешедевры:  «Покровские ворота», «Тот самый Мюнгхаузен», «Ирония судьбы» и многие другие. Фильмы  обаятельные своей искренностью и нежностью. Я и сейчас пересматриваю их с  ностальгической улыбкой, продолжая текст за героями с любого места.

Приглашение в театр Джигарханяна пришло очень вовремя. Мне захотелось, хотя бы на время  спектакля, вернуться в почти позабытое ощущение бесшабашной и очаровательной юности,  поделиться этими чувствами с сыном, получить взаимное удовольствие от легкого театрального  вечера. Вечера, в котором будет история богатой содержанки Моны, сбежавшей из казино без  документов и денег, которую высадили из поезда в Богом забытом провинциальном городке, и  бедного учителя космографии Марина Миройю, влюбившегося в Мону с первого взгляда.  Вечера, в котором может быть, случится невероятное, и звезда отклониться со своего пути.


Но задуманное мною немного не получилось.Вернее, у меня-то все сложилось, лучше не придумаешь. Я получала удовольствия от спектакля. Меня колыхало на волнах радости и грусти, я то вытирала слезы в видоискателе фотокамеры, то хохотала от смеха, не успевая щелкнуть затвором в самые эмоциональные моменты. Провинциальный сонный городок на сцене всего в двух локациях - железнодорожный вокзал и крохотная квартирка Марина под крышей, но с какой же любовью это сделано! Настоящие декорации, в которых и окошечко кассы, куда засовывает голову нетерпеливый пассажир. И массивные напольные часы, показывающие правильное время едва ли не два раза в сутки. И проблески семафора и света проносящегося скоростного дизель-электропоезда в глубине сцены. И шаткие чердачные ступеньки, ведущие на грохочущую под ногами жестяную крышу, откуда так хорошо ночами видно Большую Медведицу. Пересказывать целиком пьесу не стану, она всем известна, но отмечу лишь, что режиссер Евгений Гинзбург не изменил в ней ни одного слова, не выбросил ни одной реплики, знакомой по старому кинофильму.

Избежать сравнения новой постановки с известным фильмом мне не удалось, хотя я и старалась. И кажется мне, что Мона в исполнении Марии Козловой, волей судьбы (или станционного смотрителя) попавшая в глухую провинцию, - молода, прелестна, капризна, но это не Мона Анастасии Вертинской. Эта Мона напоминает ту, прежнюю, тоже восторженно разглядывающую звезды, удивленно перелистывающую страницы старинных фолиантов и учебников по космографии. Но та, прежняя Мона, другая. Она космическая, чуть ли не с той самой Большой Медведицы. Ей достаточно мимолетного взгляда, взмаха ресниц, небрежного движения руки или случайно оброненной фразы и весь мир оказывается у ее ног. Встретить такую Мону - один шанс на миллион. Или на миллиард. И да, я помню, что в «Советском Союзе секса не было», но речь сейчас не об этом. А о том, что история Марина и Моны в изложении Михаила Казакова чиста и немного наивна. Та история лишена какого-либо намека на физиологию, на секс. Нынешная Мона откровенно соблазняет бедного учителя, предвкушая занятное любовное приключение.

И именно во втором действии, когда герои кувыркались в постели, кричали и лихорадочно раздевались, я вдруг отчетливо увидела, как для моего сына рассыпается хрупкая и нежная канва пьесы Себастиана. Исчезло волшебство, так умело и незаметно создаваемое в первом действии. И ему стало скучно. Он смеялся вместе со зрительным залом над шутками, коих в тексте немало, но перестал сопереживать героям. Он понял, зачем бедный, но умный (по пьесе) провинциальный учитель Марин Миройю (Сергей Виноградов) «столичной штучке» Моне. Понял не так, как хотелось бы мне. Прежняя «Безымянная звезда» оставляла героям возможность выбора. Выбора изменить свою жизнь, найти новые грани в чувствах и решимость на безрассудную любовь и поступки, убежать от суетного и материального. Пусть даже на Большую Медведицу. В нынешней пьесе в трактовке Евгения Гинзбурга все предопределено и запрограммировано давно и не нами. «Звёзды никогда не отклоняются от своего пути». Все остальное - игра.

А впрочем, несмотря ни на что, история Марина и Моны не может не быть чистой и светлой. Она может показаться надуманной, слащаво-приторной и мелодраматично-фальшивой, если не знать, что пьесу впервые сыграли 1 марта 1944 года, в оккупированном нацистами Бухаресте. Счастье - пусть на мгновение, на несколько часов, даже на один день - это так мало! Или так много. Особенно, когда (как писал Себастьян) «мы строим планы, но всюду вокруг нас - тень беды, которая неминуемо еще придет»…

И даже если герои расстаются, то с ними (и со зрителями) остается память о теплом июльском дне, когда звезды ненадолго, но все-таки отклоняются от своего пути.


Румынский драматург Михаил Себастьян

Прочитать пьесу "Безымянная звезда".

Большое спасибо pamsik и самому культурному сообществу moscultura за культурный досуг и повод поразмышлять!

P.S. Фотографий со спектакля на сей раз не будет, хотя я и фотографировала. Жесткий диск компьютера делает попытки почить в бозе, хотя мы не теряем надежду на его реанимацию.

2016, Блогерский поход, Рецензия, Театр

Previous post Next post
Up