Чтобы ни писали и не думали, театр это про любовь. Счастливую или несчастную. Короткую или на всю жизнь. Написанную воздушными рифмами или мерзкими подробностями. В невыносимом шуме или оглушающей тишине. Про любовь. Ибо все, что есть и ради чего стоит жить, это любовь.
«Королева красоты» по пьесе МакДонаха в дебютной постановке Сергея Виноградова в
театре Армена Джигарханяна не исключение из правил.
В
«Королеве красоты» не изящной драматургии или умных диалогов. Но в ней с лихвой психологических этюдов и намеков к размышлению. Мартин МакДонах, как и Вампилов, который сочинял истории с сюжетом, рассказывает нам о Морин и Мэг Фолин, живущих в богом забытом ирландском городишке. Мэг уже больше 70 и она отчаянно боится остаться одна и не отпускает дочь ни на шаг. Морин за 40 и она отчаянно пытается найти свое счастье, для чего ей надо избавиться от матери. Надежды на новую жизнь Морин связывает с бывшим соседом Пато Дули, в которого она влюблена много лет. Пато вернулся домой и зовет Морин уехать в Америку. Вместе. Без Мэг.
Морин и Мэг Фолин проживают перед зрителями историю, в которой невозможно найти истину. Грань между счастьем и эгоизмом, ранимостью и злопамятностью столь тонка, что иногда незаметна. Мать и дочь отчаянно воюют друг с другом за свое "счастье» - капризно, мстительно иногда беспощадно. Вот только «счастье» каждая понимает по-своему, да и методы борьбы могут удивить неискушенного зрителя. И чем больше вовлекаешься в постановку, тем сложнее понять, кто прав, а кто виноват.
Впрочем, у МакДонаха виноваты и невиновны все. Татьяна Мухина (Морин) и Мария Соловьева (Мэг) проведут нас от мизансцены к мизансцене, словно через лабиринт, показывая новые грани правды. Или лжи. Но, увы, до истины мы так и не дойдем. «Правда» Мэг и «правда» Морин никогда не сойдутся в одной точке.
Пружина спектакля сжимается постепенно, чтобы распрямится в одно мгновенье. Жесткость МахДонаха может шокировать, вызвать отвращение к персонажам, талантливо сыгранным Мухиной и Соловьевой. Раскаленное масло, пролитое на руки матери «заботливой» дочерью, моментально делает из дочери-жертвы палача, и опять не понимаешь, кому в этой истории сочувствовать больше. В финале пьесы в аккомпанемент дождя вплетётся музыкальный привет от Анетт и Марго Фолин, поздравление маме Мэгги с днем рождения. Поздравление, которое так и не дошло до адресата, - доведенная до отчаяния Морин убьет ненавистную мать. Принесет ли ей это счастье, или окончательно приведет к безумию, - решать зрителю. МакДонах беспощаден, но оставляет шанс персонажам в последнюю минуту, за секунду до неминуемой беды проявить себя как человек.
Мне повезло с местами на спектакле: взаимоотношения Мэг и Морин надо разглядывать подробно, в деталях. Бытовая история матери и дочери появляется исподволь - из старого шкафа, из телевизора с вечными австралийскими сериалами, из каши с комками, из пакетикового супчика, из тяжелой кочерги. И если Морин в начале постановки вызывает сочувствие, то Мэг очаровательна в своей омерзительности.
Роль престарелой Мэг Фолин отдана молодой и симпатичной Марии Соловьевой, которую с трудом узнаешь в гриме и мешковатой одежде. Мэг Фолин с крошками печенья на кофточке, с отвратительным чавканьем во время еды, с капельками слез на кончике носа и униженно-противным «свари кашку, ну или хотя бы супчику» - хочется прибить сразу и желательно быстро. Мне вообще показалось, что Мария Соловьева развлекается в этой роли как может, поистине виртуозно. Одна из замечательных сцен в постановке - мизансцена между Мэг и братом Пато Реем в конце спектакля, ее вовсе можно показывать отдельным номером. И не спешите убегать после спектакля, финальные поклоны Марии Соловьевой не разочаруют!
Татьяна Мухина (Морин Фолан) - яркая, острохарактерная актриса. Ее Морин как натянутая струна, готовая лопнуть в каждую секунду. Татьяна великолепна и в короткие мгновенья счастья с Пато, и в отчаянной безысходности в сценах с материю, и в нарастающем безумии, что плещется в ее глазах в финальных сценах.
Абсолютно незабываем в роли Рея Дули Михаил Железнов. Невероятная пластика Михаила достойна всяческих похвал. Долговязый рыжий ирландский подросток Рей, вовлеченный в безумие семьи Фолан удивительным образом не замечает этого самого сумасшествия. Егой волнует вопрос давно потерянного теннисного мячика и странное написание имени невесты Пато. Браво, Михаил!
«Королева красоты» Сергея Виноградова несомненная удача театра. Но за занавесом постановки остался вопрос - для чего написана эта пьеса? Более того, в театре Армена Джигарханяна зрителя пощадили, МакДонах написал «Королеву» намного жёстче, циничнее и противнее. Я не удержалась после спектакля и прочитала пьесу. Помните, мы начали с того, что театр это любовь? Но как же сложно найти эту любовь в «Королеве красоты»!
Виноградов вместе с Макдонахом показывают нам финал истории, начавшейся много лет назад. Сегодняшняя Морин титул «королевы красоты» не завоевала бы, но юная Морин носила это прозвище с гордостью. Сестры Анетт и Марго давно замужем, а Морин до 40 лет живет с матерью и хранит в сердце любовь к Пато. Пато двадцать лет назад уехал в Англию и затерялся там. А Морин с нервным срывом попала в психиатрическую клинику, откуда ее забрала Мэг. Много лет назад Морин уже теряла Пато, и это закончилось трагически. Спустя годы Пато вновь появляется на пороге дома Фолин…
Возможно, Мэг испугалась за Морин. Возможно, она знает, что болезнь Морин может вернуться, если снова ничего не получится с Пато. Да, это любовь, которая, на первый взгляд, разрушает стремление дочери быть с любимым человеком. Но только на первый. Мэг больше не верит Пато. И летят письма Дули в огонь печи. Физическая немощность Мэг, выливание мочи в раковину, капризность, - оковы, которыми она привязывает Морин к себе, к дому. Привязывает, чтобы уберечь. Спасти. Мне Мэг чем-то напоминает Аманду Уингфрид из «Стеклянного зверинца» Теннесси Уильямса. Мэг, как и Аманда, защищает свое дитя, неумело заключая в тиски любви. Трагедия Мэг и Морин в том, что они разучились отдавать любовь и любить самим. Потеряли грань между эгоизмом и счастьем, которую мы тоже порою не видим. И если мы убиваем любовь - любовь убивает нас.
Мартин МакДонах больше не пишет пьесы. Но за жестокостью и неприглядной внутренней сущностью героев драматурга спрятана большая любовь и вера в них.
Вера в то, что в каждом из нас есть Свет.
И еще немного фотографий...
Большое спасибо
pamsik и
mosblog за возможность культурного обогащения.
Моя рецензия на «Афише»
Королева красоты Чтобы ни писали и не думали, театр это про любовь. Счастливую или несчастную. Короткую или на всю жизнь. Написанную воздушными рифмами или мерзкими подробностями. В невыносимом шуме или оглушающей тишине. Про любовь. Ибо все, что есть и ради чего стоит жить, это любовь. «Королева красоты» по пьесе МакДонаха в дебютной постановке Сергея Виноградова в театре Армена Джигарханяна не исключение из правил.
В «Королеве красоты» не изящной драматургии или умных диалогов. Но в ней...
Читать полностью Ketevan Meshkova 15.07.2016 21:35:00 · Хорошая рецензия? ·
Спасибо! О спектакле: Все рецензии
Оставайтесь на связи:
LiveJournal |
Facebook |
Instagram