Ну здравствуй, брат Пушкин! Как жизнь, старина?

Jan 21, 2016 10:00




В театр "Сфера" мне хотелось посетить давно. Необычный камерный московский театр, расположенный в саду "Эрмитаж", в котором художественный руководитель Е. Еланская объединила актеров и зрителей в единую "сферу общения". В этом театре зрительный зал - трансформирующийся круговой амфитеатр, а в центре и между секторами амфитеатра - несколько сценических площадок. Согласитесь, это уже интересно.

После чтения всевозможных отзывов, выбор пал на спектакль по малоизвестной пьесе Андрея Платонова «Ученик лицея».


Задумка-то у меня была хорошая - познакомить юношу с юными годами Поэта не только по сухим школьным учебникам, но показать ему юность Александра Сергеевича, рассказать про лицейские годы. Я отлично помню чудеснейшие романы Юрия Тынянова, перечитывала их неоднократно, особенно "Кюхлю". Сколько у Юрия Николаевича романтики и трепетно-нежного отношения к Пушкину, его лицейским соратникам, к лицейскому братству. Но не получилось, увы.

"Ученик лицея" - это Платонов поздний, чуть ли не последняя пьеса автора. Тексты Платонова сложно воспринимать и на слух, и при чтении, порою скучно, завязаешь в них, словно в тягучем болоте, и продираешься сквозь слова. Но при этом многослойные, философские. Порою излишне многослойные. Таким же тягучим и вязким получился спектакль - три часа театрального действа, с паузами, повторами, но с шумной и беспорядочной беготней по амфитеатру и криками. Персонажи постановки или скандируют текст, словно лозунги (Василий Львович Пушкин), или сурово-назидательно и скупо оброняют реплики (няня Арина Родиновна).



Василий Андреевич Пушкин (В.Стоноженко) и Ольга Сергеевна Пушкина (В.Гладилина)

Жуковского в исполнении Александра Алексеева я сначала не узнала. Несколько минут вглядывалась в седовласого толстячка в сюртуке - не Крылов ли это часом? Учтите, что Жуковскому в лицейские годы Пушкина было немногим больше тридцати. Державин (В.Борисов) дряхлый старик, и по стариковски ворчлив, но, как и положено, Поэта благославляет. Сцена знаменитого экзамена, где Пушкин читает высокому собранию "Воспоминания о Царском Селе", могла бы быть одной из самых сильных сцен в спектакле, если бы не излишняя пафосность и нарочитая истеричность Дениса Береснева, исполняющего Поэта. Береснева вообще слишком много, порою не успеваешь следить за его перемещениями по амфитеатру, а иной раз возникает острое желание "приглушить" звук, так громко он существует на сцене.



Генерал Савостянов Геннадий Петрович (В.Донцов), Энгельгард Егор Антонович (В.Куприянов) и Державин Гаврила Романович (В.Борисов)

Нет, я понимаю, что А.С. Пушкин у каждого свой. Пушкин в трактовке Андрея Платонова, режиссера-постановщика Александра Коршунова и актера Дениса Береснева с "моим" Пушкиным не совпал, увы еще раз. Мне всегда казалось, что Поэт, особенно в юные годы, был веселый, легкий, азартный, страстный, но нет. В театре "Сфера" Александр Сергеевич - нездорово политический озабоченный вьюнош, который денно и нощно думает исключительно о вольности и освобождении крепостного и несчастного народа. И разговаривает Саша Пушкин со всеми вокруг странными метафорами и эпитетами, добро бы рифмованными (поэт все-таки), но и не рифмованными даже. Также "зубодробительно" звучат "крестьянские музы", особенно Арина Родиновна (Н. Перцева).



Чаадаев Петр Яковлевич (С.Загорельский), Вильгельм Кюхельбекер (Дмитрий Бероев), Петров Захарий (А.Суренский) и Антон Дельвиг (А. Артамонов)

Под стать политически грамотному Пушкину юный гвардейский офицер Петр Чаадаев (С. Загорельский), который под звон бокалов ведет иделогически крамольные разговоры. Тут у меня немного хронологически и политически не сложилось: сначала "декабристы разбудили Герцена", потом "Герцен разбудил Чернышевского", и уже "Чернышевский разбудил Ленина" - так нас учили? До декабристов ещё долго, и до "Философского письма" Чаадаева еще целых двадцать лет. Бедный, бедный Чаадаев...
(Мне тут подсказали, что Чаадаев навещал Пушкина в Царском селе во время каникул, но по ходу спектакля это не очень понятно).



Кюхельбекер Вильгельм (Дмитрий Бероев), Пушкин Александр (Денис Береснев), Дельвиг Антон (Александр Артамонов), Пущин Иван (Никита Спиридонов)

Порадовала лицейская братия, особенно Кюхля (Дмитрий Бероев) и Антон Дельвиг (Александр Артамонов). К Кюхле, как можно было догадаться, я отношусь неравнодушно, еще со времен Тынянова, и Дмитрий Бероев играет Вильгельма великолепно. Долговязый и трепетный подросток-очкарик, запинаясь и смущаясь, читает на царскосельсоком экзамене свои, заведомо проигрышные по сравнению с Пушкиным, стихи. Хулиганство лицеистов, несомненно, разбавляет незамысловатым юмором политический настрой пьесы, но динамики постановке никак не добавляет.

В общем, я с трудом уговорила сына дождаться конца спектакля. В начале второго акта в зале появились пустые места, некоторые зрители ушли, так и не узнав, чем же закончилась постановка. А закончилась она душещипательной сценой проводов Поэта в ссылку. А может быть, и в последний путь, кто знает...

В феврале сделаем еще одну попытку почувствовать театр "Сфера" - идем на премьеру спектакля "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова.

P.S.
Памятник Андрею Платонову на Проспекте Революции в сквере перед зданием Воронежского государственного университета.










Оставайтесь на связи:
LiveJournal |
Facebook |
Instagram

2015, Рецензия, Театр

Previous post Next post
Up