Jan 20, 2012 12:53
О правилах
Правила были сформулированы не сразу. Но совсем без правил вести кружок было не возможно. В итоге попробовали общими усилиями их записать. Получился солидный текст, который выложили в сети на страничке группы. Но, как выяснилось, никто эти правила там не читает. Потому и приходится о них периодически напоминать. Желательно это делать творчески, а не просто зачитывать.
Я не буду приводить здесь все правила. Напишу лишь самое актуальное, на мой взгляд.
Высказывания должны быть краткими. Это учит людей выражаться более точно и внимательно слушать других. Навыков последнего, к сожалению, многие из нас лишены. И кружок - хорошая школа умения слушать.
Еще очень важно не дискутировать и не навязывать свою точку зрения, не оценивать высказывания другого, не перебивать, не поправлять и не подсказывать. Да, бывает человеку трудно сформулировать мысль, но ему легче помочь не своей подсказкой, а своим вниманием к его словам. Бывает, что человек новоначальный может ошибиться или сказать что-то богословски неверное. Тут важно иметь такт очень мягко его поправить.
Важно никого не принуждать к высказываниям. Каждый вправе пропустить свое слово. Бывало, что кто-либо из активных участников на какой-либо встрече сидел практически молча, но потом делился тем, что получил от этой встречи гораздо больше, чем от других.
Иногда возникают столь интересные вопросы, что хочется углубляться в них до бесконечности. И здесь надо не дать уйти встрече в отвлеченные «дебри». Мне очень помогает формулировка: давайте отложим это «на чай». Обычно к чаю этот вопрос либо отпадает, либо за чаем после встречи бывает не пустая, а содержательная беседа.
Что делает ведущий?
На каждой встрече есть ведущий. И ведущий не всегда я. Иногда может вести и кто-то еще, но желательно имеющий опыт участия во встречах. Ведущим, скажу честно, быть непросто. Вместо внимательного вчитывания в текст приходится внимательно следить за ходом встречи. Приходится «обкрадывать себя». Но без ведения - встреча развалится.
Надо сказать, что ведущему нередко приходится проявлять твердость и принципиальность. Некоторые негативные моменты стоит вежливо, но твердо и убедительно пресекать. Злостным нарушителям правил - смеющимся, перебивающим, спорящим, не дающим договорить - приходится делать внушения. Тут на ведущем лежит особая ответственность - сделать это с христианской любовью. Возможно, придется пожертвовать собственным спокойствием, ради ближних.
Помимо ведущего, на наших встречах сначала был еще и «книжник», т.е. человек, который готовился по святоотеческим толкованиям этого отрывка. Чаще всего, им был я. По моим ощущениям, одновременно быть ведущим и «книжником» - сложно. Но, к счастью, постоянные участники встреч со временем вдохновились и теперь готовят толкования сами. «Книжников» в нашем ряду прибыло.
Интересно, когда есть возможность кому-то подобрать какие-то исторические факты, связанные с отрывком. Но наш опыт показывает, что перебор научно-богословской информации идет не на пользу встрече.
Иногда на встречах хватает и толкований, и исторических данных, но отрывок остается нераскрытым в нравственном или аскетическом смысле. Я обычно прошу подыскать хорошие проповеди хороших проповедников на этот эпизод. Это делает встречу не только научно-познавательной, но и душеполезной.
Теперь о самом обсуждении. Обычно именно эта часть вызывает некоторое подозрение у людей осторожных. Стих читает кто-то вслух, а потом каждый желающий либо задает вопросы, которые у него возникли, либо говорит, как он этот стих понял. Затем мы ищем ответы на вопросы у толкователей, а мнения людей сверяем с мнениями Отцов. Иногда, когда никто не решается что-либо сказать, можно просто попросить кого-либо пересказать стих своими словами. И вот тут часто очень заметно, что у нас почти нет навыков говорить о Писании. Вроде мы понимаем, о чем речь в отрывке, а рассказать не можем.
Заканчивается встреча обычно так. Ведущий по кругу предлагает высказаться каждому желающему по всему отрывку и по впечатлениям от встречи. Скажу честно, мне очень памятны эти «финальные круги». Именно здесь мы на каждой встрече слышим: «а я и не думал, что этот отрывок столь глубокий!» «а я и не знал, что так интересно читать Евангелие!» «я сто раз читал этот отрывок, а сегодня посмотрел на него совсем иначе!».