Вчера я уже написал о декриминализации коррупционных преступлений, которая вводится в качестве практики в рамках двух предложенных законопроектов, уже принятых в двух чтениях.
Сегодня - о других следствиях, вытекающих из тех же законопроектов.
Напомню, что речь по-прежнему идёт про:
1. ФЗ № 953369-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». 2. ФЗ № 953398-6, который вносит изменения в «отдельные законодательные акты» в связи с предыдущим.[название] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».
Есть ещё одна тема, кроме очевидного укрепления социального расслоения, когда обеспеченное большинство, совершив (впервые, что стыдливо оговаривается) уголовное преступление небольшой и средней тяжести, то есть такое, наказание по которому срок лишения свободы не превышает пяти лет, так вот - совершив его, имеют возможность отделаться штрафом, возместив ущерб. И не иметь за собой в биографии вынесенного обвинительного приговора фактически.
Кроме этого законопроекты являются новой попыткой регулировать семейные отношения в духе какой-нибудь антиутопии. Дело в том, что, согласно предлагаемой редакции ст. 116 ч. 1 УК РФ (побои) и ст. 20 УПК РФ, прекращение разбирательства в связи с примирением сторон не предполагается. А под побоями в части первой указанной статьи понимаются действия, причиняющие физическую боль. То есть причинение физической боли в семье будет обязательно доводиться до суда, даже если реальный конфликт уже улажен полюбовно.
При этом декриминализовано оказывается причинение физической боли только за пределами семьи. Как указывает Л. Виноградова, такое выделение семьи («родственников или близких лиц») в качестве специального субъекта нарушает ст. 19 Конституции РФ - в части дискриминации граждан по социальной принадлежности.
Итак, имеем новый квалифицирующий признак преступления, а именно «побои в отношении близких лиц». Как указывает А. Коваленин, это сделано «безобразно по технике»: «признак, связанный с отношением к потерпевшему («близкие лица») рядоположен с признаками по мотивам преступления».
Для прояснения привожу цитату из текста законопроекта: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы…»
То есть либо в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений и т.д. К слову, сроку можно за это получить до двух лет.
Итого: уголовное преследование за побои в семье фактически ужесточается, распространяясь на тех, кого оно прежде не касалось. Без права на примирение.
И чтобы уж совсем довершить картину, скажу, что история вопроса началась с выступления В. Путина (послание президента Федеральному Собранию РФ 3 декабря 2015 года), где было сказано:
«Сегодня практически каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с мелкими, незначительными преступлениями, а люди, в том числе совсем молодые, попадают в места лишения свободы, в тюрьму.
Пребывание там, сама судимость, как правило, негативно сказываются на их дальнейшей судьбе и нередко приводят к последующим преступлениям.
Прошу Государственную думу поддержать предложения Верховного суда России о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние».
Позже соответствующее предложение внёс Верховный суд, а теперь имеем то, что имеем. Добавлю, что ранее законопроекты подвергла общественной экспертизе Общественная палата РФ в своём Заключении заявила, что «не поддерживает проекты федеральных законов № 953369-6 … и № 953398-6».
Мы хотим информировать население страны о том, что происходит, поэтому в рабочие дни 20 и 21 июня выходим с одиночными пикетами в разных городах России. Наша задача заключается в том, чтобы данные законопроекты в предложенной редакции не были подписаны президентом.