Самая удобная болезнь, или спасите героев!

Aug 16, 2012 21:56

Господа авторы, я обращаюсь сейчас к вам с напрасной надеждой на то, что вы хоть немножко одумаетесь, и что вас не забанили в БСЭ и в Википедии. Потому что читать это стало совсем невозможно. Сейчас расскажу, в чем фокус.
Жила-была книга.
В книге был Главный Герой.
Он, как водится, был мужественный, сильный, отважный, благородный. Он был выпестован вами и, вне всякого сомнения, любим. Герой бродил по тексту туда и сюда, мочил гоблинов, инопланетных захватчиков, орков, врагов рода человеческого, аннунаков, чужих десантников, влюблялся в принцесс, фей, ведьм, вампирш, эльфиек, и т.д., в общем, жил полной жизнью и преодолевал всякие разные трудности.
И вы, дорогой автор, решили ему жизнь еще сильнее усложнить.
И загнали его в холодные земли, где бродят злобные вирусы с микробами, и только и ждут какого-нибудь Главного Героя.
…и тут происходит то, после чего я лично всегда тихо закрываю книгу и столь же тихо откладываю ее в сторонку. Потому что больше не могу про это читать. Ваш герой, чтобы красиво пострадать, красиво заболевает. И вы, дорогой автор, ищите ему болезнь, достойную столь возвышенного существа. И находите всегда одну и ту же.

Все.
Одну и ту же болезнь.
Это - пневмония.

Если говорить современным языком - не, ну а чо? Во-первых, само слово «пневмония» звучит мужественно и романтично. Во-вторых, от этой болезни вроде бы не помирают. Какой-нибудь тривиальный насморк для Героя явно не походит, бронхит - это тоже несерьезно, и вообще что-то заумное, чахотка вроде бы звучит неплохо, но по вашим сведениям это туберкулез, про который вы совсем ничего не знаете, а ОРЗ в четырнадцатом веке вообще еще не придумали. Вывод напрашивается сам собой.
Опомнитесь, пожалуйста.
Для начала, пневмоний существует много - очаговая, сегментарная, долевая, сливная, тотальная… Вы со счету собьетесь, если начнете разбираться, сколько возбудителей могут послужить причиной для ее возникновения. Стоит заметить, что от холода эта болезнь практически не зависит. Ею с одинаковым успехом болеют во все времена года. Да, переохлаждение может послужить спусковым крючком для нее, но далеко не во всех случаях.
И - вот тут придется вас разочаровать - болезнь эту, мужественно кашляя, ваш герой на ногах не перенесет. Особенно если речь идет о фентези, которая, признаться, уже достала своими логическими допущениями. Если вы пишете о средневековье, хотя бы с небольшой долей честности, заказывайте герою гроб. Он умрет, ваш герой. Достаточно быстро. Так же, как умерла Герцогиня де Шатору, фаворитка Людовика XV, в, если память не изменяет, 1744 (45?) году. Так же, как умирали в те времена практически все заболевшие. Народные средства, увы, от пневмонии не помогают.

Вы вообще в курсе, что от пневмонии умирают по сей день, не смотря на то, что лекарств существует множество?
Жуткий случай с маленькой девочкой, которую мама мазала календулой, помните, чем кончился? Царствие Небесное малышке, а ведь мы с вами живем в XXI веке. Могу привести цитату: «Меня ещё напугало, что нынче она очень бледная, аж в синеву-желтизну, у неё синюшние губы и ногти. Дыхание уже несколько дней поверхностное, учащённое, прерывистое, резкое, не знаю, как ещё сказать. И температура явно есть...» (с)
Кто-нибудь из ваших знакомых когда-то болел? Вы были в боксах для больных пневмонией - современных, с огромной длинной батареей на стене, защищенные от малейшего сквозняка… люди лежат в таких боксах месяцами, и далеко не все выздоравливают.
Однако вернемся к книгам.
Только к хорошим и правдивым.
Каверина, «Два капитана», вы читали? Прочтите, как он описывает смерть сестры главного героя, не поленитесь. Это двадцатый век, это не ваше обожаемое средневековье - а результат, увы, плачевен.
«И вот начались эти дни, о которых я еще и теперь вспоминаю с горьким чувством бессилия и обиды. По три раза в день мы ходили в клинику Шредера и долго стояли перед маленькой витриной, в которой висел температурный листок: «Сковородникова - 37; 37,3; 38,2; 39,9». Но это было не простое воспаление легких, когда на девятый день наступает кризис, а потом температура падает, как было у меня в школе. Это было проклятое «ползучее», как сказал профессор, воспаление. Были дни, когда у нее была почти нормальная температура, и тогда мы возвращались очень веселые и сразу начинали ждать Сашу домой. Розалия Наумовна - так звали супругу фотографа-художника - рассказывала, что она тоже болела воспалением легких и что эта болезнь просто пустяки в сравнении с гнойным плевритом, которым болела ее сестра Берта. Петя начинал говорить о своей скульптуре, и однажды мне даже удалось уговорить его сходить со мной в Эрмитаж. Но наутро мы снова молча стояли перед витриной и смотрели, смотрели, смотрели… Я заметила, что Петя однажды закрыл глаза и снова быстро открыл, как в детстве, когда думаешь, что откроешь глаза и увидишь совсем другое. Но он увидел то же, что видела я и что мы надеялись больше не видеть: «Сковородникова - 38,1, Сковородникова - 39,3, Сковородникова - 40».
Три дня подряд температура держалась на 40, потом резко упала - на несколько часов - и опять поднялась, на этот раз до 40,5. Я была уверена, что это не воспаление легких, и тайком от Сани поехала к профессору на квартиру. Но он подтвердил диагноз - фокус прослушивается совершенно ясно, - не один, а несколько и в обоих легких. Он сказал, что это не по его части и что Сашу уже смотрел терапевт».(с)

Можно обратиться к статьям, которых полно на тему - и что же там, в этих статьях? Например…
«Эффективно лечить пневмонию, которая наряду с гриппом в начале прошлого века уносила больше всего жизней, оказалось возможным благодаря появлению антибиотиков в 40-50-е годы». (с)

Господа, ваши кашляющие герои вызывают сочувствие и ужас одновременно. Осведомленных людей много больше, чем вам кажется - и люди за вашими словами видят иную картину, отличную от той, что нарисовали вы.
Создается ощущение, что в Российской фантастике идет эпидемия, с которой никакой Минздрав не в состоянии справиться. В девяти из десяти книг главный герой был серьезно болен пневмонией, а через две недели (!!!) после ее начала мужественно махался с врагами.
Это абсурд.
Нет, существуют примеры и покруче - в одном сообществе было бурное обсуждение, главного героя с открытым пневмотораксом советовали лечить подорожником (наводку дали друзья-медики, которые там двое суток сидели с попкорном и наслаждались зрелищем), но пневмония в ряду книжных заболеваний - безусловный лидер.

Господа авторы, учите матчасть.
Невозможно написать хорошую книгу, в которую читатель верит, без знания элементарных вещей и без чтения первоисточников. Пожалейте, пожалуйста, читателей и героев. И покажите, что вы - умные люди, которые разбираются в вопросе, а не ищут слово покрасивее, не имея при этом понятия о том, что за этим словом на самом деле стоит.

PS
- Ket, у тебя главгер в пред-пред-последней книге тоже пневмонией болел, забыла?
- Фиг с два. Забудешь тут… Болел, было дело. Почти два месяца, гад. Сначала в больнице лежал, потом дома. Три раза антибиотики меняли, задолбал всех, но поправился. И больше, замечу, болеть не собирается.
- Может, ему лучше по башке дать? Для оптимизации сюжета?
- Ну, нет. Вот еще. Тем более что «по башке» - это второй лидер в списке заболеваний. Но про это как-нибудь в другой раз, пожалуй. Тоже, кстати, тема животрепещущая…

Previous post Next post
Up