Поездка на ретро-автобусе.

Apr 19, 2017 22:53

8 апреля "Заповедные железные дороги" организовали поездку-экскурсию на ретро-автобусе - хорошо знакомом нам с детства ЛиАЗ-677. Поездка проходила по промышленным "задворкам" Москвы - местам, которые не показывают участникам "стандартных" экскурсий. Юго-восток Москвы - пожалуй, самый "железнодорожный" ее район. Магистральные линии - Казанская, Горьковская, Курская вкупе с Окружной дорогой, ныне называемой МЦК и многочисленными промышленными ветками образуют здесь причудливое переплетение. Последние и были одним из основных объектов нашей экскурсии. Постепенно их становится все меньше - заводы, которые они обслуживали, закрываются, возить нечего, и теперь вроде как одно неудобство от них - мешают застраивать территории. Но пока они еще существуют, и даже, в каких-то минимальных объемах, используются...

Начиналась поездка от станции метро "Кузьминки".



Наш Лиаз подъезжает.



Занимаем места...



Водитель Андрей уточняет последние детали маршрута.

Автобус ЛиАЗ-677М для поездки был предоставлен Музеем индустриальной культуры. Машина в состоянии "как новая". Со слов экскурсовода, в прошлой жизни она трудилась в аэропорту татарстанского города Бугульмы. Также, со слов экскурсовода, год выпуска машины - 1977-й. А вот это вряд ли...  Потому как и по экстерьеру, и по интерьеру - это машина последних серий, не ранее 1989 года. Даже если так, ее раритетных качеств это не умаляет.





Отправляемся.

Наша первая остановка - у промышленной ж.д. ветки, ведущей к тупиковой грузовой станции Старопролетарская. Она была построена перед войной для обслуживания строившихся здесь промышленных предприятий. Это ответвление от так называемой Симоновской промышленной ветки. В ближайшее время возможны ее закрытие и ликвидация.



Вид в сторону станции Старопролетарская.



Вид в сторону Симоновской ветви.



Дальнейший наш путь лежал к Симоновской ж.д. ветви. Она была построена на рубеже XIX - XX веков от станции Перово Московско-Казанской ж.д. к грузовой пристани на Москве-реке, находившейся в районе Симонова монастыря, и имела множество ответвлений. Это одна из самых протяженных промышленных веток Москвы, ее длина около 8 км. Она имеет станции "Новопролетарская", "Бойня" и "Симоново". До 1950-х годов одно из ее ответвлений продолжалось еще дальше, до станции "Лизино", находившейся в районе ст. метро "Автозаводская". В настоящее время участок Бойня-тов. - Симоново закрыт и частично разобран.



Симоновская ветвь. Станция Новопролетарская.



Вид от ст. Новопролетарская в сторону ст. Бойня.

Движемся вдоль линии по направлению к ст. Перово до пересечения ее с Рязанским проспектом. Здесь имеется вот такой вот замечательный автомобильный проезд. Мало того, что высотой в 1,5 м, так еще и шириной в 1 машину. Подобный доводилсь видеть в Стамбуле. А между тем, используется он очень активно, во всяком случае по выходным дням. Тут проходит короткий путь к местному мегаларьку. Интересно, часто ли происходят здесь конфликты с мордобоем из-за нежелания уступать дорогу?



Наш автобус тут явно не пройдет.



Давно эта остановка не видела таких машин...

Сделав петлю по Рязанскому проспекту, подъезжаем к станции Бойня-товарная с другой стороны. Подходящая к станции улица носит название Скотопрогонная. Названия говорят сами за себя. Да, здесь с XIX века располагались городские скотобойни и слобода мясников, а позже, уже в советское время, был построен первый в СССР мясокомбинат - Микояновский. Бойня-товарная - крупная станция, сейчас, к сожалению, используемая очень мало. На момент нашего визита никакой работы по станции не велось, лишь стояли сцепы списанных вагонов.









Переднее продольное сидение - классическое место обитания детей :)

Когда я был таким, были еще более старые автобусы. Сиденье там располагалось поперек, спиной к водителю. И я вот так же сидел (стоял) на коленях, наблюдая за водителем и смотря на дорогу.



Наш экскурсовод Федор (слева).

Посетили мы и место, где до 1950-х годов располагалась "конечная" станция Симоновской ветки - Лизино. Там сохранился комплекс станционных зданий, выполненных в архитектурном стиле Московско-Окружной ж.д. Сейчас в зданиях располагаются медучреждения.



Здание бывшего вокзала ст. Лизино.

Станция была так названа по находившемуся неподалеку "Лизиному пруду" - водоему, в котором утопилась героиня повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Пруд был уничтожен (засыпан) еще раньше, в 1930-е годы. Позднее на его месте был построен административный корпус завода "Динамо".
После "обеденного перерыва" продолжаем путешествие. Следующая достопримечательность - уникальный не только для Москвы трамвайно-железнодорожный гейт - место, где соединяются пути железной дороги и трамвайного хозяйства "Мосгортранса". Расположен он у конечной станции трамвая "Угрешская". Здесь же расположена база материально-технического снабжения ГУП "Мосгортранс". Именно сюда прибывают все новые трамваи и троллейбусы перед тем, как быть распределенными по паркам. Трамваи разгружаются на ст. Угрешская МОЖД, ставятся на рельсы, потом специальный электровоз с "трамвайным" напряжением питания буксирует их на базу.



Вот, собственно, гейт. Путь прямо выходит на трамвайную сеть, по отклонению налево - железнодорожный. Он петлей пересекает трамвайный (как раз там, где едет трамвай) и уходит вправо, к ж.д. станции "Угрешская"



Территория базы и "трамвайный" электровозик (снято через ворота).



Железнодорожный путь на станцию Угрешская.



Разобранный "ус" на территорию бывшего завода №93 ГосНИИхлорпроекта, производившего еще до войны боевые отравляющие вещества. Также здесь гнали хлорацетофенон - небезызвестную "Черемуху". Было ли здесь производство ОВ в позднесоветское время, неизвестно. Лично я сомневаюсь - все-таки почти центр мегаполиса, и до Кремля 6 км по прямой.

Далее, длинными и извилистыми улицам Южнопортовая и Гурьянова, идущим вдоль Москвы-реки, подъехали мы к плотине Перервинского гидроузла. Попасть на саму плотину, естественно, нельзя, там строгий пропускной режим. Поэтому ограничиваемся осмотром со стороны.



Плотина была построена в 1935 году в составе комплекса гидросооружений Канала Москва-Волга на месте старой деревянной плотины, существовавшей здесь с 1870-х годов. Она позволила поднять уровень воды в Моске-реке и обеспечить сквозное судоходство через центр города в течение всей навигации. Действует небольшая гидроэлектростанция (3,5 МВт). Суда обходят плотину через шлюз, расположенный в другом рукаве реки, за островами.



За рекой виден первый остров. А всего их три. На островах расположен поселок Шлюзы (ранее - поселок Гидроузла), в котором проживает обслуживающий персонал. Мало кто из москвичей бывал там, ибо все это - строгая режимная территория, своеобразное ЗАТО в черте Москвы. Вот отличный репортаж человека, которому удалось проникнуть на запретную территорию: http://mikeseryakov.livejournal.com/98014.html
Неподалеку от плотины - Николо-Перервинский монастырь, который мы тоже посетили...


Заключительный пункт нашей экскурсии - микрорайон Курьяново, уникальный в своем роде. Перед Великой Отечественной войной здесь, в излучине Москвы-реки, на месте деревеньки Курьяново, началось строительство станции очистки канализационных сточных вод Москвы, которая должна была дополнить уже существовавшую Люблинскую станцию. Станция была введена в строй к 1950 году, тогда же для ее работников здесь был построен поселок. Ничем не примечательный на тот момент, состоящий из двухэтажных "немецких" домиков. "Немецких" - потому что строили их военнопленные. На территориях, впоследствии оказавшихся внутри построенной кольцевой дороги и вошедших в состав Москвы, таких было немало. И почти сразу после вхождения начался снос этих поселков и их застройка более благоустроенным, соответствующим столичному статусу жильем. И к Олимпиаде все они были ликвидированы. Кроме Курьяново. Про него забыли, и время здесь словно остановилось...
Причиной тому, видимо, географическое положение. Как я уже писал, Курьяново находится в подковообразной излучине реки и с трех сторон окружено водой. С четвертой стороны его отсекает от внешнего мира железная дорога Курского направления. В транспортном отношении район является тупиковым, транзитного движения здесь нет, каких-либо объектов притяжения для "неместных" - тоже. Словом, чужим здесь делать нечего. И получился вот такой заповедник.. Думаю, далеко не каждый человек-отлично-знающий-Москву вам сходу покажет Курьяново на карте. Я вот до недавнего времени бы не показал :)



В принципе, если повесить на автобус "советский" номер, то это вполне могло быть кадром из фильма, действие которого происходит в провинциальном городке в 70-е - 80-е годы XX века.





Дом культуры.



"Серебряный" Ильич.

Вот более подробный рассказ предыдущего автора о Курьяново: http://mikeseryakov.livejournal.com/100689.html
А вот зимний репортаж: http://cr2.livejournal.com/65613.html
Раве скажешь, что это Москва, к тому же - "внутримкадная"? Разве что слишком хороший асфальт выдает...

В заключение, хочу поблагодарить организаторов экскурсии за отличную прогулку и интересные рассказы обо всем, что мы видели, и не только... Напоследок еще одно фото нашего автобуса:



На этом красавце мы проехали по московским улочкам около 42 км.

И пара видео:
https://www.facebook.com/100004554363826/videos/a.759605320867940.1073741840.100004554363826/759641050864367/?type=3
https://www.facebook.com/100004554363826/videos/a.759605320867940.1073741840.100004554363826/759656890862783/?type=3

ретро-автобус, экскурсия, заповедные железные дороги, лиаз

Previous post Next post
Up