Арабские племена и курды Заевфратья и Манбиджа ищут выходы на Дамаск

Mar 30, 2019 07:56



Телль-ало / Манбидж, Сирия- Однажды утром Шейх Хумайди Дахам аль-Хади полулежа на бархатном диване и попыхивая сигаретой с лукавым блеском в глазах, проводил суд в своем открытом диване-приемной, в городе Телль-ало в северной Сирии.

Ветеран-лидер кочевого арабского племени Шаммара, которое охватывает несколько стран, является одним из самых активных сторонников курдов в Сирии. Его войска называются "Силы Аль-Санадида", как и много других арабских племен, сражались вместе с сирийскими курдскими Отрядами народной защиты (YPG) в рамках возглавляемой США коалиции против Исламского государства.

23 марта сирийские демократические силы (SDF), в которых доминирует YPG, объявили о победе после падения последнего клочка под контролем даиш в Багузе. Но еще до того, как  даиш был побежден в бою, Хади приступил к другой миссии - исследовать контуры возможного урегулирования между SDF, его союзниками, и президентом Сирии Башаром Асадом. "Да, я готов пожать Асаду руку”,-сказал Хади Аль-Монитору в эксклюзивном интервью в своем поместье - Мраморном дворце, где он разводит  ценных лошадей и верблюдов. Шейх недавно вернулся из дипломатической поездки в Багдад, Дамаск и ночной встречи с российскими официальными лицами на авиабазе Хмеймим в западной Сирии. “Цель состоит в том, чтобы остановить войну и сесть за стол переговоров”, - сказал Хади.

[Spoiler (click to open)]Лидер Шаммара не единственный, кто обдумывает такое соглашение. В течение последних нескольких месяцев все большее число арабских племенных лидеров, проживающих в районах, контролируемых СДС, обращались к Асаду и заключали индивидуальные сделки, согласно сообщениям от сирийских курдских чиновников и арабским вождям, опрошенным "Аль-монитором". В основном арабском городе Манбидж, которым управляют местные союзники поддерживаемых США SDF, сдвиг среди шейхов ощутим. Просьбы о встрече с Mohamed Khaeir al-Mashi  из пемени Боу Бана, Ismail Rabia из племени Hanadaи Abdallah al-Bakouri из племени Bou Sultan показало, что все они перешли на сторону Дамаска, когда Россия и Сирийская Арабская Армия заняли позиции вблизи города в ноябре, чтобы избежать турецкого нашествия. И дело не только в арабах: курды тоже посылают разведчиков в Дамаск.



Тенденция ускорилась с тех пор, как президент Дональд Трамп объявил в декабре, что он будет приказывать всем силам США уйти из Сирии, сказал Хади. Пентагон скорректировал решение Трампа  и решение оставить около 400 американских солдат исправило ситуацию, но ущерб был нанесен. Сомнения в поддержек США начали расти, заставив некоторых арабов в свою очередь усомниться в достоинствах продолжения связей с курдами. Как и следовало ожидать, режим, Турция, Иран и Россия усиливают за шатания, чтобы углубить возникающие трещины в надежде, что поддерживаемое США ополчение в конечном итоге рухнет и что это ускорит выход США.

Американская спонсорская поддержка SDF - оснащение, обучение и финансирование бойцов -  союзников в общей с даиш послужила клеем, связывающим арабов и курдов. Это позволило коалиционным силам перенести сражение против джихадистов из районов, в которых доминируют курды, на населенную арабами территорию, кульминацией которого стало отвоевание Ракки у черных в прошлом году.

Николас А. Херас, сотрудник по безопасности на Ближнем Востоке в Центре новой американской безопасности, сказал " Одна из причин, по которой арабские племена и лидеры продолжают взаимодействовать с SDF - это продолжающееся обещание поддержки со стороны возглавляемой США коалиции, которая позволит их общинам воспользоваться прикрытием великой державы.”

Тем не менее, американский кувырок через голову “вынудил всех к сложной схеме, где никто не может реально действовать, пока США и коалиционные силы не уйдут”, и особенно потому, что администрация Трампа выступает против любых переговоров между своими союзниками SDF и режимом, сказал Херас.

Курды, которые, возможно, являются крупнейшими бенефициарами защиты США после разгрома джихадистов и расширения территорий под их контролем, включая стратегическую плотину Табка и нефтяные месторождения в Рмейлане и Хассаке, находятся в самом уязвимом положении. "США не хотят, чтобы мы разговаривали с режимом, но в то же время они не предлагают нам альтернативный план на будущее; они не хотят взаимодействовать с нами политически”,- пожаловалась Фавза Юсуф, высокопоставленный деятель в возглавляемой курдами администрации, управляющей охраняемой США зоной. “Они говорят нам плавать, но бассейн пуст”,- сказала она в интервью Al-Monitor.

Беда в том, что режим не проявляет никакой щедрости по отношению к курдам. С его силами, постепенно восстанавливающими контроль над территорией страны с помощью России и поддерживаемых Ираном ополченцев, Асад чувствует, что он выиграл войну. Он отвергает "дорожную карту", представленную курдами, которая, среди прочего, призывает к курдскому самоуправлению над тремя кантонами, находящимися под их контролем, и сохранению структур безопасности СДС (военных подразделений). В недавнем интервью "Аль-Монитору" курдский командующий СДС Мазлум Кобане назвал их "красными линиями". Но " режим ничего нам не дает”, - признал Юсуф.

Стремясь удержать арабов на борту, политическая рука YPG, Партия демократического единства или PYD, организовывала встречи с арабскими лидерами. “Я сказал им, что кровь наших сыновей и дочерей, наших мучеников, теперь слилась, что никто не может разделить нас, и некоторые из них плакали”, - сказал Салих Муслим, представитель PYD, который также отвечает за арабскую пропаганду, описывая февральское собрание арабов и курдов.

После семи лет совместного существования вне контроля режима некоторые арабы стали смотреть на курдов в ином свете. В Камышлы Мохаммад Дарвиш, торговец текстилем на местном рынке, сказал: "Люди не должны подвергаться дискриминации по признаку их этнической принадлежности и религии. Мы считаем, что курдам должны быть предоставлены равные права и разрешено получать образование на их родном языке."Это знаменует собой большое изменение по сравнению с теми временами, когда многие арабы относились к курдам с презрением, и режим отказался выдавать удостоверения личности примерно 150 000 курдов, фактически сделав их апатридами.

В Манбидже Шейх Фарук Аль-Маши, еще один лидер племени Боу-Бана, возглавляющий объединенный с СДС "Законодательный совет Манбиджа", гордится тем, что он назвал “нашим совместным проектом"."Он имел в виду модель управления, введенную PYD, которая способствует гендерному равенству и этническому разнообразию. Как правило, в каждом административном органе есть сопредседатели мужского и женского пола, один из которых курд, а другой араб или христианин. “Мы хотим, чтобы весь мир понял, что мы живем вместе мирно, что мы уважаем друг друга, и что это не просто курдское видение, а наше совместное видение”,-сказал Маши Аль-Монитору в интервью в городе Айн-Исса.

Хасан Хасан, сотрудник Института ближневосточной политики Тахрир и уроженец сирийской провинции Дейр-эз-Зор, сказал, что энтузиазм в отношении SDF в Манбидже в значительной степени связан с тем, что “это американский проект, а не курдский. "Город был отвоеван у даиш при поддержке коалиции в августе 2016 года. "Модель Манбиджа доказала, что арабы могут работать с курдами, не подчиняясь им”,-сказал Хасан Аль-Монитору в телефонном интервью.

Между тем, представление о том, что предполагаемая феминистская революция YPG, которая привлекла тысячи женщин на поле боя, не сработала среди арабских женщин, несколько преувеличено. Некоторые арабские женщины записались на войну. Но 8 марта, в Международный женский день, многие из арабских женщин, которые пришли на открытый митинг в Камышлы, организованный PYD, сопровождались родственниками-мужчинами. ” Мы новички в этом",-сказал аль Ахмед аль-Хусейн, араб из Телль-Брэка, который принял участие в празднике со своими двумя дочерьми. Он не позволил им поговорить с женщиной-репортером. Настаивая на объяснении того, как это соответствовало духу события, он сказал: “менталитет этого региона очень труден.”

Действительно, арабо-курдская солидарность в смешанных городах, таких как Телль-Абьяд и Манбидж вблизи турецкой границы, обусловлена не столько новообретенной идеологической близостью, сколько общим антагонизмом к Турции. Турецкое правительство настаивает на том, что YPG продолжает стрелять в Манбидже и угрожает вторгнуться в этот город, если курды не уйдут. Турция по-прежнему непреклонна в том, что YPG представляет собой экзистенциальную угрозу для ее национальной безопасности из-за ее тесных связей с Рабочей партией Курдистана (РПК), организацией, которая борется за самоуправление внутри Турции с 1984 года.

"Здесь нет РПК“, - сказал Маши, утверждая, что Турция в последнее время активно разжигала разногласия внутри Манбиджа между племенами Бу Асаф и Ханада," чтобы создать предлог для отправки своих солдат.”

Если силы США уйдут, общий страх в Манбидже заключается в том, что турецкие силы ворвутся, спровоцировав своего рода беззаконие и безнаказанность, которые преобладают в районах, находящихся под их контролем. Макин Иса, который управляет обменом валюты на местном базаре, сказал: "доллар растет из-за турецких угроз. Если режим вернется, по крайней мере, эта проблема безопасности будет решена.” Абу Мухаммед Ямен аль-Али, который продает женскую одежду, согласился. “Если режим вернется, по крайней мере, мы сможем сделать все наши официальные документы.- Оба мужчины, как и многие другие местные жители, сказали, что хотели бы, чтобы американцы заключили такую сделку, но это не происходит.

Хасан предостерегает, что племена не так сплочены, как кажется, что разделение поколений тянет членов в противоположные стороны. Старые лидеры готовы прыгнуть обратно в постель с режимом, а молодые яростно сопротивляются его возвращению. Некоторые продолжают сочувствовать даиш и вполне могут снова обратиться против курдов. Другие хотят продолжать иметь дело с американцами и SDF. Но не уверены, что американцы останутся. "Лучший сценарий заключается в том, что русские найдут способ стать покровителем SDF на любом переходном этапе”, - сказал Хасан, - Хотя бы для того, чтобы предотвратить использование спящими ячейками джихада вакуума для стадии воссоединения.
Загвоздка в том, что у русских были проблемы с выполнением своих обещаний обуздать жестокие репрессивные инстинкты режима в районах, где он вернулся, о чем свидетельствует Дераа. Сотни местных жителей вышли на улицы после того, как правительство установило бронзовую статую отца Асада, Хафеза, на том же месте, где она была снесена в начале восстания в 2011 году.
Тем не менее, большая часть Сирии, которая сейчас снова находится под контролем режима, остается в значительной степени неизвестной внешнему миру. Немногие западные журналисты рискуют выходить за пределы зоны, контролируемой SDF. "Факт остается фактом, что подавляющее большинство суннитов в Сирийской Арабской Армии придерживалось режима", - сказал западный дипломат, выступая на условиях анонимности. - Режим выжил."Более того, Фабрис Баланш, французский академик в Лионском университете и уважаемый эксперт по Сирии, развенчал идею о том, что русские все больше расходятся с Асадом, чье упрямство поощряется Ираном. “Это означает выдавать желаемое за действительное - в мозговых центрах Вашингтона; нет никаких трений между Россией и Ираном по Сирии”,- сказал он в интервью Al-Monitor. И если курды будут упорствовать в своем союзе с американцами, предсказывал он, "Русские отвернутся, когда Турция снова нападет на них."
Все это означает, что курды не должны терять времени, настаивает лидер Шаммара. "Мои курдские братья должны перестать быть такими упрямыми, они должны сначала заключить мир между собой, а затем заключить мир с Дамаском.
"Альтернатива, - предупредил он, - большая и гораздо более опасная неизвестность.
"Что касается их требований к федерализму, - сказал Хади, - мы все сирийцы, и у нас у всех есть права, и я прошу о передаче центральной власти с 1980 года. Но если административная реформа будет основана на этнической принадлежности, это вызовет новые войны. Нам это не нужно.- Большой вопрос, однако, в том, что решит РПК. - ЮПГ, ПИД ... они не могут даже поднять этот вопрос без согласия РПК, - сказал он. "Увы, РПК и режим не могут изменить свой менталитет, они происходят из одной школы.”

СДС, курды, бедуины, Сирия, племена, США

Previous post Next post
Up