Запрещенный прием: как и зачем Турция воюет в Сирии
Темп операции Вооруженных сил Турции «Щит Евфрата», в ходе которой турецкие подразделения пересекли границу Сирии, заметно снизился. Сами же боевые действия с участием турецких военных, потери и привлечение третьей силы для выполнения задач в Сирии заставляют задуматься о подлинной причине боевых действий, а также об эффективности действий турецкой армии и ее сторонников.
Кадровый голод
[Spoiler (click to open)]Отношение президента Турции с собственными вооруженными силами - самая настоящая мелодрама. Интриги, недоверие и военные перевороты. Операция «Щит Евфрата» стартовала практически сразу после неудавшейся попытки свергнуть Реджепа Тайипа Эрдогана с помощью военных. После того как попытку военного переворота пресекли, в турецкой армии началась настоящая кадровая зачистка. По некоторым данным, в структуре ВС Турции не осталось ни одного подразделения или ведомства, не затронутого после провальной попытки захватить власть.
Почти 50 высокопоставленных военных и руководителей аппарата МВД Турции первыми отправились за решетку. Через считаные дни вслед за начальством по тюрьмам начали распределять и арестованных путчистов, попутно выявляя сторонников переворота в рядах военных. Треть военного руководства и десятки тысяч арестованных по подозрению в соучастии солдат и офицеров серьезно снизили боеспособность турецкой армии. Организовать в таких условиях полномасштабную войсковую операцию оказалось еще сложнее, чем отделить сторонников от противников.
Востоковед Антон Мардасов в интервью телеканалу «Звезда» отметил, что сложности в структуре ВС Турции начались задолго до начала операции против ИГИЛ в Сирии и ввиду непростой обстановки как внутри страны, так и за ее пределами турецкая армия вынуждена осторожничать.
«Во-первых, армия Турции еще до попытки переворота уже давно не та: значительное сокращение численности, политические процессы над офицерами и многое другое. Во-вторых, правительственные войска турецкие власти предпочитают вводить дозированно, в том числе по политическим мотивам. А в отрядах ССА, действующих вместе с турецкими войсками, абсолютно другие мотивация и руководство во всех звеньях командования», - пояснил эксперт.
Чужие руки
Союзники Турции в операции «Щит Евфрата» вызывают, мягко говоря, неоднозначную реакцию у многих военных экспертов. И хотя с формальной задачей - зачисткой приграничных районов и созданием зоны безопасности для возвращения беженцев - справились бы и регулярные войска, турецкими военным в реализации плана помогает Сирийская свободная армия. Именно бойцы ССА долгое время оказывали вооруженное сопротивление и устраивали теракты против правительственной армии Сирии, а руководители ССА напрямую контактировали с зарубежными спецслужбами.
О том, что зарубежные спецслужбы контролируют лидеров «вооруженной оппозиции» сообщалось давно, однако до момента начала операции «Щит Евфрата» ни одно государство открыто не признавало сам факт наличия регулярных контактов с главарями ССА. Распространенное мнение об исключительно «сирийском» составе ССА тоже правдиво лишь отчасти. И хотя личный состав ССА в основном состоит из дезертировавших сирийских военных, практически с самого начала вооруженного конфликта в Сирии к ССА примкнули тысячи радикалов из многих сопредельных государств и некоторых стран дальнего зарубежья.
Хорошим примером в этом случае служит так называемая «бригада Султана Мурада», задействованная, по некоторым данным, не только против боевиков запрещенного в России ИГИЛ, но и против сирийских курдов. Военные эксперты поясняют, что никаких активных действий на обширных участках фронта сама турецкая армия, по сути, не ведет. Всю тяжелую работу вроде организации прорывов и любые другие мероприятия, в ходе которых гибнет большое количество личного состава, выполняют подконтрольные турецкой армии боевики ССА.
«В данный момент турки располагают всего одной батальонно-тактической группой и батальоном легкой пехоты. Пока что кишлаки величиной в полтора дома такие силы брать позволяют, но для выполнения задач в крупных населенных пунктах этого уже будет недостаточно. Главная беда в том, что основной груз по выполнению задач возлагается турками на плечи своих представителей. Для того чтобы решать масштабные задачи, придется либо набирать новых подопечных, либо увеличивать численность собственных войск», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» независимый военный эксперт Антон Лавров.
Однако даже ограниченный контингент турецких войск, включая артиллерию, бронетехнику и брошенных в пекло боевиков ССА, не оказывает серьезного влияния на ситуацию. Боевики ИГИЛ ожесточенно сопротивляются и используют для отражения атак все, что попадется под руку.
Во-многом, тактика исламистов на севере Сирии похожа на действия боевиков в иракском Мосуле. Любая зачистка с применением бронетехники (как легкой, так и тяжелой) заканчивается тем, что противотанковое вооружение и заминированные автомобили «сминают» отряды штурмующих. Не лучшим образом в натиске на боевиков ИГИЛ проявила себя и бронетехника стран НАТО.
Совсем недавно в социальных сетях отметились турецкие танки Leopard 2А4, закупленные в Германии и успешно утилизированные с помощью советских и зарубежных управляемых противотанковых ракет на территории Сирии. Вдобавок к уничтоженным танкам по социальным сетям распространили несколько снимков абсолютно исправных машин, видимо брошенных на поле боя в ходе отступления турецкой армии.
По мнению военного эксперта Юрия Лямина, вялотекущее наступление и потери наземных сил в первую очередь связаны с низкой квалификацией протурецких боевиков.
«Использование боевиков ССА хорошо выглядит с политической точки зрения и, вероятно, позволяет лучше наладить контакты с местным населением, но в то же время с чисто военной точки зрения они выступают отрицательным фактором на поле боя. По слухам, эти "умеренные боевики" показывают крайне низкую стойкость в бою и дисциплину. Как результат, турецкая бронетехника нередко оказывается без нормального пехотного прикрытия», - пояснил эксперт.
Лямин уверен, что использование боевиков ИГИЛ в качестве главных действующих лиц наземной операции оправдывало себя только в первое время, пока в приграничных районах они «не упирались» и массово не отстреливали бронетехнику. Специалисты считают, что командование ВС Турции в частности и руководство страны в целом значительно переоценили боеспособность «местных» боевиков. Именно по этой причине буксует «Щит Евфрата», а боевики ССА и турецкие подразделения по уровню боеспособности заметно уступают боевикам ИГИЛ.
По некоторым данным, в Сирию, на север Алеппо турецкая армия перебросила около трех тысяч военнослужащих, а в поддержку им были брошены еще пять тысяч бойцов ССА. По мнению экспертов, уже задействованных на территории Сирии соединений для выполнения намеченных Турцией планов недостаточно. Непростая обстановка требует практически одновременно держать силы для сдерживания курдов возле границ буферной зоны и своевременной зачистки населенного пункта Аль Баб - большого города с плотной квартальной застройкой.
Пыль в глаза и опасность
Специалисты полагают, что вмешательство Турции в сирийский конфликт преследует вполне конкретные цели. Согласно данным экспертов, на первом этапе главной целью турецкой армии и подконтрольных вооруженных формирований является срыв объединения основных подконтрольных курдам территорий в единое целое. «Фактически, Турция вбивает клин между основными курдскими территориями и курдами в районе Африна», - подчеркнул Лямин.
По некоторым сведениям, для того чтобы добиться собственных целей в качестве пушечного мяса активно используют не только боевиков ССА, но и другие радикальные группировки вроде «Армии освобождения Шама». По мнению экспертов, сложная и многолетняя вражда Турции с курдами как раз и является причиной вмешательства в сирийский конфликт. В свою очередь, стремление Реджепа Тайипа Эрдогана зачистить Манбидж и Ракку эксперты воспринимают как тонкую политическую игру, поскольку действовать на ключевых направлениях в одиночку турецкая армия и подконтрольные вооруженные формирования не могут.
Поддержка Турцией вооруженных формирований также может серьезно повлиять на процесс прекращения боевых действий на территории Сирии. Если совсем недавно каналы тайной поддержки ССА извне удавалось частично перекрывать, склоняя тем самым боевиков к переговорам, то открытая поддержка Турцией может осложнить, а при самом плохом раскладе и вовсе исключить решение сирийской проблемы путем переговоров.
И без того сложная ситуация в Сирии теперь во многом будет зависеть от соблюдения нескольких условий: выполнит ли Турция обязательства по уничтожению боевиков-радикалов из ИГИЛ, и как после завершения активных действий будут вести себя подконтрольные члены Сирийской свободной армии. Специалисты поясняют, что в ближайшее время должна проясниться ситуация с подлинными интересами Турции в Сирии.
Встанет ли Турция на путь борьбы с терроризмом и переговоров, или предпочтет действовать исключительно в собственных интересах - принятое решение во многом определит будущее страны в отношениях не только с соседями, но и с другими государствами, включая Россию.
Автор: Дмитрий Юров ссыль Фото: Amer Rabe/ Al Hasan/ Globallookpress/ Boracan/ Globallookpress/ Esber Ayaydin/ Globallookpress/ Af.mil
Вот друзья, образец аналитики от известных экспертов... Я правда, не очень знаю, кто это, но Звезда их так позиционирует. Все это уже много раз обсуждали и мы, но все же ключевая тема во всей этой истории это раскол в НАТО и коалиции. Турция ведет свою игру и в Ираке, и в Сирии. И ставка США на курдов и СДС в САР - явно не сходится с логикой турок.