Экономика Рожавы (Сирийского Курдистана). Статья. Окончание

Mar 22, 2016 15:42

Экономическая модель
Что касается  экономической концепции развития Рожавы, то, пожалуй, этой самый сложный вопрос.  Подробно разработанной экономической программы у курдов нет. Есть перечень фундаментальных идей,  на которых, по их мнению, должна развиваться  экономика региона. Основным идейным вдохновителем Курдской революции в Сирии является Абдулла Оджалан. Опираясь на его идеи, курды стремятся построить новое общество. Оджалан пишет: «Экономическая система демократической нации будет основываться на необходимости восстановления контроля экономики со стороны общества. Между национальными государствами и демократической нацией должно быть, как минимум заключено соглашение об экономическом самоуправлении; любое соглашение или решение, которое будет ниже этого уровня, означает капитуляцию и реализацию принципа «исчезни». Сущность  экономического  самоуправления  не  основана  ни на частном  капитализме,  ни  на государственном  капитализме. Будучи формой отражения демократии на экономику, она берет за  основу  экологически  безопасную  индустрию  и  коммунальную экономику. Границы, установленные для промышленности, прогресса, технологии, производствам и собственности,  -  это границы, в пределах которых должно происходить становление  экологического и демократического общества. В экономическом самоуправлении нет места промышленности, технологиям, прогрессу,  собственности,  сельским  и  городским  поселениям,  которые  отрицают  экологическое  и  демократическое  общество. Экономика не  может оставаться  той  сферой,  над которой осуществляется  накопление  прибыли  и  капитала.  Экономическое самоуправление  -  это  модель,  которая  снижает до  минимума уровень накопления прибыли и капитала. Оно не отвергает рынок,  торговлю,  разнообразие  продукции,  конкуренцию  и  продуктивность, оно просто не приемлет главенства модели накопления прибыли и капитала во всех этих процессах. Финансовая система  может  быть  действительна только  в  тех  рамках,  в  которых она  служит  экономической  эффективности  и  действенности»[35].
По мнению министра экономики Африна доктора Аммада Юсефа, ошибочно характеризовать  концепцию Оджалана как третий путь в экономике (первый - неолиберализм, второй - советский социализм). Такое сравнение  сразу  же отождествляет идеи Оджалана с социал-демократами, которые были  настоящими первооткрывателями третьего пути. С момента крушения Советского Союза, крупным корпорациям больше не было нужды идти на уступки рабочему классу, и программа  выбивания подачек социал-демократией у крупного капитала стала неэффективной[36].
[Spoiler (click to open)]Курды  Рожавы придерживаются четвертого пути, стремясь построить «народную экономику». В сорок второй статье общественного договора сказано: «Экономическая система  провинций должна быть направлена на обеспечение общего благосостояния, в частности, на  финансирование науки и техники. Она должна быть нацелена  на обеспечение ежедневных потребностей людей и на обеспечение достойной жизни. Монополии запрещены законом. Должны быть  гарантированы трудовые права и устойчивое развитие»[37]. Аммад Юсеф определяет суть новой экономики следующими словами: «Исторически факты убеждают нас в том, что экономика - это наука, необходимая для удовлетворения  потребностей общества, а не знание как максимально увеличить богатство отдельных групп. Из этого определения мы должны сделать вывод о том, что экономика не будет рентабельной, если она не социальна, другими словами, любая экономика, не направленная на достижение социального благосостояния всех членов общества, не может быть определена как экономика. Это определение экономики является теоретической основой для развития экономической и социальной политики в Рожаве»[38].
Аммад Юсеф  продолжает: «Рынок является основной частью социальной экономики, но потребительская стоимость должна  превалировать над меновой стоимостью. Основной формой торговли является торговля между  коммунами. Эта форма торговли находится в зависимости от потребительской стоимости»[39].
Дара Курдахи- экономист и член комитета по экономическому восстановлению и развитию Африна    замечает: «Система Рожавы направлена  не столько против частной собственности, сколько имеет цель поставить ее на службу интересам и пользе тех народов, которые проживают здесь… Это  не должно быть капиталистической системой, не обращающей внимания на окружающую среду. Это не должно быть системой, которая продолжает культивировать классовые противоречия, и, в конце концов, служит только капиталу. Это должно быть моделью демократического участия, основанной на  использовании природных ресурсов и сильной инфраструктуре. Демократия в обществе всегда должна быть соизмерена с демократизацией экономики.  Для этой цели Сирийский Курдистан является выдающимся примером. Уже сегодня можно увидеть некоторое развитие. Например, нефтяная промышленность находится под контролем советов и управляется комитетом рабочих. Нефтеперерабатывающие заводы производят дешевый бензин для кооперативов и персонала автономного правительства. Обширные земли, которые были ранее национализированы при Асаде как часть анти-курдской политики, в настоящее время  управляются свободным Сирийским Курдистаном через сельскохозяйственные кооперативы.
Комитеты врачей работают над созданием  свободной системы здравоохранения. Народная экономика  должна базироваться на распределении и ориентироваться  на потребности населения, а не быть ориентирована исключительно на накопление и воровство прибавочной стоимости и прибавочного продукта. Создание искусственных потребностей для поиска новых рынков и безграничная жажда все более гигантских прибылей делает разрыв между богатыми и бедными все шире, и расширяет лагерь тех, кто живет за чертой бедности, тех, кто умирает от голода. Такая экономическая политика больше не является приемлемой для всего человечества. Величайшая задача социалистической политики  состоит в создании альтернативной экономики, которая будет ориентироваться не на прибыль, а на справедливое распределение богатств»[40].
Советник по экономическому развитию Джазиры Абдурухман Хемо  говорит о существовании в Рожаве тройной экономики:
1. Общественная экономика;
2.  Военная экономика;
3.  Открытая экономика[41].
Общественная экономика предполагает, что народное хозяйство Сирийского Курдистана базируется на кооперативах и коммунах. Рожава  дала новый революционный импульс кооперативному движению. На сегодняшний день  кооперативы создаются и развиваются в легкой промышленности, строительстве, торговле, но большинство кооперативов располагается в селах. Это одна из самых сильных сторон Курдской революции -  по причине относительной национальной и социальной монолитности, курдские города не оторвались от своих сельских окрестностей, распространив на них свое революционное влияние. По словам министра экономики Африна, 60 % сирийских бедняков были курдами, компактно проживающие на аграрном севере. Богатые курды  жили в Алеппо и Дамаске, выстраивая хорошие отношения с правящим режимом[42].
Вышесказанное, конечно, не отменяет факта наличия социального расслоения внутри курдского общества. Но судя по косвенным признакам, это расслоение носит минимальный характер. Кооперативы по своему составу бывают либо чисто женские, либо смешанного типа.  Членство в кооперативе добровольное, управление - коллективное.  Основная цель кооператива заключается  в развитии коллективного хозяйства. Собственность кооператива обобществлена, но имеет долевой характер. Каждый участник имеет от одной до пяти паев. Но оговаривается строгое ограничение, что вне зависимости от имеющихся паев: один человек - один голос. Человек без каких-либо средств тоже может стать членом кооператива, взяв кредит у него. Доходы распределяются на три части.  Одна часть тратится на  планируемое производство  и проекты(30 %), вторая часть  (50 %) распределяется среди кооператоров соразмерно их потребностям  и  затраченным усилиям, третья часть (20%)  расходуется на злободневные нужды кооператива: здравоохранение, образование, электричество, вода, содержания дорог и т.д[43].
Основные задачи экономики Рожавы складываются из двух  моментов:
1) Обеспечение населения предметами первой необходимости;
2) Финансирование вооруженных сил.
Рожава - это, прежде всего, воюющее общество, что  накладывает особый отпечаток на народное хозяйство. 70 % всего бюджета автономии  расходуется на военные нужды. Основная часть вооружения и амуниции приобретается за счет средств бюджета автономии. Меньшую часть оружия  YPG  захватывает в качестве военного трофея. Курды не имеют тяжелого вооружения за исключением отдельных  трофейных танков[44]. Они вооружены легким стрелковым оружием  (АК-47, М-16), станковыми крупнокалиберными пулеметами (ДШК, КПВ), противотанковыми гранатометами (РПГ-7), минометами, имеется ограниченное количество американских вездеходов Humvee[45].
В лице ИГИЛ YPG имеет серьезного противника. Джихадисты хорошо поживились на армейских складах иракской и сирийской армии. Ими было захвачено несколько десятков танков Т-55, БРДМ советского производства, американские бронемашины M1117, MRAP[46]. Во время осады Кобани джихадисты обстреливали город  с установок ГРАД. Несмотря на превосходство в тяжелом вооружении, ИГ терпит поражение в боях с YPG. За счет кадровой и военной помощи со стороны РПК, благодаря высочайшему  подъему народного движения, отряды курдских кантонов за 2015 г. освободили территорию размером 18 тыс. кв. км., уничтожив при этом свыше 5 тысяч джихадистов. Потери YPG за год боев составили 680 человек[47].
Военный перекос экономики Рожавы носит вполне закономерный характер. Экономическая ситуация в автономии крайне тяжелая. Непрекращающийся поток беженцев значительно осложняет ситуацию. Эмбарго наносит тяжелейший удар по торговле. Сирийский Курдистан - аграрный сектор которого составляет 70 % всей экономики - не в силах произвести диверсификацию экономики за счет внутренних ресурсов. В связи с этим курды заявляют о необходимости создания открытой экономики, которая привлечет помощь со стороны  международных инвесторов.
Советник по экономическому развитию Джазиры  Абдурахман Хемо  говорит в своем интервью: «У нас нет средств, чтобы развивать нашу экономику. Мы не в состоянии создать среду, где каждый мог бы иметь возможность работать, где специалисты могут получить работу - потому, что у нас нет средств для создания компаний. Общественная экономика имеет доходы, но затраты растут из-за войны. Если мы не получим никакого доступа к внешнему миру, наша экономика будет оставаться такой же, и не будет иметь никакого развития. Нам нужны внешние инвестиции. Чтобы в целом повысить качество жизни, нам нужна промышленность, нам нужно электричество.
Наша нефтяная промышленность очень примитивна, мы едва  можем  производить дизельное топливо. Нам необходимо построить НПЗ, но для этого требуется 300 млн. долларов. К сожалению, общественные кооперативы не могут заплатить за это. Мы нуждаемся в электричестве. Для того чтобы построить электростанцию потребуется 400 млн долларов. Мы не имеем этого. У нас нет никаких заводов для производства удобрений. У нас есть все сырье для производства удобрений, но нет заводов. Сейчас мы должны покупать удобрения из Ирака. Нам необходимо 5 млн долларов, чтобы построить завод. Кооперативы не могут  дать таких денег»[48].
Согласно брошюре  «Маленький ключ, который может открыть большую дверь»[49],  в  экономике  курдской автономии функционируют три вида собственности:
1. Общественная;
2. Частная собственность, основанная на непосредственном использовании;
3. Коллективная  собственность, находящаяся в руках рабочего самоуправления.
Право на владение крупной частной собственностью было отменено в конце 2012 г.  В общественном договоре закреплено обобществление полезных ископаемых, земель, инфраструктуры, предприятий (не указано какой величины)[50]. О национализации говорить ошибочно, т.к. курды Рожавы принципиально стоят на антигосударственных позициях. Де-факто осталось два вида частной собственности: личная (машины, электроника и т. д) и собственность основанная на непосредственном использовании. Последняя форма частной собственности особенно интересна, в связи с тем, что она носит условный характер.  Один человек или группа может пользоваться  землей или строением, но не может продавать его  на рынке.
Голландский ученый Й.Йонгерден  замечает: «В Сирийском Курдистане распределение энергии и продуктов питания осуществляется через органы демократической автономии. В общественном договоре Рожавы земля объявлена общей собственностью, но у крупных землевладельцев она не была экспроприирована, потому что движение «не хочет применять силу». Но есть ли альтернатива в ситуации усиления социальных противоречий? В настоящее время движение в Сирийском Курдистане ещё не столкнулось с этой проблемой. Многие из крупных земельных собственников бежали, и неясно, что произойдет, когда закончится война, вернутся ли они. Думаю, что в этой ситуации движение решило проявить осторожность»[51].
Аммад Юсеф заявляет, что ¾ всей собственности, которая раньше была частной, сейчас используется городскими и сельскими советами. Остальная часть используется частными лицами. Около 1/3 от всех промышленных предприятий находится в управлении рабочих коллективов, деятельность которых координируются городскими и сельскими советами[52]. Несмотря на то, что самоуправление отрицает государственное планирование, для  координации  экономической жизни в Рожаве был создан Институт экономического развития. Его главный офис находится  в Дерике.
Член исполнительного совета  Хелиль Кобани рассказала, что институт осуществляет деятельность по шести основным направлениям: торговля, сервис и услуги, строительство, сельское хозяйство, промышленность и топливо. Главная  задача данного учреждения - это разработка проектов модернизации сельского хозяйства и промышленности.  Институт имеет полномочия регулировать экспортную и импортную торговлю курдской автономии, также он выдает лицензии на ведение торговли частным лицам[53].
Вопрос о сборах налогов в автономии один из самых запутанных. Однозначно то, что в  Рожаве отсутствует централизованная  налоговая система. Дальше - самые противоречивые сведения. Например, советник по экономическому развитию Джазиры Абдурахман Хемо заявил, что самоуправление кантона не получает какого-либо фиксированного дохода в виде налогов[54]. А. Рыбин, побывавший в кантоне Джазира, передает свой разговор с Элизабет Гаурие, заместителем председателя Исполнительного совета кантона: «У нас есть налоги. Например, человек покупает автомобиль, ему нужен номер для нее, он платит пошлину (ведь пошлина одна из форм налога) и получает номер. Есть налоги, связанные с бизнесом, и так далее»[55].
В Африне вводятся налоги для конкретных  потребностей местного самоуправления[56]. Экономический министр Африна: «Мы рассматриваем  налоговую систему  автономного региона басков.  Налоги собираются  и  распределяются  между министерствами по необходимости.  Эти вопросы прозрачны.  Граждане знают куда тратятся налоги, которые они платят. Однако, мы не можем сказать, что это система вполне совершенна» [57].
Следует уточнить, что в Испании существует три административно-территориальных уровня налогообложения  (федеральные налоги, региональные и местные).  Баскония обладает автономией, которая позволяет местному самоуправлению вводить региональные налоги, отчисляя процент в федеральный бюджет[58]. В среднем  баски платят  в казну на 468 евро меньше, чем все остальные испанцы[59].
Руководство автономии выступает против банковской системы и выпуска собственных денег.  Важным тезисом является  развитие экологичного производства, но в виду того, что уровень промышленного развития региона очень низкий, проблема загрязнения окружающей среды  остро не стоит[60].

Выводы
Если обобщить все вышесказанное: Рожава  пытается построить аграрно-кооперативный социализм.
В результате  революционных преобразований было обобществлено около 2/3 всей крупной частной собственности.  Была выстроена широкая система советов и кооперативов, которые позволили  простым людям  принять активное участие в политической и экономической жизни.  Самоуправление  автономии  целенаправленно снижает цены на товары первой необходимости, делая их доступными для бедняков.
Курдская революция  очень высоко подняла положение женщины, сделав ее активным участником Курдской революции. Джанет Биэль делает несколько утрированное, но интересное замечание: «Женщины для этой революции - это то, чем был пролетариат для марксистко-ленинистских революций прошлого века»[61].
Самоуправлением было введено бесплатное начальное и среднее образование. Прилагаются усилия по созданию новой системы здравоохранения.  Автономия стала убежищем для многих беженцев, которые не были отторгнуты курдами.
Это краткий перечень завоеваний революции  в Рожаве.
Самые главные слабости  курдских кантонов  - это аграрный характер экономики (70%) и экономическое эмбарго. Как-то Ленин заметил: для того, чтобы выпрямить палку, ее нужно перегнуть в другую сторону. Экономическая политика курдских кантонов возникла как реакция  на сверхцентрализованный характер сирийской экономики: когда центр диктовал всей стране, как вести хозяйство, какие с/х культуры сажать и т.д.  В связи с этим у курдов возникло  стремление строить экономику «снизу-вверх». Этой реакцией объясняются  и наивные  заблуждения, отвергающие продажу нефти и централизованное планирование. Если Асад использовал все перечисленные вещи, причина ли отказываться от них, как таковых? На наш взгляд, в нынешнем формате  экономика Рожавы не имеет больших перспектив.
Ни одна страна в мире не заинтересована в том, чтобы развивать экономику курдских кантонов. Поэтому курдам, как и на протяжении всей истории, приходится надеяться только на себя. Аграрный характер курдского севера позволяет ему избежать голода, но это только  полбеды. Политическая независимость всегда опирается на сильную, передовую промышленность. Какие бы крупные ошибки коммунисты в прошлом не совершили,  они были правы точно в одном: без сильной промышленной индустрии социализм сомнут. Единственный экономический шанс Рожавы - это региональная революция и полная диверсификация народного хозяйства. Одним из источником которой может выступить нефть, которую курды пока не могут и не хотят продавать. Благородство (кержак - все же коммунисты - больные люди, да какое благородство??? кто будет покупать нефть и газ у Рожавы? Турция??? Это даже НЕ смешно. ИГИЛ? еще веселее, а может Ирак? Ага, как раз ему это очень нужно - причина отказа в продаже нефти банальны - ее просто некому продать) - это прекрасное качество, но его бессмысленно проявлять по отношению к хищнику, который хочет вас съесть.
Рожава успешно защищает себя как третья сторона  конфликта. Какие шансы у автономии в одиночку противостоять против победившего Асада или джихадистов? Стоит признать - достаточно небольшие.
(кержак - небольшие??? НУЛЕВЫЕ - более того, Асаду и воевать не потребуется, просто экономически придушит и все. В статье совершенно не учитывается факт крайней враждебности Турции к Рожаве, а после разгрома ИГИЛ Рожава и США будет не нужна, а война - дело затратное очень. А вот если бы победили бандиты-исламисты в САР - курдов бы все равно задавили именно силовым путем).
Экономическое эмбарго курдских кантонов основано на сговоре между Турцией и кланом Барзани. Наивно думать, что какие-либо увещевания с чьей-либо стороны побудят этих стратегических союзников открыть ворота для экономической помощи Рожаве. Единственный выход - региональная революция.
(кержак - региональная, это очевидно про начало большой войны уже в Турции и, вреоятно, в Ираке - против Барзани, то есть автор предлагает)
Де-факто уже  несколько месяцев курдские силы самообороны сражаются против турецкой армии на юго-востоке страны. Многомиллионная курдская община в Турции - это кадровый резерв Рожавы. И это прекрасно понимает Эрдоган. Для того, чтобы сокрушить курдскую автономию в Сирии, ему нужно путем систематического террора «зачистить тылы». В Иракском Курдистане массы, к сожалению, пока находятся под влиянием буржуазно-клановой ДПК. Но пример  самоуправления Шингала говорит о том, что помощь Рожаве может прийти и из Ирака. Сирийские курды подчеркивают, что  курдская автономия - это модель для будущего устройства всего сирийского общества[62]. Самоизоляция для Рожавы будет означать смерть, распространение социальной революции на остальную Сирию и юго-восток Турции -  жизнь.
Мы  впадем в большую ошибку, если согласимся с утверждением о незыблемости государственных границ таких ближневосточных стран как Сирия, Ирак и Турция. Границы, созданные в ходе империалистического передела мира, не могут и не являются  справедливыми. Европейские страны, договорившись с Турцией, разделили курдский народ между четырьмя полумарионеточными государствами, лишив курдов какой-либо автономии. То, что сейчас происходит на Ближнем Востоке - это не злая случайность, а закономерный процесс, предпосылки к которому вызревали в течение многих десятилетий. Даже если Асад уничтожит открытое сопротивление джихадистов, загнав их в подполье - это будет только тактической победой, а не стратегической. Время националистических режимов ближневосточной буржуазии  уходит в прошлое.

Автор статьи - Максим Лебский
[1] http://ria.ru/world/20150709/1122803798.html [2] Kurdistan National Congress (KNK) Information File, published May 2014: Canton Based Democratic Autonomy of Rojava: A Transformation Process From Dictatorship to Democracy. P.14 [3] http://www.tangledwilderness.org/a-mountain-river-has-many-bends/ [4] http://www.kurdishinstitute.be/charter-of-the-social-contract/ [5] http://kurdistan.ru/2013/02/06/articles-18140_Kurdskiy_faktor_v_sovremennoy_Sirii.html [6] http://www.tangledwilderness.org/a-mountain-river-has-many-bends/ [7] http://hevale.nihilist.li/2016/01/zaer-baher-chast-1 [8] http://helpkobane.com/blog/2015/10/29/agricultural-report/ [9] http://www.kurdishinfo.com/revolutionary-developments-agriculture-livestock-rojava [10] https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sy.html#Econ [11] http://helpkobane.com/blog/2015/10/29/agricultural-report/ [12] http://kurdistan.ru/2015/02/02/news-23274_Glava_kantona_Kobani.html [13] http://www.citypopulation.de/Syria.html [14] http://helpkobane.com/blog/2015/12/26/strategic-tishreen-dam-liberated/ [15] http://helpkobane.com/blog/2015/04/30/report-of-economic-assessment-in-kobane/ [16] http://kantonrojava.com/en/glance-about-efrin-economic/ [17] http://kantonrojava.com/en/glance-about-efrin-economic/ [18] http://diclenews.com/en/news/content/view/436354 [19]https://rojavareport.wordpress.com/2015/07/31/communal-economy-grows-in-rojava-despite-war/ [20] https://rojavareport.wordpress.com/2014/05/30/agricultural-economy-coming-to-life-in-rojava/ [21] http://kurdishquestion.com/index.php/kurdistan/west-kurdistan/rojava-s-threefold-economy.html [22] http://www.citypopulation.de/Syria.html [23] http://navoine.info/rojava-soviet.html [24] http://hevale.nihilist.li/2016/01/zaer-baher-chast-1 [25] http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2015/03/16/rojava-autonomy/ [26] http://ekurd.net/mismas/articles/misc2014/6/syriakurd1225.htm [27] http://scepsis.net/library/id_3713.html [28] http://kantonrojava.com/en/glance-about-al-jazeera-canton-in-roj-ava/ [29] http://hevale.nihilist.li/2015/11/reportaj_s_revolucii [30] Kurdistan National Congress (KNK) Information File, published May 2014: Canton Based Democratic Autonomy of Rojava: A Transformation Process From Dictatorship to Democracy. P.5 [31] http://hevale.nihilist.li/2015/11/reportaj_s_revolucii [32] http://kurdishquestion.com/index.php/kurdistan/west-kurdistan/rojava-s-threefold-economy.html [33]http://lecourrierdumaghrebetdelorient.info/syria/syria-interview-with-the-prime-minister-of-jazeera-a-federal-way-out-for-syria/ [34] http://hevale.nihilist.li/2016/01/zaer-baher-chast-1 [35]  Оджалан А. Демократическая жизнь с женщиной на почве равенства и свободы есть суть самой жизни ! // Ассоциация Женщин Курдистана М.2015  С.37-38 [36] http://ekurd.net/mismas/articles/misc2014/4/syriakurd1137.htm [37] http://peaceinkurdistancampaign.com/?s=Social+Agreement&submit=Search [38] http://kurdishquestion.com/index.php/kurdistan/west-kurdistan/the-social-economy-in-rojava.html [39] http://kurdishquestion.com/index.php/kurdistan/west-kurdistan/the-social-economy-in-rojava.html [40] http://kurdishquestion.com/index.php/kurdistan/west-kurdistan/rojava-the-formation-of-an-economic-alternative.html [41] http://kurdishquestion.com/index.php/kurdistan/west-kurdistan/rojava-s-threefold-economy.html [42] http://diclenews.com/en/news/content/view/436354 [43] http://www.pasewan.com/English/Detail.aspx?Jimare=161 [44] http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2015/04/03/rojava-autonomy-2/ [45] http://ypgrojava.com/en/2016/01/01/balance-of-the-war-against-hostile-groups-in-rojava-northern-syria-year-2015/ [46] http://www.rusdialog.ru/news/41161_1443897562 [47] http://ypgrojava.com/en/2016/01/01/balance-of-the-war-against-hostile-groups-in-rojava-northern-syria-year-2015/ [48] http://new-compass.net/articles/rojavas-threefold-economy [49] http://www.tangledwilderness.org/a-mountain-river-has-many-bends/ [50] http://peaceinkurdistancampaign.com/?s=Social+Agreement&submit=Search A. 39-40 [51] http://scepsis.net/library/id_3713.html [52] http://www.tangledwilderness.org/a-mountain-river-has-many-bends/ [53] http://ekurd.net/mismas/articles/misc2014/1/syriakurd1027.htm [54] http://kurdishquestion.com/index.php/kurdistan/west-kurdistan/rojava-s-threefold-economy.html [55] http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2015/03/16/rojava-autonomy/ [56] http://diclenews.com/en/news/content/view/436354 [57] https://rojavareport.wordpress.com/2014/12/22/efrin-economy-minister-rojava-challenging-norms-of-class-gender-and-power/ [58] http://www.lkpconsult.ru/fiskalnaya-sistema-ispanii-vidy-i-stavki-nalogov/ [59] http://abcspain.ru/news/uroven-nalogov-v-ispanii-nizhe-vsego-v-strane-baskov-/ [60] http://www.tangledwilderness.org/a-mountain-river-has-many-bends/ [61] http://hevale.nihilist.li/2015/11/reportaj_s_revolucii [62] Social Agreement - Article 12 http://peaceinkurdistancampaign.com/?s=Social+Agreement&submit=Search

Сирия, экономика

Previous post Next post
Up