Я проснулась от того, что равномерный шум двигателя сменился тишиной. В тишине зашуршал пакет.
- А гата - это с чем? - раздалось со стороны пакета.
- Эмм… с… начинкой, - не очень уверенно донеслось из глубин заднего сиденья.
- Ешь и не выпендривайся, - не открывая глаз, тихо пробурчала я в подушку. И подумала: как же хорошо, что он всё-таки есть…
Что бы там ни говорили об отечественном автопроме, а Лада Ларгос - чертовски удобная машина. Особенно если откинуть полностью переднее сиденье, взять протянутую тебе мягкую подушку, забыть все ужасы сегодняшнего дня и провалиться в ощущение дороги и полного счастья. От того, что рядом только те, кого хочется сейчас видеть. От того, что наконец-то впереди горы...
У меня есть два друга. Один из них постоянно вдохновляет меня на путешествия, походы, пробежки в двадцатиградусный мороз и прочие авантюры. Сейчас он разрывался между желанием сходить в горы и необходимостью идти на свадьбу. В итоге выбрал горы. Невеста обиделась. Хотя невеста была не его, и свадьба не его, а друзей. Просто жениться они решили на июньские праздники, когда вся страна отдыхает целых три дня, а все туристы едут в горы. Так что обижаться должен был он - нельзя лишать человека гор в те дни, когда он может туда поехать без ущерба для работы.
Второй друг тоже разрывался. У него было слишком много желаний для трех выходных дней. В списке фигурировали горы, альпинизм, туризм, новая девушка, почему-то море и что-то там еще несочетаемое - я всего не запомнила. Всё закончилось растяжением связки на ноге прямо перед праздниками и полной капитуляцией всех его планов. Девушка расстроилась и уехала на море. А ему оставалось только сесть в машину и уехать в деревню к родным - там его растянутая связка никому не мешала. Деревня была по пути в те горы, куда мы собирались ехать со сбежавшим со свадьбы другом.
Тогда я об этом еще не знала. Так получилось, что в день отъезда я вообще ничего не знала. И в пять часов вечера сидела на полу в комнате рядом с собранным рюкзаком и ревела во весь голос. На полу - потому что дивана у меня пока еще нет. А ревела - потому что мой сбежавший со свадьбы друг с самого утра не выходил на связь. Мы до сих пор не определились, как будем добираться в горы, и, судя по всему, уже не определимся, потому что все варианты с транспортом к тому моменту были упущены.
Мне было хуже, чем невесте, которая обиделась за неявку друга на свадьбу. У невесты оставались ее жених и планы на выходные, а у меня - ни жениха, ни планов, еще и друг куда-то пропал. Ехать одной в горы не хотелось, сидеть дома тоже. В самый пик попыток понять, что из этих вариантов хуже, раздался звонок. Друг с растянутой связкой и порушенными планами собирался ехать в деревню и предлагал нас подвезти.
Мне пришлось признаться, что из нас осталась только я. «Поехали в деревню, - предложил тогда он. - Там грибов сейчас много. С тебя бутерброды и кофе»…
У нас с ним довольно странные отношения. Мы можем долго не общаться, ругаться, ненавидеть друг друга, но он каким-то непостижимым образом всегда появляется в критической ситуации и делает именно то, что нужно больше всего на свете. Однажды в походе мы поругались и целый день не разговаривали. А вечером, когда я настолько устала, что шла и спотыкалась о каждый камень, он молча подошел и отдал мне свою палку. Хотя у него самого были проблемы с коленями. А сейчас мне больше всего на свете были нужны слова «поехали в деревню»…
Его деревня окружена горами. Они начинаются еще на трассе и я обычно прилипаю к стеклу и не отлипаю от него до тех пор, пока не въедем в лес. Время в деревне остановилось очень давно и когда попадаешь туда, тоже останавливаешься. Но останавливаешься не просто так, а в каком-то деле. Там обязательно нужно что-то делать, и, скажу больше - там хочется что-то делать. Вот я больше всего люблю сажать картошку и собирать грибы. Трудотерапия вообще облегчает жизнь всяких там тонких натур, это давно замечено. А трудотерапия с видом на горы - и подавно.
Есть такое понятие - flow - поток, течение. Состояние, когда человек полностью включен в то, чем занимается прямо сейчас, и выключен из остального. Ты плывешь по течению, а внутри покой. И хорошо не от чего-то, а просто так, вот прямо сейчас. Безусловное счастье. Входить в это потоковое состояние учат на психологических тренингах, но на самом-то деле всё намного проще. Картошка и грибы с видом на горы - и ты в потоке безусловного счастья.
Удаляю из рюкзака палатку и ухожу выбирать диван. Хоть я и туристка, но первым делом всё-таки женщина, а значит, лучшее средство от стресса для меня - это шопинг. Пропавший друг по-прежнему не дает о себе знать, и хотя я зла на него, всё равно переживаю. Он не мог променять горы обратно на свадьбу, поэтому что с ним случилось - непонятно.
Я примеряю на себя огромный кожаный белый диван с трехзначной ценой, который всё равно никогда не куплю, и в этот самый момент он звонит. На самом деле он никуда не пропал, просто целый день принимал экзамены и забыл про телефон. И в горы мы всё-таки едем. Только мне почему-то становится грустно и тоже хочется куда-нибудь потеряться...
Подумав, покупаю две подушки для будущего дивана, возвращаюсь домой и возвращаю в рюкзак палатку. И почему-то чувствую себя немного предательницей. Если бы сейчас можно было загадать желание, зная, что оно сбудется, я бы пожелала мгновенно вылечить другу растянутую связку и вернуть с моря его девушку, чтобы всем вместе поехать в горы…
Но это была бы уже другая реальность. А в этой ровно в полночь я сажусь в машину, отдаю ему кофе с бутербродами и гатой (гата - это такая булочка с начинкой, понятия не имею, с какой, но вкусно!), мы забираем потерявшегося и вовремя найденного друга, и я проваливаюсь в ощущение дороги и двух близких людей рядом. Дорога - это тоже поток. И тоже покой. И счастье, пусть не безусловное, но от пережитых за день потерь и находок еще более ценное. От того, что рядом друзья, под головой мягкая подушка, а дорога ведет в горы…
…Я просыпаюсь от бьющего сквозь закрытые веки солнца. Открываю глаза и тут же зажмуриваюсь - это не солнце, это ослепляют белоснежные верхушки гор на фоне ясного светлого неба. Пять утра. Мы почти в горах...
На Зеленчукской автостанции допиваем кофе и прощаемся. На первой же маршрутке уезжаем через Архыз прямо до Лунной поляны. Говорят, скоро транспорт будет ходить и дальше, в Пхию - туда делают дорогу и обещают построить еще один горнолыжный комплекс. А пока можно только радоваться - тому, что мы успели увидеть Архыз в первозданном виде, и тому, что новые маршрутки по новому асфальту экономят нам 10 километров пути.
Мы идем на Дукккинские (или Аркасарские) озера - группу из трех больших озер в долине Малой Дукки. Это одно из немногих озерных мест в Архызе, где в середине июня обычно уже нет снега. Но этот год выдался исключительно снежным, так что мы морально готовимся откапывать воду из-подо льда.
По пути встречаем группу таких же туристов. Оказалось, они из Пятигорска. Лицо их предводителя кажется смутно знакомым.
- А это не вы ли, - спрашиваю, - ходили в прошлом году вон на тот перевал? - показываю в середину видимой нам части хребта Абишира-Ахуба, где высится приметный скальный гребень в виде петушиного гребешка.
- Я, - улыбается он.
«Гугурук-кикирги» по-карачаевски означает «петушиный гребень». Так называется перевал, о котором еще в прошлом году я не находила никакой информации кроме как «очень красивый перевал категории примерно 1Б». Мы тогда смотрели на него с обратной стороны Абиширы и мечтали сделать первопроход. Но тем же летом я нашла в Сети отчет пятигорского туриста, прошедшего этот перевал ровно за неделю до того, как мы им любовались, и дискуссию о времени его первопрохождения. Отчет этот я изучила досконально - пройти перевал всё равно хотелось. Хоть и не первопроход, но очень уж красивый этот "петушиный гребень". Селфи пятигорского туриста на его фоне накрепко впечаталось в память. И вот он, собственной персоной. Горы иногда преподносят неожиданные встречи…
Пятигорцы идут туда же, куда и мы, подсказывают нам места для стоянок. Нижнее Дуккинское озеро оказывается частично под снегом, но ровную полянку с травой рядом с водой найти удалось. На ближайшие три дня наш дом здесь…
Дальше слов не будет, только фото. Скажу лишь, что погода выдалась настолько чудесной (вопреки прогнозам), а компания в лице хоть и одного, но замечательного друга - настолько теплой и уютной, что я ни разу не пожалела о том, через что пришлось пройти ради этой поездки. Надеюсь, он тоже не пожалел, что сбежал со свадьбы))
Ну а теперь фоточки.
Уютная долина Малой Дукки...
А вот и первый снег...
Наш уютный домик
Обед на фоне лагеря пятигорцев
Нижнее Дуккинское озеро и палаточный лагерь. Да, вот такое хреновое лето)))
А вот и все три озера. Третье - в левом верхнем углу, спряталось в каменной чаше, виден только вытекающий из него ручеек.
Это в Ростове июньская жара, а в горы только-то приходит весна...
Вовсю цветут рододендроны и тюльпаны
Все говорит о том, что в горах сейчас май)
Верхнее озеро в нерастаявшем состоянии изумительно красивое
Вот оно во всей своей красе с перевала 2600
Озерцо с южной стороны перевала 2600
На пути от третьего озера ко второму
Второе озеро почти полностью подо льдом
А это второе озеро уже с другого ракурса, по пути на перевал Цирус. Пятигорцы в это время идут наверх и решили срезать путь))
Забравшись на Цирус, получаем бонус в виде глазастого Эльбруса))
Чудесные облака над Абиширой и Гугурук-Кикирги во всей красе (самый заснеженный скальный гребень в правой трети кадра)
Дорога домой...
Крайний обед в горах и послебеденный отдых. Жизнь определенно удалась))