Неделя в раю. Часть I

Sep 02, 2009 11:46

/Путевые заметки/

Я точно знаю, что рай существует. До него всего лишь 547 километров от Ростова, и каждый километр приближает к абсолютному и безоговорочному счастью. Каждый километр - капля счастья. 547 капель. Последняя капля - это шаг на райскую землю, у которой есть название - Архыз.

Нас двое - я и моя двоюродная сестра из Липецка. Она моя ровесница, но все принимают ее за младшую, потому что я больше говорю и принимаю решения за нас обеих. Кто-то считает, что мы похожи - внешне - но на самом деле мы абсолютно разные. Она любит смотреть телевизор и не любит рано вставать и много ходить. А я не люблю сидеть на месте и люблю вставать на рассвете, чтобы увидеть, как первые лучи солнца пробиваются сквозь верхушки пихт. Она приехала со мной, потому что ничего не видела кроме Липецка и родной деревни, и еще потому, что немного боится высоты и ей уже надоело ее бояться. А я... я просто вернулась домой.

Дом для меня - это не адрес прописки в паспорте. Это то место, куда всегда хочется возвращаться и откуда не хочется уходить. Место, где тебе хорошо. Я приезжаю сюда уже четыре года, и каждый раз открываю для себя все новые и новые уголки рая. Архыз - первое место, где чувство безграничного счастья присутствует в тебе каждую секунду. Когда просыпаешься и видишь в окне горы. Когда сидишь на берегу горной реки и слушаешь ее шум. Когда падаешь от усталости на перевалах и кажется, что идти больше нет никаких сил, но горы зовут и ты встаешь и идешь дальше. Даже когда идет дождь, и ты просто смотришь в окно, или сидишь на крыльце гостиницы, а мокрые капли время от времени обжигают кожу - даже тогда вперемешку со сладкой грустью чувствуешь в себе эти капельки счастья. Потому что вокруг горы…

Мы остановились в «Красной скале». Этот пансионат - неотъемлемая часть моего рая. Мой «Приют грез». Каждое утро, просыпаясь, я вижу в окне горы. Внизу шумит река. Жизнь в раю началась…

21 августа, день первый. В долине реки Псыш

Для моей сестры физическая активность - состояние противоестественное, поэтому дабы не спугнуть ее настрой, я решила не тащить ее покорять перевалы в первый же день. До обеда мы катались на лошадях, а потом прогулялись по долине Псыша. Прогулка до мостика через Архыз (после слияния его с Псышем) сейчас доставляет мало удовольствия - там делают дорогу. С одной стороны это, конечно, радует, а с другой… Архыз сейчас - одно из немногих мест на Кавказе, куда еще не добралась цивилизация. Людей здесь немного, природа предстает в своей первозданной красоте - так не хочется портить эту сказку… Но планов на строительство здесь много. И новый горнолыжный курорт европейского уровня, и база для подготовки наших спортсменов к Олимпиаде в Сочи, и тоннель к Черному морю…

Дышать пылью приходится недолго - после моста дорога поднимается в лес, а бульдозеры остаются на том берегу. На поляне Таулу дорога разветвляется - через мостик идут маршруты в долину Софии, а прямо - в долину Псыша к реке Белой. Нам как раз туда. Эта река на самом деле белая. Она всегда остается прозрачной, даже после дождя, когда все другие реки становятся мутными.

Идти легко и приятно, солнце здесь совсем не такое палящее, как в Ростове, а воздух чистый и свежий. Слева шумит Псыш с его кристальной водой небесного цвета, за ним возвышается снежная вершина Софии, впереди - скалистый Пшиш…

До Белой мы не дошли, хотя, если выйти рано утром, такой маршрут вполне осуществим. Но уже вечер и нам надо возвращаться. В «Красной скале» на ужин подают восхитительные булочки, воздушные, словно облако. И это тоже - часть рая…

22 августа, день второй. Озеро Любви и Белкау-кель

Есть в Архызе озеро в форме сердца. Кто-то называет его Безымянным, кто-то - Суук-Джюрек (по-карачаевски «холодное сердце»), но в основном оно известно как озеро Любви. Идти к нему нужно через заповедник - немного не доходя до турбазы «Архыз» свернуть влево вниз, спуститься к реке и по едва заметной тропке войти в лес. Там некоторое время идти вдоль берега, а потом, выбирая левое ответвление тропы, дойти до подъема на перевал Архызское седло. Начало подъема ни с чем не перепутаешь - широкая тропа углубляется в лес словно в тоннель, лиственные деревья сменяются огромными пихтами, открывая двери в тихий сказочный лес…

Прошлым летом я поднялась на этот перевал, но уже наверху разразилась такая жуткая гроза, что я поспешила поскорее вернуться. Иначе спускаться по крутому склону мне бы пришлось вплавь…

Честно признаться, подъем был не из легких. И моя сестра наверняка на полпути повернет обратно. Знаем, проходили… Это сейчас я понимаю, что с грамотным инструктором такая дорога не составила бы особого труда даже для нее, но инструктора не было, и я решила, что мы поднимемся на лошадях.

Наш проводник Марат идет пешком - лошади для него не нашлось. Я мысленно удивляюсь, как он бодро скачет вверх по крутому склону, где год назад я делала остановки через каждые 5 шагов. Наверно, надо вырасти в горах, чтобы иметь такую выносливость…

На выходе из леса, в зоне субальпийских лугов догоняем группу туристов, идущих тем же маршрутом. Инструктора зовут Виталий - именно его мне рекомендовала знакомая, недавно вернувшаяся из Архыза. Глядя на то, как легко идет его группа, начинаю сожалеть, что испугалась трудностей и не пошла пешком...

И вот мы на перевале. Понимаю одну вещь - когда всю работу кто-то делает за тебя, особой гордости за результат не испытываешь. Мой конь Ураган прошел весь путь вместо меня, а мне оставалось только любоваться окрестностями. Хотя любоваться на самом деле было чем. Позади остался поселок, уютно расположившийся в глубокой котловине. Впереди - широкое плато. На юго-западе протянулись красноватые скалы хребта Морх-сырты, по их склонам сползает снег, словно пена взбитых сливок. Ближе всех - гора Красная - та самая, которую видно из моего окна. А на севере - ансамбль горных вершин, укрытых облаками, и эти облака - как раз на уровне глаз, не наверху, где мы привыкли их видеть, а совсем рядом…

В самом начале седловины тропа ответвляется вправо и через полчаса приводит к озеру. Оно действительно в форме сердца! Вода в нем то ли зеленая, то ли синяя - в зависимости от того, как падают солнечные лучи.

Пока я бегала с фотоаппаратом вокруг озера, группа туристов догнала нас и устроила привал с купанием. Честно говоря, я им завидовала. Тому, что они поднялись туда сами, на своих ногах, а не на чужих. То, что в прошлом году я этот подвиг тоже совершила, забывается как-то быстро… Но, взглянув на сестру, сумевшую дойти от лошади лишь до ближайшего камня и замереть на нем в позе мумии, я отбросила свою зависть. Пойди мы пешком, продвинулись бы максимум метров на 100…

Вода в озере холодная, как и во всех горных озерах. Искупаться я бы не решилась даже при наличии купальника, поэтому просто сняла кроссовки и зашла в воду по колено. Освежает здорово…

Следующий пункт нашего маршрута - Белкау-кёль. От озера Любви до него минут 40, по траверсу склона Морх-сырты. По пути попадается черника - совсем немного, но я еще ни разу в жизни ее не пробовала. Марат протягивает мне горсть синих ягод. Он называет меня «мушмуш». Я немного понимаю по-карачаевски, но что означает это слово, не знаю. Он говорит, что так мама называла его в детстве, а я для него как маленький ребенок. Хотя это еще вопрос, кто из нас ребенок… По дороге он кидается в меня какими-то цветами, которые напоминают маленькие бомбочки. Марат еще в том возрасте, когда девочек дергают за косички с целью привлечь внимание. Вспомнив детство, я отвечаю ему тем же - кидаюсь «бомбочками». У него получается лучше…

В Белкау-кёль вода зеленая, наверно, это отражаются склоны хребта, поросшего травой. Наверху лежит снег, а вдоль береговой линии - настоящий цветник. Вот такой контраст…

Обратно мы спускаемся пешком, ведя лошадей за собой. На спуске обгоняем парня из Москвы, который в одиночку поднялся на Красную. За один день у меня появился уже второй повод для зависти. Не нравится мне это… Надо срочно пойти куда-нибудь повыше, чтобы был повод собой гордиться…

23 августа, день третий. Водопад Чигордали.

Спускаясь вчера с лошади, моя сестра ударилась ногой. Теперь у нее большой синяк и полное отсутствие желания куда-то идти. Максимум, на что я смогла ее уговорить - это поход в заповедник, к водопаду Чигордали. Пообещала, что подъемов не будет. Туда, к водопаду, я еще не ходила, но в руках карта, компас и описание маршрута - думаю, что заблудиться будет сложно…

Вид с хребта Абишира-Ахуба, июль 2008г.

Сразу за базой «Сулахат» нужно свернуть вправо - через сломанные ворота, возле которых почему-то никогда не пересыхает грязь. Для тех, кто хоть раз катался на лошадях по заповеднику - лошади проходят именно в эту дыру в заборе. Дорога ведет по красивой долине и через некоторое время выводит к реке.

Кизгыч здесь не похож на горную реку - спокойная тихая гладь цвета… я не знаю, какими словами передавать цвета горных рек. Они все разные. До такой степени, что на слиянии любых рек четко видна эта граница даже после того, как две реки сходятся в одну.

Слияние рек Кизгыч и Псыш

Слияние рек Архыз и Псыш

Дорога приводит к хижине и входит в воду, а вдоль берега продолжается тропа. Хочу дать совет для тех, кто первый раз пойдет этим маршрутом - при разветвлении тропы всегда выбирайте левую. Потому что правая почти всегда заканчивается у воды.

Часа через три тропу пересекает ручей, берущий начало с перевала Чигордали. Наверху - водопад. К нему ведет тропа, отходящая влево сразу за ручьем. Здесь будет небольшой подъем, он довольно легкий и непродолжительный, и приводит к огромному пенящемуся каскаду.

Кстати, водопад видно и снизу, с дороги. Если немного отойти от ручья в сторону, белый поток отчетливо просматривается между деревьями прямо посреди горного хребта.

…Это был самый легкий маршрут из всех, что я прошла в Архызе. Поэтому назавтра надо придумать что-нибудь посерьезнее…

24 августа, день четвертый. Кругозор.

Я решила наконец-то подняться на Кругозор. Это один из самых близких маршрутов в окрестностях Архыза, и, судя по описанию, очень интересный. Если стоять спиной к хребту Абишира-Ахуба, то справа, на самой вершине его западного отрога, отчетливо видна небольшая поляна, как бы проплешина на заросшем соснами склоне.

Вид с хребта Абишира-Ахуба

Cестра, узнав, что надо будет подниматься в гору, категорически отказалась вставать с постели. Пришлось идти одной. Как обычно, в рюкзаке карта, маршрут, компас… Подъем начинается от базы МВД, там в лес ведет широкая дорога. По пути - заросли малины. Она висит гроздьями, такого количества ягод я не видела еще ни разу в жизни...

Внизу - капельки земляники, ее осталось совсем чуть-чуть, но зато она самая сладкая. Пройти мимо я не могла…

Кому малина, а кому нектар :)

По пути встретились трое туристов. Обогнала я их довольно бодро, но дальше дорога начала преподносить сюрпризы… Во-первых, такого количества разветвлений тропы я не встречала еще ни на одном маршруте. Выбирала интуитивно и часа через 2 обнаружила, что уперлась в тупик. Дорога закончилась. Тропы не было. Она просто исчезла.

Понятия не имею, что бы я делала дальше, но, к счастью, следом шли туристы, которых я обогнала в начале подъема. Их осталось уже двое… Познакомились. Мужчина с дочкой лет четырнадцати, они из Мариуполя и поднимались сюда несколько лет назад. Стали вместе искать тропу. После трех неудачных попыток, которые изрядно потрепали наши силы, Виктор обнаружил едва заметную стежку, которая сначала пересекает ручей, а потом выводит к березовой поляне. Отсюда вниз уходила широкая дорога - та самая, по которой нам и надо было изначально подниматься. Где-то мы явно свернули не туда…

В начале поляны влево уходит тропа и ведет по субальпийскому лугу, среди берез и рододендронов. Здесь уже нет крутых подъемов, идти довольно легко, и до вершины остается совсем чуть-чуть.

Наконец мы поднялись на хребет. Стало понятно, почему это место называется Кругозор - горы просматриваются со всех сторон. На западе - долина реки Псыш и скалистые вершины София, Кара-Джаш и Пшиш.

На востоке, в глубокой котловине - поселок Архыз, долина реки Большой Зеленчук, на севере - гребень Абиширы-Ахубы. И высота, между прочим, 2400… Это что же получается - набор высоты почти километр??? Виктор сказал, что этот маршрут не любят даже опытные туристы. Они называют его «ишачкой». Это когда идешь-идешь, а подъем все не заканчивается. Так что мы теперь имеем полное право собой гордиться...

Оля, дочка Виктора, ходит в горы с четырех лет. Именно в этом возрасте она впервые поднялась на Баритовый водопад (там совсем недетский подъем, часа два в гору). Я мысленно записываю этот пункт в тетрадь воспитания своих будущих детей…

Спускались вниз мы по той широкой дороге, по которой следовало подниматься, и вскоре поняли, где ошиблись. На самой первой развилке нужно выбирать правое ответвление, а мы свернули влево. Так что походы налево не всегда доводят до добра…

Спуск занял ровно полтора часа, подъем - пять. Правда, это с поеданием малины и поисками тропы. На самом деле подняться туда вполне реально часа за три, нужно только знать дорогу…

Вернувшись домой, я застала сестру в том же состоянии, в котором оставила - она лежала на кровати и смотрела телевизор. С этим что-то нужно делать… Заставила ее пойти со мной в «Энергетик» к Виталию - тому самому инструктору, которого мы повстречали по дороге на озеро Любви.

Он предложил подняться к Софийским озерам. Этот маршрут - моя мечта. Пугала только цифра 2900 - высота перевала, на который предстояло подняться. Но после сегодняшнего похода на Кругозор я перестала сомневаться в своих возможностях. Но вот на сестру смотрела с сомнением… К моему удивлению, она легко согласилась. Я поняла, почему - Виталий внушал доверие. Он выглядел обычным человеком, не Терминатором, не сверхмашиной, а таким же, как и все остальные, и поэтому возникало ощущение, что если он ходит по этим маршрутам, то сможем и мы…