Исторический руфинг

Jan 14, 2015 19:06

  Вероятно, в купеческой истории России в целом и Ростова в частности найдется немало случаев самых оригинальных и умопомрачительных споров между купцами. Один из них вошел в легенду и нашего города на Дону. Об этом и многом другом внутри поста:




  Сегодня речь пойдёт о руфе двух зданий находящихся на пересечении центральных улиц Ростова, но руфинг не простой, а с интересной историей - с чего я и начну.

Как-то в конце века XIX в Коммерческом клубе, что в доме Мерошниченко (угол Таганрогского и Б.Садовой - ныне сквер у консерватории) расслаблялись после дневных трудов праведных два нахичеванских купчины - конезаводчик Карапет Чернов и шерстянщик Гавриил Мелконов-Езеков. Чего уж там их степенства не поделили, кто кому остался должен, нам не ведомо. Однако взыграла кровь потомков древних спарапетов, и учинили купчины меж собой спор. По-нынешнему, кто из них круче, а по-тогдашнему - кто богаче и оборотистее. Поскольку удивлять друг друга количеством выпитого горячительного в те времена было как-то несолидно, порешили в качестве доказательства произвести впечатление на обывателей новыми отстроенными особняками. Кто шикарнее отгрохает, значит, тот и круче.

особняки спорщиков - один другого лучше:



Только с непременным условием - для чистоты эксперимента строить не в родной Нахичевани, а в соседнем Ростове и обязательно друг напротив друга - сравнить легче. Понятное дело, спор при массе свидетелей в Коммерческом клубе вызвал живейший интерес, а ростовская дума, обрадованная алчностью негоциантов, мечтавших вложить в победу чуть ли не все состояние, отвела им место на пустующем тогда «белом пятне» на углу Большой Садовой и Большого проспекта. Новый базар только-только набирал силу, а в фундамент Александро-Невского собора только-только был заложен первый камень - его отстроили лишь в 1908 году. Ростов в любом случае от спора только выигрывал.



Честь купеческая превыше всего, ударив по рукам, негоцианты отступать уже не могли. Каждый начал искать себе подходящего архитектора. А поскольку на тот момент зодчие типа Померанцева и Соколова были в Ростове нарасхват, заказов у них в богатеющем полисе не убывало. Отыскать для будущего шедевра архитектуры свободного и жутко знаменитого было почти невозможно. Поверенные купцов с ног сбились в поисках своего Расстрелли. Однако отыскали. Молодой столичный талант Федор Ясинский как раз сам пребывал в поисках выгодного заказчика.

По утверждению злых языков (как же без них в легенде-то), в страшной тайне друг от друга чуть ли не в один и тот же вечер на квартиру к архитектору нагрянули оба спорщика. Купчины били себя в грудь, брызгали слюной, трясли кошельками и сулили золотые горы начинающему зодчему за постройку «самого-самого» особняка. Сообразительный парнишка, выслушав обоих спорщиков, быстро смекнул, что при наличии известной конспирации есть шанс слупить с обоих, не особенно заморачиваясь в изысках неоклассицизма. Покорпев с полгода над чертежами, Ясинский представил обалдевшим от счастья клиентам проекты, чуть ли не под копирку повторявшие друг друга. Авось, когда отступать будет поздно, примут и таким. При условии, что не намылят шею, разумеется.

Справедливости ради стоит заметить, что парень свой фактически единственный проект выполнил на совесть - большего здания в Ростове на тот момент не было. Угловые башни, могучие кариатиды, полукруглые балконы, модные арочные и слуховые окна. Настоящие дворцы - на зависть всяким там Парамоновым, Асмоловым, Кошкиным, Максимовым, Кушнаревым. И главное - они превосходили по размерам самое большое на тот момент здание города - особняк другого нахичеванца Степаноса Генч-Оглуева, выстроенного на углу Николаевского и Б. Садовой в 1883 году знаменитым архитектором Александром Померанцевым, что в принципе решило дело.



Поскольку на кон был поставлен купеческий престиж, важно было отстроиться не только шикарнее, но и быстрее соперника, поэтому средств для работ спорщики не жалели. Соперники при встрече иронически раскланивались друг с другом, а за глаза, потирали руки, предвкушая собственный триумф. Однако уже к концу 1894 года подозрительно взирая на параллельно возводимые здания, конкуренты стали как-то косо поглядывать уже на зодчего. Тот, конечно же, гневно отметая любые подозрения, напустил лопухам профессионального туману, закатывал очи и сыпал терминами так, что армянские купчины начали уже сомневаться в собственных глазах. Когда сомневаться перестали, начали хватать за грудки ухмыляющегося Ясинского - давай, мол, каналья, башенку делай выше, чем у соседа, или фасад шире, надстраивай, шельма, пятый этаж, душа из тебя вон. Однако деньги немалые уже были уплачены, и обратного пути не мыслилось.

В результате многочисленных перепланировок (что требовало, разумеется, дополнительных гонораров на шантажных условиях) ловкач-архитектор соорудил купол мелконовского дворца всего на несколько метров выше черновского близнеца. Первого устроило хотя бы это, второй грозил утопить в Дону проходимца-архитектора, который поспешил покинуть столь удачный для него город. Номинально спор выиграл Мелконов-Езеков, по большому счету - город Ростов. Победитель получил право разместить на первом этаже дома Ростовский общественный клуб, в котором проводились художественные выставки, кинотеатр «Колизей». В 1899 году Мелконов-Езеков даже на короткое время был избран городским головой Нахичевани.

мемориальная табличка на здании, извините за качество, но нашёл только такую фотографию:



Правда во время Второй мировой войны в дом победителя попала мощная авиабомба, практически разрушив его до основания. Его кирпич был использован для строительства по соседству здания в стиле сталинского классицизма управления «Ростовуголь». Управление позже переехало в Шахты, в здании поселился горком КПСС. Кинотеатр же остался на прежнем месте, хотя и сменил название на «Буревестник».

нынешний вид:



«Проигравшее» же здание сохранилось. До революции помещения нижних этажей арендовали «Санкт-Петербургский международный коммерческий банк», Купеческое общество взаимного кредита, «Сельскохозяйственный банк», а также зубной врач Сабсович М. М. После многократных изменений в 1931 году в нем обосновался экономический институт. Карапет Чернов был отомщен...

Вот такая интересная история приключилась в нашем городе, а теперь приступим к крышам. Начнём с Буревестника:



На углу располагается своеобразный "балкончик", с которого можно посмотреть на центральный перекрёсток:



вид в сторону Будённовского:



телебашня - самое высокое сооружение Ростова:



Слева от нас (справа от здания) - аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе:



фото вышло со смыслом:



Купол центробанка (бывшая Контора Госбанка):



Администрация Ростовской области:



После войны восстанавливалось по новому проектному варианту (архитекторы В.И.Григор, Е.Е.Григор и др.). Облик этих зданий выполнили с использованием классицистических форм, господствующих в советской архитектуре послевоенных лет. Набор архитектурных форм (многоярусные пилястры, лаконичные гигантские порталы и одноярусные портики, орнаментальные фризы, мощные венчающие карнизы с модульонами и др.) был близок к фасаду Госбанка в стиле неоклассицизма начала ХХ века. В прошлые годы было одним из самых крупных построек во всём ЮФО:



А перед этим зданием дядька на коне рубит деревья... Монумент был открыт в апреле 1972 года. Автор - народный художник СССР, лауреат Государственной премии Е. В. Вучетич. Народное название - «Конь с яйцами».
Монумент, изображающий командарма Будённого на вздыбленном коне, матроса с гранатой и солдата с ружьём знаменитый автор «Родины-матери» Евгений Вучетич изначально ваял для Волгограда. Композиция «Оборона Царицына в годы Гражданской войны» была уже готова, когда местные власти вдруг сообразили: обороной города тогда командовал Сталин. Поставить памятник «вождю народов», чьё имя в ту пору старались не вспоминать, означало навлечь на себя большую головомойку.

На открытие пригласили старых будённовцев. Это обстоятельство и стало роковым. Увидав отлитого в бронзе командарма, пожилые растрогались, однако уже через минуту над площадью гудел ропот. «Не ездил Будённый на кобылах! - возмущались они. - Не командирское это дело!». Чтобы не расстраивать заслуженных ветеранов, Вучетичу пришлось исправлять ошибку. Так бронзовый конь и обзавёлся гигантскими гениталиями, над которыми теперь хихикают и ростовчане и гости города:



В заключении с этой крыши - виды на центр Ростова:









Под этим зданием ещё имеются два поддомных убежища, заскочим на пару минут:





Оба соединены тоннелем в одно, в 90-х здесь находился чей-то сквот.



Внутри много следов пребывания людей, на стенах живопись и плакаты. Из элементов ЗС (Защитное Сооружение) только 3 гермодвери. Размеры: всего 4 зала 5х5 метров +санузел.







На этом всё - пришло время отправиться на крышу второго "спорного места", но прежде - ещё немного истории: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) - учебно-методический и научно- исследовательский центр на юге России, готовящий кадры по экономическим специальностям и юриспруденции. В 1930-1931 годах в СССР были созданы финансово-экономические институты в Москве, Ленинграде, Харькове, Ташкенте, Иркутске, Казани, Киеве и в Ростове-на-Дону (1931). Ростовский финансово-экономический институт (РФЭИ) возник на базе экономического факультета Северо-Кавказского государственного университета (СКГУ). Именно на его кадровой, научно-исследовательской и учебно-методической базе развивался институт в предвоенное десятилетие. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1933 года за № 330 РФЭИ был включен в список высших учебных заведений страны, 11 марта 1939 года приказом Всесоюзного Комитета высшей школы был утвержден устав института. 13 октября 1964 года приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 718 РФЭИ был переименован в Ростовский институт народного хозяйства (РИНХ). В 1994 году институт стал академией, а 2000 году - университетом.

Чтобы попасть сюда - нужно сначала залезть на соседний домик:









А уже после, по обычной кирпичной стене лезть на верх, цепляясь и держась за выступы в кладке... Ещё немного и мы на крыше - первым делом увидели дворик-колодец, не знал, что он тут вообще существует:



Пройдём к крыше со стеклянными окнами, то есть на противоположную сторону:



уютные дворики:



Напротив - Газпром, чуть позже покорим и его:



И самое главное - центральный перекрёсток, который мы видели с Буревестника, а теперь тот же вид, но уже с РИНХа:



Темнеет... Город предстаёт во всей своей красе:







Довольные и уставшие возвращаемся к выходу, но на этот раз решили сделать себе "лестницу" для спуска - для этого использовали провод, который валялся рядом. Альпинизм освоен!)



На улице совсем темно, а штатива с собой нет - придётся покидать центр и отправляться домой:



Вот и всё, на этом мой обзор подошёл к концу. До новых встреч на новых крышах Ростова!)

Наша группа Вконтакте: http://vk.com/urbanrostov

культурно-историческое, руфинг, Ростов-на-Дону, убежище

Previous post Next post
Up