В этом обзоре мы продолжим посещать заброшенные места города Шахты, где посмотрим на небольшую стоянку-кладбище бульдозеров и другой советской техники. Также осмотрим огромный наземный скиповый ствол шахты "Наклонной", который имеет высоту порядка 50 метров и конечно же, заберёмся на его крышу. Это и многое другое внутри поста:
Совсем недавно был опубликован пост "другой стороны" города Шахты, заметив, что в папке валяются ещё пару сотен фотографий, решил разобрать заодно и их. Телепортируемся на год назад к наземному стволу одной из бывших шахт, где позади него находится небольшое кладбище техники:
О существовании этого места не знал, поэтому был рад чему-то новому и интересному.
Здесь гниют советские бульдозеры, экскаваторы и прочая техника. На фото ниже - Бульдозер Б-130. История Челябинского тракторного завода берет свое начало в далеком 1933 году. ЧТЗ - крупнейший завод-производитель гусеничных промышленных тракторов, которые являются базой бульдозерно-рыхлительных агрегатов, трубоукладчиков и различной дорожно-строительной техники (болотоходы, сваебои, кабелеукладчики, траншейные экскаваторы и т.д.). Основной продукцией завода являются трактора и бульдозеры самых массовых тяговых классов 10-15 т. Эти машины работают в самых различных отраслях и сферах промышленности, а так же на лесозаготовках, в коммунальном и дорожном хозяйстве. Тракторы и бульдозеры ЧТЗ имеют большой ресурс и ремонтопригодность, что обеспечило наличие в эксплуатации одновременно нескольких поколений техники под маркой ЧТЗ. Это бульдозеры серии б-170, тракторы т-170 и тракторы т-130:
Небольшая часть всего этого до сих пор находится в рабочем состоянии и закрыта на замки - приходится фотографировать через стекло:
А вот другая уже заброшена и гниёт под открытым воздухом не первый год:
Скажу честно, с данными видами техники знакомиться вплотную ещё не приходилось, поэтому был рад нашей находке и с удовольствием изучал каждый из них:
почти пулемёт:
Управление на таком бульдозере схоже с танком, т.е. есть три рычага управления. Так называемые фрикционы, левый и правый фрикционы отвечают за онную гусеницу, а главный фрикцион отвечает за сам ход, если надо повернуть налево или на право работают левым или правым фрикционом, таким образом, одна из гусениц (в сторону поворота) замедляет свой ход, или вообще может поменять направленность хода и будет производиться разворот на месте:
Данная территория выкуплена какой-то строительной фирмой, поэтому здесь есть охрана и несколько не совсем дружелюбных собак, но пообщавшись со сторожем, нам дали добро - "лишь бы не курочили":
Кстати, выяснить для чего эта техника так и не удалось. Версии всего-лишь две, первая - данная техника находится в распоряжении этой фирмы, вторая - разбирала\разбирает находящийся рядом террикон. Последний вариант вполне актуален, ведь совсем недавно за разбор этих "гор" серьёзно взялись, статьи и новости на эту тему можете найти сами.
На моей памяти было даже одно интересное совпадение. - В прошлом году мне удалось посетить Донецк (РФ), где я побывал на нескольких заброшенных шахтах. Коллега, который водил меня в первом путешествии по Шахтам, сейчас занимается разбором терриконов и какого удивление, что его послали разбирать именно те, что я посетил совсем недавно. - Хорошее совпадение, от которого мне стало приятно, что успел посетить некоторые места до их сноса.
Вернёмся к нашим махинам, где мы почти досмотрели всю территорию стоянки-кладбища:
Колесный эксковатор эо-3323а (на фото ниже) Тверского экскаваторного завода (ТВЕКС). История Тверского экскаваторного завода началась в январе 1943г., когда Государственный комитет обороны, руководивший всей жизнью страны, дал санкцию Наркомстрою СССР: начать строительство заводов дорожных машин, продолжать прерванные войной работы по возведению машиностроительных предприятий, в том числе и Калининского экскаваторного завода. Он назывался тогда ремонтно-механическим и входил в систему Наркомстроя.
Следующий экскаватор - ЕК 270 "КРАНЭКС". История компании КРАНЭКС начинается с 1930 года, когда ЦК ВКП(б) принял решение о возведении в Иваново машиностроительного завода по производству техники для добычи торфа. 1 июля 1932 года состоялся пуск завода. С 1998 года в составе компании работает совместное предприятие "КРАНЭКС-KOMATSU" по производству деталей к экскаваторам, оборудование которого полностью соответствует уровню ведущих мировых производителей. В этом же году компания полностью перешла на выпуск экскаваторов принципиально новой серии ЕК. Основными стали модели ЕК 270, ЕК 400. Экскаваторы новой серии ЕК оснащались полным комплектом гидрооборудования фирм "Bosch Rexroth" и "Parker Hydraulics". Данный экземпляр был создан в 1998 году, в 2003 году была создана модификация ЕК 270 ЛС - отличались более прочной и комфортабельной кабиной:
Вдалеке (на фото ниже) стоял вполне рабочий экскаватор ЭО-5124 "ВЕКС". История завода началась в 1915 году, когда из Риги в Воронеж был эвакуирован машиностроительный завод акционерного общества "Рихард Поле", который принадлежал прибалтийской семье Рихарду, Ядвиге и Анне Поле. Промышленный комплекс, построенный в Воронеже в течение трёх лет (1915-1917 г.г.) стал крупнейшим в дореволюционном Воронеже и его окрестностях. С 1917 года началось производство станков для обработки дерева и кожи, котлов и паровых машин, приборов железнодорожной сигнализации, водоочистителей, железных конструкций и чугунного литья. В годы войны (1941-1945 г.г.) АО "Тяжэкс" имени Коминтерна первым в стране начал серийное производство реактивных установок БМ-13 - знаменитых "Катюш". В качестве памятника на территории предприятия установлена военная реликвия - легендарная БМ-13. В послевоенное время в 1945 году завод выпускал строительное оборудование: камнедробилки и бетономешалки. Сейчас ОАО "ВЭКС" - это крупное предприятие, расположенное на площади 50 га, которое имеет мощное литейное, сварочное и механосборочное производство, где трудится свыше 2-х тысяч человек.
КамАЗ-5320 - советский и российский трёхосный бортовой грузовой автомобиль-тягач с колёсной формулой 6×4, выпускавшийся Камским автомобильным заводом (КамАЗ) с 1976 г. по 2000 г. Стал первой по счёту моделью автомобиля под маркой КамАЗ. Рядом с ним стоит дорожный грейдер ДЗ-122 ЗАО «Дормаш» («DM») является крупнейшим отечественным разработчиком, изготовителем и поставщиком дорожно-строительной техники, нашедшей применение более чем в 40 странах мира. На сегодняшний день завод входит в тройку крупнейших лидеров производителей дорожно-строительной техники в России. Последний (он же первый) трактор очень похож на Т-25 "Владимирец" Владимирского Тракторного Завода "ВТЗ":
Осталось досмотреть последние экземпляры и отправляться к стволу:
Подпускать на территорию дальше нам помешали добрые собачки, поэтому несколько фото на расстоянии:
Последней большегрузный автомобиль, о котором я что-либо нашёл: КРАЗ 260 Кременчугский Автозавод. Через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны, 31 августа 1945 года, Народный комиссариат путей сообщения СССР издал приказ о строительстве в Кременчуге механического и мостового заводов. Уже в 1946 году был заложен первый кирпич в фундамент завода.
В течение следующих 8 лет на мостовом заводе было изготовлено около 600 мостов общей длиной около 27 км, установленных на реках Днепр, Москва, Днестр, Волга, Даугава и других. Механический же завод, получивший название Кременчугский комбайновый завод, с 1956 года выпускал кукурузоуборочные комбайны и другую сельхозтехнику. За 2 года своего существования он выпустил более 11 тысяч сельхозмашин. 17 апреля 1958 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о создании в Кременчуге завода по изготовлению большегрузных автомобилей. Производство тяжелых грузовиков было передано с Ярославского автомобильного завода. Первые два самосвала КрАЗ-222 были собраны из привозных узлов и деталей и представлены 10 апреля 1959 года. В 1961 году завод поставил на экспорт более 500 автомобилей в 26 стран мира:
Общее фото на память:
Вот и наша главная цель на сегодня:
По некоторой информации, ствол так и не был достроен до конца и никогда не работал по своему прямому назначению:
Внутри удалось найти неприметную табличку, после которой появились некоторые сомнения:
О шахте "Наклонной" неизвестно почти ничего (так она подписана на urban3p.ru), а вот о "Мирной" (надпись на табличке) удалось узнать только то, что она была закрыта в 1998 году... Поэтому, кому из них этот ствол принадлежал - доподлинно неизвестно...
мёртвые птички - куда же без них:
Теперь нас ждёт долгий и нудный подъём наверх, порой, через упоротые стены:
Высота становится всё больше и больше, уже видна крыша, точней дырки в ней:
Судя по всему, все внутренности порушили специально, чтобы народ тут не искал приключений, как это было сделано в скиповом стволе шахты "Глубокая"... В общем, ходить тут не совсем безопасно:
Вскоре нормальная лестница закончилась, дальше только по пожарной:
Она была очень длинной, но слава богу есть небольшой "балкончик", на котором можно перевести дух и посмотреть вниз:
Последний рывок и мы на крыше - здесь нас встречает изобилие сигналоведущих кабелей, антенн сотовых операторов и беспроводных интернет-провайдеров:
Натыканы они были по всему периметру крыши, поэтому находиться тут решили совсем недолго:
Вдалеке была видна старая водонапорная башня, но к ней так и не проехали - уж сильно устали, посетим её в следующий раз:
Передвигаться здесь не совсем приятно: ограждения не вызывают доверия (и натыканы приёмниками возле которых не желательно находится), как и сама крыша - листы скрипели и прогибались на каждому шагу. Из-за этого нормальных панорам вышло лишь пару штук - вот одна из них, с видом на город:
Противоположная сторона:
Ещё один общий вид с терриконами:
Внизу тем временем всё тихо и спокойно:
Сложно не заметить другой скиповый ствол о котором упоминал в обзоре - шахты "Глубокой". О нём я уже рассказывал в своём жж ранее:
Типичный шахтёрский пейзаж:
Видна отсюда и Шахтинская газотурбинная электростанция (ШГТЭС). Строительство на Юге России энергетического предприятия было обусловлено ростом промышленности и добычи угля в регионе в 1925 году. В соответствии с планом ГОЭЛРО в 1925 году было принято решение о строительстве районной электростанции, и в 1926 году Госплан СССР утвердил проект строительства Шахтинской ГРЭС (на левом берегу реки Грушевки). В декабре 1929 года Шахтинская ГРЭС была ведена в эксплуатацию и стала первой на Северном Кавказе и второй в СССР (после Штеровской ГРЭС) электростанцией, работающей на антрацитовом штыбе в пылевидном состоянии. В 1973 году Шахтинская ГРЭС была реконструирована в ТЭЦ для теплоснабжения Шахтинского ХБК. В 1990 году в связи с моральным и физическим износом предприятие перешло в режим работы котельной и прекратило стабильное теплоснабжение потребителей. В 2006 году на предприятие пришёл инвестор - ООО «Группа Мегаполис». На базе Шахтинской ТЭЦ была создана Шахтинская газотурбинная электростанция, начата реконструкция предприятия. Уже в 2010 году ШГТЭС была зарегистрирована на ОРЭМ как поставщик электроэнергии и мощности. Реконструкция ШГТЭС была завершена в 2012 году, в результате энергетическая мощность предприятия достигла 100 МВт, тепловая мощность - 100 Гкал/ час:
Вот и всё, нам пора спускаться вниз и отправляться в родной Ростов:
На обратном пути депрессия и безысходность Шахт продолжилась - в одном из двориков, где по кругу стоят сталинки ещё 1951 годов, есть своеобразное озеро... Всё дело в том, что середина двора находится чуть ниже, поэтому с таянием снега (или дождём) тут образуется водоёмчик. Сфотографировать всё это забыл, но выглядело из серии "и смех и грех" - торчащие из под воды лавочки с каруселями и вода под самый подъезд... Вот и остаётся местной ребятне играть в другом месте и в другие игры:
Наша группа Вконтакте:
http://vk.com/urbanrostov