В советское время в Ростове и ближайшей области было около 9 красивейших дебаркадеров, из которых до наших дней дожило лишь два. В этом обзоре мы посетим их, узнаем историю и причины заброшенности, побываем внутри банкетного зала и посмотрим на бывшие комнаты для отдыха. Всё это и многое другое внутри поста:
Ещё по детству проплывал по Дону с родителями и замечал интересные деревянные постройки возле левого берега, спрашивая "А что это такое?". - Тогда ответ родителей, в силу моего совсем юного возраста, был для меня непонятен - как бы они мне всё это не разжёвывали. Спустя многие годы, с началом своего хобби, я встретил одно интересное и похожее сооружение на берегу Зелёного острова:
Бетонный обьект, похожий на небольшой корабль, предстал передо мной. Что это такое и для чего служило - я не знал. Но полазить по такому мини-местечку было всё-таки интересно. Судя по состоянию стоит оно уже многие десятки лет, но до сих пор было "пришвартовано":
По бокам были иллюминаторы, а сверху небольшие входы внутрь, плотно заросшие мхом:
Внутри, конечно же, ничего не осталось: лишь мусор и затопленные помещения. - Поэтому отправляюсь исследовать остров дальше, оставив более тщательное изучение этого сооружения на потом:
Спустя некоторое время вспоминаю об этом объекте, найдя более подробную информацию в интернете. Как оказалось, это сооружения являлось в прошлом дебаркадером - о чём я никогда и не слыхал. Интерес взял верх, начались долгие и кропотливые поиски других плавучих пристаней.
Удача посетила меня спустя 2 года и я наткнулся на один из уцелевших дебаркадеров, но уже не бетонных как в прошлый раз, а деревянных:
Найти эти места было сложно - со стороны берега сквозь густые заросли их не увидеть, да и подступ к ним обычно был через рабочие базы отдыха.
А со стороны берега приходилось кататься на небольших прогулочных суднах, отдавая каждый раз лишние две-три сотни рублей:
Обнаружив самый близкий к нашему городу дебаркадер, отправляемся на его поиски, которые вывели меня на рабочую территорию. Была она выкуплена некой компанией, которая ремонтирует лодки. Представившись журналистом-историком мне дали добро на фото этого места, хоть и с опаской. Поначалу казалось, что они боятся за мою безопасность, но как оказалось позже - главной причиной было не это, а то, что они незаконно присвоили помещения под свои "склады".
покосившийся от времени дебаркадер:
Объяснив им, что бояться нечего, я получаю разрешение на фото снаружи, пройдя к главному входу на "судно":
По рассказам рабочих, дата постройки варьируется от 50-60х годов прошлого столетия, а заброшенным оно стоит уже порядка 20 лет.
значок под крышей - возможно он принадлежал какому-то заводу, тут похоже на Трудовые Резервы:
Интерес данного сооружения заставляет меня понемногу проходить на палубу, пока рабочие отвлеклись на приехавших клиентов. Красота этого дебаркадера удивляет:
Прежде, чем пройти в первые помещения, обязательно нужно помыть руки:
На палубе поджидает одинокий стул, оставленный местными рабочими:
Дабы не светиться перед людьми, перейдём на боковую сторону, где хорошо видно состояние второго этажа, которое рабочими лодочной станции не используется. Стены покрывались пеной, для утепления и тд, но теперь выглядит это всё намного страшнее, чем тогдашний оригинал:
Как не странно, но все помещения закрыты на замки или залочены изнутри, но про окна видимо забыли. Таким несложным путём попадаем в первое помещение, где многие годы пылится старая мебель:
Когда-то здесь и жили, о чём свидетельствует допотопная "грелка" и некоторые вещи, оставленные здесь бывшим хозяином комнаты:
Не найдя ничего более интересного, отправляемся наружу, изучать ту сторону, которую я когда-то увидел с прогулочного судна:
К сожалению, но даже окна здесь были целыми, так как внутри помещений находился склад, а тут судя по всему располагается мини-столовая рабочих:
А вот и различное барахло, хранящееся здесь. Например, вот такая непонятная мебель, сваленная в одну кучу:
Услышав крики рабочих, которых взволновало моё исчезновение - выходим к ним на встречу, заодно прощаясь с этим удивительным местом:
Возвращаясь к дороге, замечаем небольшие разрушенные постройки, которые мы тоже решили наведать:
Двери и окна были разбиты и открыты нараспашку, но замки до сих пор висели на своих местах:
Зайдя внутрь мы убедились - ловить в этой заброшенной базе нам нечего. Даже пол умудрились разобрать:
На территории бывшей базы находится ещё один небольшой корпус, ничем не отличающийся от первого:
парадный вход:
Тут тоже надо соблюдать чистоту, если перед дебаркадером нужно было помыть руки, то здесь уже вытирать ноги:
На территории базы есть остатки от летних домиков, но и их разобрали до основания, оставив лишь главные корпуса:
Выходя с противоположной стороны были замечены кирпичные постройки, в одной из которых живёт охрана этой территории:
Таким образом наше путешествие к первому дебаркадеру подходит к концу и мы отправляемся на поиски второго. Продолжались эти поиски очень долго, а пройдено было около 7-8 км только в одну сторону... И вот он, дебаркадер моей мечты:
Перед тем как мы начнём изучение этого объекта, вспомним, что же такое - это странное и не часто встречаемое слово "дебаркадер".
Дебарка́дер (фр. débarcadère, от débarquer - выгружать, высаживать на берег) - элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ. Преимущественно применяется на железнодорожном, автомобильном и речном транспорте, а также в складской логистике. Основное назначение дебаркадера обусловлено необходимостью выравнивания уровней грузовой площадки неподвижного элемента транспортной инфраструктуры и уровня погрузочной площадки (палубы, пола вагона, пола кузова грузовика) транспортного средства, а также защита груза, пассажиров и работников от атмосферных осадков.
Наиболее часто представляет собой плавучую пристань, причальное сооружение в виде судна как в нашем случае; стационарно установленное (обычно в речном порту) и предназначенное для стоянки грузовых и пассажирских судов, а также любой обособленный элемент (стационарный или плавучий) портовой (причальной) инфраструктуры, имеющий грузовую площадку и вынесенный за пределы причальной (береговой) линии.
дебаркадеры тех времён:
Также может являться частью пассажирской платформы железнодорожного вокзала или пристани, перекрытую навесом. В XIX веке для обозначения такой платформы также использовалось слово амбаркадер.
Последнее применение этого сооружения - часть склада, поднятую до уровня погрузочной высоты (пола) транспортных средств (железнодорожных вагонов или грузовых автомобилей); обособленную грузовую площадку, предназначенную непосредственно для погрузки-выгрузки (перегрузки) и маневрирования средств механизации погрузочных работ (тележек, электрокаров), оборудованную обычно тентом или навесом, усиленным освещением и в отдельных случаях электроталью, лебёдкой или краном, а также рольгангами и наклонными пандусами и/или грузовыми лифтами и подъёмными платформами; в отдельных случаях может иметь шлюзовые камеры и мостки - как это было с нашим первым местом.
Дебаркадер может быть мобильным или стационарным. Мобильные (плавучие) дебаркадеры - сооружения, обладающие постоянной плавучестью, местонахождение которых может быть изменено при помощи буксира, а на выбранном месте дебаркадер фиксируется при помощи причальных приспособлений и устройств - лебёдок, канатов, кнехтов, якорей и др. - являются разновидностью несамоходных судов с бетонным или металлическим корпусом. Производство плавучих дебаркадеров осуществляется на специализированных судостроительных предприятиях, имеющих лицензию и сертификат соответствующего морского или речного регистра.
Главными достоинствами плавучего дебаркадера являются его мобильность, а также возможность отслеживания таким сооружением гидрографического режима - дебаркадер всплывает при подъёме уровня воды (например, при паводке или приливе). Недостатком плавучего дебаркадера является необходимость соблюдать требования эксплуатации, характерные для несамоходных судов, находящихся у причала. Существует риск потери или повреждения плавучего дебаркадера в результате нарушения правил эксплуатации или стихийных бедствий (отрыв и снос течением, выбрасывание на берег и т. д.). Существуют также определённые трудности с энергоснабжением и подачей рабочих жидкостей на такие сооружения, поскольку при монтаже кабелей и трубопроводов необходимо учитывать возможность изменений положения дебаркадера, связанных с изменениями уровня воды.
Стационарные дебаркадеры - неплавучие сооружения, неразрывно связанные с берегом, дном или иными причальными сооружениями - разновидность причальных портовых гидротехнических сооружений - пирса или причальной стенки, могут возводиться как на месте методом монолитного бетонирования (наш первый обьект), так и крупноузловым методом с последующей доставкой элементов к месту установки и сборки. Последний метод наиболее выгоден при устройстве дебаркадеров в удалённых местностях, поскольку позволяет проводить монтаж на берегу, в месте, где его возведение наиболее удобно с точки зрения логистики и существует возможность проводить бетонные работы без использования водолазов и специальных марок бетона, применяемых в гидротехнических сооружениях, монтируемых (возводимых) в водной среде, что позволяет снизить стоимость не менее чем на 30 %. К месту сборки секции дебаркадера могут доставляться на понтоне, а если форма и плавучесть позволяют, то буксировкой непосредственно самого элемента, с последующим монтажом с использованием крана и/или притапливанием по месту. Недостатком крупноузловой сборки является необходимость наличия в большинстве случаев на месте производства и сборки мощной подъёмной техники (плавучих или стационарных портовых кранов, домкратов и т. д.).
В общем случае дебаркадер состоит из понтона (основания) и надстройки, а также рампы и сходней. Может использоваться как речной вокзал, заправочная станция, плавцех или плавзавод. Надстройка может быть однопалубной - однодечный дебаркадер, или двухпалубной - двухдечный дебаркадер.
Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала:
Понтон, как правило, железобетонный, имеющий форму параллелепипеда. Зачастую на дебаркадерах размещаются кафе, рестораны или даже офисы, также на дебаркадерах могут размещаться специализированные объекты транспортной или оборонной инфраструктуры (например плавказарма, гостиница или общежитие, заправочная станция для средств водного транспорта, элеваторы, шнеки, скипы и иное погрузочно-разгрузочное оборудование).
В Советском Союзе широкое распространение получили дебаркадеры из бетона, строительство которых велось с 1925 года. До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было разработано около двадцати видов бетонных дебаркадеров различного назначения - пассажирских, грузопассажирских, грузовых. До войны конструкции дебаркадеров имели индивидуальный характер. После войны производство плавпирсов и дебаркадеров из бетона было налажено в Финляндии и ГДР.
После войны были разработаны стандартные типы бетонных дебаркадеров, и их строительство стало вестись крупными сериями. До 1957 года корпус делался монолитным, с 1957 года железобетонные дебаркадеры стали строить сборно-монолитными и сборными. Надстройки бетонных дебаркадеров были деревянными.
Отвлечёмся от подробного описания и отправимся на территорию, где ныне стоит этот красавец. Спустя несколько минут, мы замечаем двух человек в форме, бегущих к нам на встречу. Оказались они из пожарной части, находящейся по соседству. Из беседы с ними выяснилось, что они присматривают за дебаркадером, чтоб всякие бомжи и мародёры не ходили тут, да поджоги не устраивали - так как недавно уже несколько дебаркадеров таким образом сгорело...
Пожарники оказались хорошими людьми и дали добро на фото снаружи, к чему мы и принялись, вот только местные собачки не давали покоя, бегая за нами и скуля:
Территория, где пришвартован наш обьект также являлась бывшей базой отдыха, но напоминаний об этом не осталось, разве что кроме одиноких качелей и футбольного поля:
Мы начали тянуть время и благодаря этому нашим "охранникам" надоело следить за нами - спустя 20 минут они ушли на своё рабочее место, а мы принялись за наше дело:
Как и в прошлый раз - сперва изучаем наше строение внешне, удивляясь всё больше и больше его красоте:
Постепенно наглея поднимаемся на палубу, фотографируя тыльную сторону дебаркадера:
Как оказалось, от него идёт небольшой мостик, куда мы сразу же и направились:
Доски подозрительно трещали под ногами (а я ещё и плавать не умею). Не использовался этот мост уже долгое время, но риск был оправдан, я наконец-то запечатлел дебаркадер со стороны Дона:
Чуть позже мне даже удалось найти старую фотографию ещё более-менее хорошего состояния нашего объекта:
Пройдя обратно на судно, мы отправляемся к центральному входу. Слева находились небольшие окошки, возможно тут была небольшая столовая или выдача ещё чего-либо, а справа уже начинались комнаты для отдыхающих:
Увидев пожарный щиток, мы неловко вспомнили про наших наблюдателей, но им уже не было никакого дела до нас:
Внимание отдыхающим! Вот только отдыхающих не было здесь уже больше 5 лет:
Встречались ещё уцелевшие вещи, например вот такое, ещё целое зеркальце:
А также бутылки из под алкогольных напитков, бухали здесь хорошо:
Как же пиво и без телевизора? - Вот и он, ну почти:
В боковых помещениях, которые когда-то были предназначены для обслуги, сейчас висят сети для рыбы:
Пройдясь по палубе, начинаем поиски входа внутрь, заодно фотографируя в очередной раз красивый внешний вид дебаркадера:
На некоторых окнах висели различные афиши. Эта "Надежда" встречалась нам ещё раз 20 - пиарили её тут не по-детски:
Одинокий проржавевший ключ, хороший друг диггера:
Спустя некоторое время нам удаётся найти нормальный лаз, где сразу же встречается лестница на второй этаж. Эдакая красная дорожка для гостей:
Поднявшись наверх, замечаем одинокий стул посреди огромного и пустого зала:
Помещение было светлым и пустым, а по середине стоял одинокий стул. Как выяснилось позже - это помещения отводилось под различные банкеты:
Был тут и зонтик, благодаря которому мы устроили мини-фотосет:
Понемногу начало темнеть, а дорога обратно была долгой и нудной, поэтому начинаем изучать дебаркадер дальше, отправляясь в боковые помещения, запечатлев напоследок наш зал с другой стороны:
Многие помещения оказались пусты, но в некоторых до сих пор находилась тогдашняя мебель для отдыхающих:
Здесь же мы нашли и выход на первый этаж, на который вела вот такая красивая лестница:
На первом этаже были остатки от плана дебаркадера, к сожалению, прочесть его полностью не представляется возможным:
Подходя к комнате номер два, мы услышали странные звуки:
Внутри её ютились двое лиц без определённого места жительства, с которыми мы позже поделились остатками нашей еды и деньгами, а они предоставили нам помещения для фото. Расположились они здесь удачно - мягкая мебель и многое другое было в их распоряжении:
Одна из боковых сторон дебаркадера была исследована, отправляемся во вторую:
ещё целые плафоны:
В этой стороне все помещения оказались пусты, единственное, что было более-менее привлекательным - это вид с окон:
И уже надоевшая нам реклама танцевальной группы "Надежда":
Вот мы и выбрались на веранду, отдохнув и покурив на чистом "морском" воздухе:
Вечереет и нам пора отправляться домой:
На обратном пути приветливо машем нашим "охранникам" и прощаемся с этим удивительным местом, теперь уже навсегда. Последний кадр на сегодня - послание от бывших рабочих, строящих мост близ дебаркадера:
Спустя несколько часов ходьбы по пересечённой местности - мы уже в родном городе, теперь можно расслабиться и написать этот пост.
Наша группа Вконтакте:
http://vk.com/urbanrostov