Обзор индивидуальной экскурсии на комбайновый завод Ростсельмаш, который расположен в Ростове-на-Дону. Прогуляемся по предприятию, посмотрим на производство и даже прокатимся на тракторе! Это и многое другое внутри поста:
Моё первое знакомство с Ростсельмашем приходилось примерно на 2014-2015 год, когда мы лазали и изучали различные заброшенные объекты, которые имеются на территории предприятия. Конечно, всё это было неофициально - на свой страх и риск, а впрочем - у нас же это постоянное явление. Спустя небольшой промежуток времени с Москвы приехала государственная организация, которая устроила индустриальный тур по предприятиям Ростова и области для блогеров и местных СМИ, куда я был приглашён. Это было очень крутое и незабываемое событие, о котором рассказал ещё очень давно в своём блоге - ищите по тегам журнала.
В списке был и Ростсельмаш, о котором у меня уже имеется огромная статья. Там я рассказал большую историю становления завода, показал хронологию развития, описал всю прогулку по цехам и свои эмоции от увиденного. Писал как и всегда всё, что видел и слышал - без каких-либо редакций и цензуры от кого-либо. Конечно, не обошлось без ложки дёгтя, которую как ни странно заметили в пиар-руководстве РСМ. Удивительно, но вместо молчания или критики в мой адрес - меня пригласили на повторную и индивидуальную (!) экскурсию, которая выпала как раз на завершение очередного ремонта\реконструкцию завода. Мол, Василий, приходите к нам ещё - посмотрите на изменения в лучшую сторону и возможно, ваше мнение после этого изменится. Сказать, что был удивлён и рад - ничего не сказать.
Договорившись о времени и месте, выехал из дома. Встреча должна была состояться в здании проходной, но она тогда почему-то пустовала.
В итоге - обошёл почти все помещения и коридоры, посмотрел на различные плакаты с Путиным и даже пытался выбраться на крышу к вывеске с названием завода, дабы сделать фото на память. В этот момент позвонили и сказали, что ждут меня на первом этаже.
Знакомство, краткий экскурс, получение пропуска. И тут я был шокирован этим объектом:
Столько лет живу и изучаю родной город, а про то, что в проходной существует вход в подземный переход, который ведёт на территорию завода - даже не подозревал! К этому месту ещё вернёмся, а пока приступим к прогулке. Первое, что бросилось в глаза - невероятно крутые рисунки:
Руководство пригласило к себе местных граффитистов, чтоб они таким образом украсили цеха и прочие постройки. Вышло прям на загляденье! Не буду комментировать феникса, который скорее всего намекает на возрождение после 90-х, а сразу покажу следующий рисунок:
Как вам такое будущее? Интересно только, когда оно начнётся уже...
Так как я был у них главным героем дня - у меня постоянно спрашивали: что именно хочу увидеть, что интересует в первую очередь и так далее. Понятное дело, что наши цели немного разнились. Им надо показать как всё хорошо на производстве, а мне интересны различные мелочи - памятные таблички, мозаики, барельефы и прочие советские отголоски. Тем не менее, порой удавалось совместить наши задачи.
К огромному сожалению, но данная чеканка (вроде бы это она) - единственное, что увидел за всё время прогулки. Возможно, что на Ростсельмаше изначально было так мало подобных вещей, но я в этом очень сильно сомневаюсь и больше ссылаюсь на всевозможные ремонты, после которых ничего не остаётся, кроме пустых стен. Вся территория, что находится близ проходной - это можно сказать кусочек нетронутой истории. Увы, по ней прогуляться не дали, торопя меня к проезду в цеха.
Вероятно, потому что здесь много пустующих и заброшенных построек, но все они были интересной архитектуры, которую не прочь был изучить. Ещё раз увы. Вместо заброшек зато обнаружил вход, в который кто-то не вписался на велосипеде...
Цеха, в которые меня утащили - это не совсем РСМ, а дочернее предприятие под названием РПРЗ. Ростовский прессово-раскройный завод специализируется на крупносерийном производстве деталей холодной листовой штамповки и лазерной резки на конвейер машиностроительных предприятий. Завод основан в 2005 году на базе производственных мощностей ООО «КЗ Ростсельмаш». РПРЗ имеет широкий спектр возможностей в области холодной листовой штамповки металла (мелкая, средняя, крупная штамповка деталей и изделий, детали глубокой вытяжки). Крупнейший парк лазерного оборудования в России и Европе: 18 лазерных комплексов, 21 листогибочный пресс.
Я только было начал слушать рассказ, как заметил это! Пульс участился, зрачки начали расширяться...
Ближе подойти было нельзя, да и некрасиво как-то обрывать экскурсию и говорить - давайте лучше вон к плакату пройдём...
Описание станков и агрегатов от меня в этот раз не ждите, хотя официальное сообщество РСМ Вконтакте хотело мне помочь в этом деле (огромное спасибо вам). Как итог - сошлись на том, что они сделают это для следующей прогулки, на которую меня вновь пригласили. В ней я уже сниму всё на видео и сделаю полноценный ролик-экскурс. Так что это своеобразный анонс!)
Одно можно сказать точно - всё гудит, шумит, работает. Внутри появляется какое-то особенное ощущение, будто оказался в муравейнике, в котором все делают одно общее дело. Непередаваемая заводская атмосфера.
И был бы рад, чтоб попадалось побольше именно такого, а не того, чем увлекаюсь половину своей жизни, то есть заброшенными местами.
Масштабы поражали, куда ни глянь - везде уходящая куда-то далеко дорога. Глаза разбегаются, что же начать фотографировать.
То и дело сверху проносится крюк от крана, но только опускаешь взгляд вниз, как уже перед тобой проезжает тележка. Работа кипит и надо держать ухо в остро, дабы не попасть кому-нибудь под колёса.
Переходим к лазерному парку:
Можно было бы пробить всё по названиям станков и лазеров (кстати, можете это сделать сами), но не буду перегружать данный обзор подобной информацией. Пусть это будет поверхностным обзором, а подробнее сделаю уже для видео.
Одним из самых больших и шумных был вот этот "Воронеж". Долбил он так, что порой уши закладывало. Видимо, какой-то пресс:
Самым приятным было наблюдать за людьми. Люди именно этой профессии, которые создают всё своими руками, как никогда интересны для кадра и наблюдения.
Пандемия и кризис хорошо показали, кто в этом мире главный и на ком всё держится. Не бьюти-блогер или депутат, не певец или актриса с футболистом, а рабочий класс! И их, простых трудяг - вы увидите на обложках журналов и по ТВ намного реже, чем всех тех, кого только что перечислил.
Стоило мне только подумать об этом, как заметил ещё один старый плакат, где изображён тот, о котором только что говорил - простой рабочий. Именно он был во главе всего ещё некоторое время назад:
Завершаем прогулку, пройдя чуть ближе к тому самому "Воронежу" и не только:
Было непривычно выйти на улицу, где светло и свежо, а главное - тихо. Ещё минут 5 отходил от "заводского" состояния...
Пока общался с экскурсоводом и уточнял некоторые детали, заметил памятную табличку, к которой подошёл поближе:
Обсудив всё, отправляемся к главному конвейеру Ростсельмаша. Кстати, на территории имеется свой транспорт, свои номера на технике, разметка, знаки, местами светофоры и прочее. Эдакий город в городе.
На входе в цех висит своеобразная реплика на советские агитационные плакаты:
Сбоку - модельный ряд за 2015 год. Масштабно, однако.
Думаю, ни для кого не секрет, почему на некоторых фото можно увидеть велосипеды - это самый лучший вид транспорта на заводе. По-крайней мере, так точно будет быстрей, чем пешком.
Со временем немного поторопились, поэтому застали рабочих на своих законных местах. Решили не мешать им и подождать обеда, который должен был наступить с минуты на минуту.
Пока стояли в ожидании, появился вот такой старичок со своим заводским номерным знаком РСМ на фоне очередных рисунков:
Гудок на обед - весь огромный цех наш! Очередное удивление, когда работа кипела, а тут резко наступила гробовая тишина...
Про плакаты и клиентов, пожалуй, промолчу. Для тех, кто хочет понять почему - сравните с советскими кадрами:
По левую сторону от нас - главный сборочный конвейер, где блестят новенькие комбайны:
Местами есть вот такое табло, где можно понять - успевает ли завод за планом или нет:
Фото для сравнения размера колеса и человека:
Совсем скоро вся эта техника отправятся на поля нашей Родины, да и не только нашей. Поля мирных сражений:
Транспортировка комбайна на кране - вещь завораживающая. Кажется, что парит как пушинка, хотя весит всё это много тонн:
Уже не вспомню зачем, но на некоторое время мы вышли обратно на улицу, где я заметил вот такой навигатор. Жаль, что не додумался сфотографировать более подробно, дабы потом изучить актуальную карту завода:
Затем меня ожидал очередной экскурс о клиентоориентированности...
Возвращаемся обратно в пока ещё пустой цех:
Некоторые люди уже понемногу начали появляться на своих рабочих местах:
Возле каждого рабочего места имеется вот такая табличка, на которой можно узнать, что происходит на конкретном отрезке - кто собирает, что собирает и так далее:
Если не изменяет память, то это помещение окраски, которое успел сфоткать мимоходом:
Вот и всё, наше время вышло - сейчас сюда вернутся работяги и сердце завода снова будет биться. Пока ждали звонка со столовой, заметил какой-то явно не функционирующий фонтан, который был чем-то похож на тот, что стоит напротив ДК РСМ. Позади него виден наклонник - да тот самый, в бомбарь, но о бомбоубежищах расскажу как-нибудь в другой раз.
Пришла хорошая новость - нас ждут в столовой, бегом туда. Если не ошибаюсь, то часы именно этих городов висят тут по той причине, что в них находятся производственные площадки Ростсельмаша:
Модель будущего была красивой, но какой-то некачественной, как мне показалось. Зато накормили действительно вкусно и качественно, но со столовой НЭВЗа всё равно ничто не сравнится!)
Тут поступил очередной вопрос о том, что хотел бы ещё увидеть, после чего вновь напомнил им о своих интересах - меня сразу же привезли к бюсту Бересту:
Приятно, что на заводе вообще имеется подобный мемориал и за ним ухаживают. Вдруг, кто не в курсе об этом герое - бегом в интернет. Подобных персонажей должен знать каждый! Подсказка имеется на рисунке и тексте - во время штурма Рейхстага, совместно с М. А. Егоровым и М. В. Кантария при поддержке автоматчиков роты И. Я. Сьянова наш Герой выполнил боевую задачу по водружению Знамени Победы на крыше немецкого Рейхстага в 21:50 1 мая 1945 года:
Рядом ещё одна памятная табличка, но уже с образом Ленина:
Основная территория изучена, дальше нам уже нельзя. Возможно, что там находится то, что нельзя показывать простому обывателю - думаю, понимаете о чём я. Поэтому мы отправились к заводоуправлению, где рядом возвышаются знакомые многим трубы - именно отсюда (территориально) издаётся тот самый гудок, который "говорит" об окончании\начале рабочей смены уже многие десятки лет. Такая местная историческая пасхалка, если можно так выразиться.
Склад меня не сильно интересовал, но про него так много и упорно рассказывали, что пришлось пройти и посмотреть на всё своими глазами:
Сейчас я работаю начальником склада в одной фирме и конечно, невольно появилась мысль - смог ли бы руководить всем при таких масштабах и объёмах...
Из экскурсии узнал совсем немного. Например, что проектировали немцы, а большинство рабочих на складе - женский пол, так как он вроде меньше боится высоты, чем мужчины (не интересовался проверкой подобной информацией).
Некоторые запчасти весят по несколько тонн. Интересно, что произойдёт, если такая махина случайно рухнет откуда-нибудь... Опасное дело, однако.
Заключительная и самая необычная часть экскурсии - покатушки на тракторе. Так как время поджимало, то успел лишь на том, что слева:
Вместе со мной была какая-то девушка (даже не помню кто она) - ей дали прокатиться первой:
Судя по эмоциям на лице - ей нравилось рулить такой махиной:
Пришла моя очередь - залезаем в кабину:
В принципе, ничего сложного в управлении не было. После объяснения каждого рычага и кнопки, услышал команду - ну, нажимай педаль...
Первое, что было непривычным - лёгкость руля. Когда ты можешь крутить его мизинцем и наблюдать за тем, как огромные колёса поворачивают в ту сторону, в которую ты хочешь. После моей 21061 - это что-то невероятное!)
У меня до сих пор есть мечта - покататься на комбайне и именно в полях. В принципе, на один шаг стал ближе к этому - теперь примерно представляю себе хотя бы всё это. После того, как успешно припарковался обратно, заметил вот такую мини-выставку, которая была рядом. Очень бы хотелось, чтоб как можно скорее заброшенный завод Копнитель (о нём писал ранее) быстрее бы превратился в рабочую площадку РСМ, где уже какой год планируют запустить производство данных тракторов марки versatile:
С заводским музеем техники был уже хорошо знаком, но к этому моменту здесь появилось несколько современных моделей:
А когда-то всё начиналось с лошадей и вот таких приспособ:
Затем на замену ручного труда пришли первые комбайны:
Шли годы, советская наука и техника шла вперёд, появлялись новые экземпляры...
Некоторые комбайны навсегда вошли в легендарную историю комбайнового машиностроения СССР:
Уже мало кто вспомнит и знает, что когда-то вместо руля был штурвал, чем-то похожий на корабельный - своеобразные корабли полей! О закрытой кабине тогда и вовсе не было речи.
Но начали появляться знаменитые на весь мир Дон, Нива...
Пока меня расспрашивали про то, всем ли доволен и увидел ли то, что меня интересовало, решили показать ещё немного рисунков:
Как помню, то это творчество детей. Вполне возможно, что из каких-нибудь детских домов Ростова и области:
Последний кадр на память и пора спускаться в тот самый подземный переход:
Чем-то напоминало какое-то метро, хоть в нём я не разу и не был. Вы только представьте себе, что для удобства заводчан, да и вообще улучшения логистики - выстроили такой большой тоннель! Невольно возникают сравнения и аналогии с нашим временем...
Вдобавок к забавному узору из плитки имеются плакаты по обе стороны перехода - хронология истории завода. Начнём по убыванию:
И последнее на сегодня - кадр, где видна лишь небольшая будка геодезистов посреди пустого поля, на котором совсем скоро появится промышленный гигант. Вместе с ним будут строиться ДК, школы, садики, больницы, дома для рабочих, кинотеатр, красивейший район в стиле сталинского ампира...
Как вы могли заметить, то в этот раз не стал задевать курьёзные темы: нет повествований про зарплаты и ситуацию на заводе, нет ничего про изуродованный новостройками и ремонтами район Сельмаша, про заброшки и прочее. Пожалуй, тот редкий случай, когда решил сделать поверхностный обзор завода и только. Пусть пока всё будет именно так, но лишь пока, если вы понимаете о чём я...
Наша группа Вконтакте:
https://vk.com/urbanrostov