Обзор небольшой поездки в такие прекрасные города Ростовской области как Цимлянск и Волгодонск. Достопримечательности, советские отголоски и немного истории этих мест внутри поста:
И снова старая песня о главном - данным фотографиям исполнилось уже 6 лет... Именно столько времени понадобилось для того, чтоб я наконец-то сел за разбор поездки по этим замечательным местам. К слову, пошло на пользу - успел накопить много интересной и полезной информации, которой постараюсь поделиться с вами.
Путешествие вышло сумбурным и незапланированным - коллега со своей женой позвали с собой за компанию: им какие-то дела порешать и мне заодно города показать. Тем более, что Цимлянск и Волгодонск хорошо знают, а жена его и вовсе родилась и прожила много лет в последнем из них. Дорога заняла примерно 3 часа - все местные в курсе в каком состоянии трасса от Семикаракорска... Ощущение, что война идёт там до сих пор: ямы порой похоже как от разрыва снарядов, а табличка о "реконструкции участка" висит не первый, даже не второй год подряд. Графа "окончание ремонтных работ" выглядит как усмешка и издевательство... Видимо, это никогда не случится, поэтому все который год ушатывают подвеску машин, заодно добивая и без того разбитый асфальт, точнее бетон - весь путь проложен бетонными плитами, ведь когда-то это была дорога для вояк, а уже потом поверх постелили асфальт.
Пережив адскую тряску при скорости 20-30 км\ч, мы наконец-то прибыли в город несбывшихся надежд... Почему я так называю его? Чуть позже объясню, а сейчас вспомним небольшую, но интересную историю Волгодонска. Своим рождением город обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Попытки соединить Волгу и Дон предпринимались и в давние века. Русские учёные не раз возвращались к вопросу о соединении Волги и Дона, как к насущной экономической проблеме. В 1920-е годы на трассе будущего канала снова стали работать изыскатели и геодезисты. С 1928 года начались работы по рытью канала, но сделать это вручную землекопам оказалось не под силу. В 1938 году в журнале «Техника - молодёжи» впервые упомянуто название проектируемого посёлка - Волго-Донск. В 1940-е годы в связи с Великой Отечественной войной работы по строительству канала пришлось приостановить. Вплотную к строительству Волго-Дона страна приступила в 1949 году. К станице Цимлянской стекались многочисленные грузы и стройматериалы. Сюда же, на крупнейшую послевоенную стройку, устремились отряды гидростроителей, которые селились в ближайших хуторах и станицах. Вскоре для них было сооружено временное жильё в посёлках Шлюзы и Ново-Солёновский. Однако для строительства и эксплуатации Цимлянского гидроузла был необходим посёлок эксплуатационников (сокращённо - экспосёлок). В декабре 1949 года территорию, на которой сейчас находится город, изучала специальная межведомственная комиссия, которая пришла к заключению о том, что это место является наиболее благоприятным для размещения экспосёлка. 149 казачьих станиц, попадавших в зону затопления, переселили на возвышенные места - берега будущего Цимлянского водохранилища. Одновременно с сооружением жилья началась прокладка железнодорожных веток от станций Морозовская и Куберле к станции Цимлянской. Позже появилась железнодорожная станция Добровольская (ныне Волгодонская).
В 1950 году появились первые строительные площадки. Началось строительство домов на улицах Волгодонской, Ленина, Советской, в переулке Пушкина, а также здания управления гидросооружениями. Возведение жилых домов на территории города началось 27 июля 1950 года. Эта дата считается днём рождения Волгодонска. В 1951 году Дон был направлен по новому руслу, а в 1952 году открылся Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. 31 мая 1952 года в 12 часов 55 минут воды Волги и Дона соединились. Торжественное открытие судоходного канала состоялось в воскресенье 27 июля. 6 июня первый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция, а 22 августа ГЭС вышла на полную мощность.
В апреле 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по совершенствованию производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». К этому времени возникла необходимость в использовании в технических целях искусственных жиров вместо пищевых. Для этого был необходим новый химический комбинат. Для строительства этого завода был выбран Волго-Донск, так как после возведения Волго-Донского канала осталась большая строительная база, а кроме того посёлок обладал большими земельными и водными ресурсами. Население Волго-Донска к тому времени составляло 9148 человек. 2 ноября 1956 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом преобразовал посёлок Волго-Донск в город районного подчинения Волгодонск. 16 мая 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР по переименованию Романовского района в Волгодонской и перенесения районного центра в Волгодонск.
20 марта 1957 года состоялась сессия Волгодонского городского Совета депутатов трудящихся. Председателем исполкома горсовета был избран Иван Яковлевич Клименко, который стал первым градоначальником Волгодонска. Жителей начали переселять в новые дома Волгодонска. В ноябре 1958 года сдана первая очередь химзавода и начала работать ТЭЦ-1. 22 января 1959 года химкомбинат выработал первую продукцию. В 1960 году принят новый генеральный план строительства Волгодонска, предусматривающий застройку города на 20 лет вперёд. Согласно этому плану, в 1980 году численность населения Волгодонска должна составлять 85 тысяч человек. Прежний план, принятый в 1953 году на 15 лет - устарел, так как согласно ему население Волгодонска должно составлять всего лишь 22 тысячи человек. А самый первый генплан развития ещё экспосёлка предполагал всего 3,3 тысячи жителей. 25 мая 1971 года началось регулярное авиасообщение между Волгодонском и Ростовом-на-Дону. Самолёт Як-40 три раза в сутки отправлялся из аэропорта Волгодонск, который был построен в Цимлянске и ныне заброшен...
В 1973 году начато строительство нового завода тяжёлого машиностроения (будущего «Атоммаша»). С этим заводом связан новый этап в истории Волгодонска. Благодаря этой грандиозной стройке город пережил своё очередное, уже 3-е рождение. В ноябре 1974 года Совет министров СССР утвердил технический проект комплекса первой очереди ВЗТМ. Пуск планировался в 1977 году. Стройка Волгодонского завода тяжёлого машиностроения (именно так изначально был назван «Атоммаш») была объявлена ударной комсомольской. Уже в первом полугодии 1975 года по комсомольским путёвкам сюда прибыли 470 человек. Молодёжь ехала со всех уголков страны. Вместе со строительством завода-гиганта началось возведение новой части Волгодонска на левом берегу Сухо-Соленовского залива Цимлянского водохранилища. Так появился Новый город. Первые котлованы начали рыть 21 ноября 1973 года. Первую панель торжественно установили 15 января 1976 года, а первый дом в Новом городе заселился 10 июля. В честь этого события на стене дома вывешена табличка: «Первое здание в новой части Волгодонска сдано в июле 1976 года», а рядом с домом установлен памятник в виде больших ключей.
В 1975 году средний возраст волгодонцев составлял 29 лет. 2 июня 1978 года в городе родился 100-тысячный житель, а 3 апреля 1982 - 150-тысячный. 28 октября 1977 года в 14.40 по местному времени состоялось ещё одно эпохальное событие в городе Волгодонске - в торжественной обстановке заложен первый фундаментный блок Ростовской (Волгодонской) атомной электростанции. 25 апреля 1979 года заложен первый камень на месте предполагаемого строительства завода «Энергомаш», который должен был стать заводом по производству парогенераторов и водогрейных установок для нефтяной промышленности. Однако первую сваю нового завода заложили 1 апреля 1980 года. По замыслу новое предприятие должно было стать больше «Атоммаша». Предполагалось, что на «Энергомаше» будут работать 25 тысяч человек. 18 февраля 1983 года на «Атоммаше» состоялся торжественный митинг, посвящённый выпуску первого донского атомного реактора. Его корпус выполнен на полгода раньше запланированного срока. В середине 1980-х годов Волгодонск представлял собой многонациональный город. Здесь собрались представители 87 народностей. Город гордился своим предназначением, уникальными объектами. Но к сожалению надеждам не было суждено сбыться.
После аварии на Чернобыльской АЭС Волгодонск охватила паника. Жители стали бояться повторения ЧП на Ростовской АЭС. Многие политики сделали себе на этом страхе политическую карьеру. Не разбираясь в атомной энергетике, они умело играли на страхе людей, постоянно подогревали его в средствах массовой информации, в листовках, на митингах обнародовались все факты брака, допущенного при строительстве станции. В городе набрало силу общественное движение «Зелёная волна», открыто протестующее против дальнейшего строительства РоАЭС. Пиком «зелёного» движения стал 1990 год. 6 августа состоялась мощная акция - блокирование АЭС. Под напором общественного мнения 6 апреля 1990 года Волгодонский горисполком принял решение о прекращении строительства атомной станции. Резко сократились заказы на оборудование для атомной энергетики. Объём производства на Атоммаше упал более чем в 2 раза. В результате деловая активность в Волгодонске сменилась политической. 24-25 ноября 1990 года в городе состоялась областная учредительная конференция движения «Демократическая Россия», а 16 июня - Первый большой казачий круг. Казаки участвовали в митингах по поводу АЭС, выезжали в «горячие точки»...
С 1992 года, после приостановки строительства атомной станции и падения производства на большинстве городских предприятий, бюджет города стал дефицитным, а город - дотационным. Спад производства ощущался во всех сферах. Как и в целом по стране, в Волгодонске начались перебои с выплатой зарплат. Один за одним стали вспыхивать митинги и забастовки. Самой массовой стала акция протеста 7 октября 1998 года, на которую собрались тысячи не получающих зарплату горожан - учителя, медики, коммунальщики. С 1996 года смертность в Волгодонске стала превышать рождаемость. В сентябре 1999 года по России прошла серия взрывов жилых домов террористами. Беда не обошла стороной и Волгодонск. После терактов в Буйнакске и Москве, 16 сентября в 05.57 по местному времени взорван жилой дом по адресу Октябрьское шоссе, 35. Девятнадцать человек погибли, несколько сотен получили ранения. Благо, что дом был специальной серии, от чего не сложился и выстоял.
Таким образом: несколько всесоюзных строек, если не ошибаюсь, то самое большое во всей стране на один город; бурное развитие (планировалось, что Волгодонск станет новой "столицей" Юга); огромные перспективы... А затем перестройка, 90-е, увядание и деградация. Из предприятий осталось совсем немного, бОльшая часть в руинах, либо под арендой складов и офисов, ну и конечно - абсолютно всё в частной собственности.
Первое, что встретили - это памятник мирному атому (уже без гроздей винограда - они исчезли удивительным образом), который является своеобразным символом Волгодонска. Выглядит красиво и футуристично. Невольно только вспоминается цена за электроэнергию в нашей области. Местные до сих пор помнят про обещания "будет самая низка цена!", когда возобновляли стройку АЭС... Ну как вы там, потомки, с самой низкой ценой?
Для ценителей панелек - город окажется раем. Здесь столько различных типов, серий и модификаций (гляньте описание с Викимапии - очуметь можно!), что глаза разбегаются - какой же дом сфотографировать! Я не ярый фанат подобного, хоть и люблю эту тему, но больше привлекают советские украшения - их было в достатке. Но ещё раз - было. Плакаты, рисунки и вывески исчезли (посмотрите в моей группе старые фотографии Волгодонска), мозаики сбивались и зашивались пластиком... Сохранившейся красоты примерно 1\10 часть.
Вот, например, облака плывущие по небу, а на соседнем доме точно такая же картина, но с журавлями (недавно показывал в одном из обзоров). Состояние украшений скорее всего никто ни разу не проверял - так что долго ли ещё будут летать? Или скоро полетят, но только вниз... Дай бог, чтоб не на чью-то голову.
Захотелось залезть куда-нибудь повыше и поглядеть на город с высоты. Благо, на периферии почти все крыши в открытом доступе, а слово "руфинг" вызывает удивление.
Сложилось ощущение, что смотрю на залив Ковш с Северного жилого массива - один в один!
Спускаемся обратно и отправляемся на небольшую прогулку по окрестностям. Первое, что приметил - большое количество тупых граффити-тегов. На стенах, на памятниках, на асфальте... Только у себя на лбу ещё не нарисовали.
Залезаем на очередную панельку, дабы оглядеть другую сторону города. Типичный набор нашего времени - магнит, пивняки, аптеки и церковь.
Но куда интересней среди всего этого посмотреть на ДК 1989 года постройки:
Ведь он украшен вот такими отголосками прошлого:
В годы советской власти уделялось огромное значение озеленению городов, Волгодонск - яркий пример. Создавались профессиональные скверы: сквер работников лесного хозяйства, сквер медработников и др. Сквер, в котором мы находимся (машиностроителей) был открыт 30 сентября 1984 года. Дату приурочили к профессиональному празднику - Дню машиностроителя. Главным архитектором города было принято решение устроить сквер рядом со строящимся дворцом культуры завода Атоммаш (ныне ДК им. Курчатова, что на фото выше), а в его оформлении использовать образы самого завода и выпускаемой им продукции. Сквер украшает одна из наиболее известных скульптурных композиций под названием - Любовь, которую в народе называют памятником Высоцкому.
Стоит рассказать немного о том, кто приложил руку к этой красоте - Василий Поляков. Родился 29 июня 1944 года в поселке Орловский Ростовской области в семье рабочего и учительницы, с отличием окончил скульптурное отделение Луганского художественного училища, затем - отделение промышленного дизайна Харьковского художественно-промышленного института. В 1978 году Поляков с семьей приехал в Волгодонск, где за 30 лет им было создано более 30 скульптурных работ, установленных в городе. Особое место в творчестве Полякова занимает жанр портрета. Серию портретов великих людей страны; ученых, поэтов, писателей, героев и полководцев - выполнил скульптор специально для размещения их в городской среде: портрет И.В. Курчатова; памятные знаки М.Горькому, А. Пушкину, М. Лермонтову, Ф. Дзержинскому, Г. Димитрову, чемпиону мира по высшему пилотажу В. Лецко, А.Е. Тягливому. В.П. Поляковым было много сделано для формирования архитектурного облика города. Им созданы 12-метровый скульптурно-декоративный комплекс «Корчагинский поход продолжается»; скульптурная композиция фонтана «Победа»; декоративная композиция «Саженец», скульптуры «Мать и дитя», «Казачка», «Щукарь», «Дед и внук», «Айболит», «Материнство», «Первый дом», «Украшение праздничного снопа», «Девочка с книгой» и наша Любовь, что на фото ниже и выше:
Повторюсь на счёт зелени - город реально утопает в ней. После Ростова складывается ощущение, что попал в какой-то лес - прохлада и чистый, приятный воздух. Жаль, что мой родной город превратился в каменные джунгли, а ведь когда-то было как в Волгодонске - сравните старые фотографии и то, что видите сейчас на улицах Ростова.
Пешая прогулка затянулась, да ещё и кушать хотелось после дороги... Отправились на отдых и перекус, что и не заметили, как стало темнеть. Что же - пойдём снова гулять!
Лазать дальше по крышам оказалось бессмысленно, так как никаких особенных видов не было, поэтому отправились в ближайший парк. Площадь и парк имеют название, что видите на звезде:
Относительно рядом спрятался бюстик Тягливому - один из руководителей города советского периода, первый секретарь горкома КПСС:
И главное - стела в честь Победы в Великой Отечественной войне:
Собственно, мусор возле стелы в виде бутылок и прочего - это начался праздник, как оказалось. Даже мои коллеги забыли, что ведь сегодня День города! Решили посмотреть на ситуацию в сквере Юность, заодно на Ильича глянуть:
Где-то в кустах притаился памятник Виктору Самуиловичу Лецко - чемпион СССР, Европы и мира по самолётному спорту. Виктор Лецко родился 5 июля 1951 года в Алтайском крае. В 1972 году он был зачислен в сборную команду СССР по самолетному спорту, став самым молодым из всех абсолютных чемпионов мира по высшему пилотажу. В 1977 году на первом чемпионате Европы по самолетному спорту во Франции стал абсолютным чемпионом континента. Позднее переехал в Волгодонск, работал в Романовском авиаклубе. 13 августа 1977 года он трагически погиб в Подмосковье во время тренировочного полета. Похоронили прославленного летчика, в Волгодонске - городе, с которым он связал последние годы своей жизни.
Судя по всему - новодельный фонтан, ибо выглядит так убого, что мог быть построен только в 90-е или 00-е:
И с этого момента начался трешак. Видимо, все местные начали доходить до нужной кондиции и творить различные неведомые вещи. Для начала наткнулись на компанию, которая "насыпала" на водителя, который проезжал по парку, доказывая ему, что это пешеходная зона, а тот в свою очередь доказывал, что проезд ночью разрешён и у него тут свой магазин. Разборки длились недолго, но с очень весёлыми криками и возгласами. Мы невольно стали участниками, так как меня приняли за журналиста и начали просить заснять правонарушение, заодно рассказать про это в интернетах.
Смех и грех продолжился у того самого фонтана, когда уже другая компания захотела хлеба и зрелищ, точнее водички. Они открыли люк, откуда-то достали плоскогубцы и стали крутить кран. Терпение и труд - всё перетрут, они его таки запустили!) Хочешь праздника? - Устрой его себе сам...
Посмотрев на всё это, приняли решение уйти из этого адового сквера и пройтись к администрации, где стоит скульптура гидростроителя и речника. Об этом объекте расскажу подробней в другой части обзора, когда побываем здесь уже днём:
Пока глянем на другой памятник, но уже архитектуры - здание со шпилем:
Возле постройки стояли строительные леса - чего бы и нет? Раз уж весь город находится в пьяном угаре, под шумок можно и самим немного пошалить:
Башенка была крутой, жаль, что фотография не передаст того вида, что видели с неё. На этом месте мой друг предложил продолжить прогулку, но уже по Цимлянску, пообещав, что покажет место, которое точно удивит меня. Пол часа езды и мы возле Приморского парка:
Весь ансамбль построек, что окружают главный вход в парк - не описать никакими словами и не передать фотографиями.
Конечно, сделал немного ночных фотографий, сугубо для разнообразия, но на всё это надо смотреть в светлое время суток, что мы и сделаем на следующий день. А пока - немного великолепного ночного сталинского ампира:
Последним местом на сегодня стала башня на крыше. Какой-то древний Рим! Ну или советская космическая станция... У кого какое воображение.
И вот, тот самый сюрприз от друга - "беседка" (ротонда) на берегу Цимлянского водохранилища, ну или моря - как его называют все местные жители. Опять-таки, никакими словами не передать ту атмосферу, что испытал, но хоть немного попробую описать. Ночь, огромные колонны беседки, тишина и приятный шум волн. Друг приказал сесть прямо в центр и поднять голову вверх. А там - там чернючее небо и яркие звёзды, каких не видел уже очень давно, если видел вообще. И ты сидишь посреди этой красоты, залипаешь... Ощущение, что посмотрел в дверной глазок и увидел космос! В обязательном порядке советую каждому повторить подобное действо - это нереально круто.
Сидели мы так минут 15, пока не почувствовали, что наши пятые точки стали отмерзать от холодного бетона. Конечно, не хотелось уходить отсюда, но надо - ведь впереди ещё один насыщенный день путешествия, но об этом расскажу уже в следующей части обзора. Напоследок лишь добавлю историю, как мы пытались купить напитки и продукты в единственном круглосуточном магазине города. Очередь в него стояла на всю улицу, но не из-за того, что он один такой 24 часа в сутки, а по той причине, что здесь продают алкоголь несмотря ни на какие запреты. Причём в очереди стояли ребята, которым на вид лет по 15 и покупали водку... В общем, очередной треш, который врезался в мою память.
Наша группа Вконтакте:
https://vk.com/urbanrostov