Обзор передвижного выставочно-лекционного комплекса РЖД, который побывал в Ростове. Интересные и крутые макеты, история, тренажёры и многое другое внутри поста:
Данный материал - это очередной разбор архива, поэтому фотографиям в обзоре уже около 5 лет. Об этом музее на колёсах слышал ещё с 2011 года, но приезжал он в наш город всё время в будние дни, в совсем неудобное для посещения время. Я не знаю, специально или случайно так выпадало, но повторялось так 3 года подряд, пока всё-таки не выпал шанс посмотреть.
С РЖД не знаком (хотя наслышан), лишь пару раз доводилось катать на поезде в Абхазию, да лазать по различным унылым и однотипным убежищам этого монополиста. Что первое, что второе - скукотище, а порой и адище... Но выставочно-лекционный комплекс откровенно порадовал! Начну с небольшого описания, что же это вообще такое. 3 августа 2011 года на Рижском вокзале Москвы состоялось торжественное открытие передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «Российские железные дороги». Состав поезда включает 12 вагонов, 9 из которых - выставочные. В вагонах развернуты тематические экспозиции, отражающие историю становления и развития отечественных железных дорог и демонстрирующие современные инновационные проекты и технологии, реализуемые на железных дорогах страны. Выставочный поезд осуществляет регулярное курсирование по всей сети железных дорог России, его экспозиция постоянно обновляется.
Начнём изучение с макета мостов через Неву в 1943 году.
Да, мостов вы не увидите - их не стал фотографировать, так как всё внимание привлекли другие мелочи, которое выполнены очень круто, что и забыл про главную тему.
Рядом - пример того, как выглядел изнутри один из вагонов в период ВОВ:
Удивило наличие огромного количества плакатов и информативных стендов со всех сторон, которые в той или иной степени прославляли Союз. Это ведь не модно сейчас, но создатели, видимо, забыли. Получилось всё достаточно интересно, а главное - правдоподобно, даже без цитат Солженицына.
Идём дальше - первые макеты вагонов и паровозов:
Паровоз серии Эу с санитарными вагонами:
Данные паровозы - одни из основных локомотивов ВОВ. Благодаря их выносливости, неприхотливости и совершенству конструкции удалось успешно выполнять фронтовые перевозки в экстремальных условиях - плохой путь, частые повреждения паровоза, постоянные перегрузки и так далее. Первый паровоз был построен в 1912 году. Кстати, вагоны предназначены не только для перевозки, но и лечения на колёсах.
Макет паровоза серии ФД с цистерной для нефти и платформой с танком Т-35. Паровозы данной серии (Феликс Дзержинский) - самый мощный серийный паровоз в СССР в период ВОВ. Они обеспечивали важнейшие тыловые перевозки на Урале и в Сибири на наиболее напряжённых участках Транссибирской магистрали. Разработан ФД коллективом конструкторов в 1931 году.
Следующую штуковину видел впервые - железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Орудие образца 1938 года. Сверхтяжёлая ЖД артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора Императрица Мария. Были выпущены всего 3 экземпляра, участвовали в Советско-финской войне. С началом ВОВ участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией были подорваны. Подорванные установки достались в качестве трофеев Финской армии, которая произвела их восстановление с использованием однотипных орудий от линкора Император Александр 3. После перемирия были возвращены в СССР, где из них сформировали отдельную батарею, которая находилась на военном дежурстве в Балтийске. Состояли на вооружении до 1961 года, после чего были законсервированы и находились на хранении в форте Красная Горка. До наших дней сохранились 3 экземпляра установки ТМ-3-12 (Транспортёр морской, тип 3, калибр 12 дюймов, 305-мм), находятся в различных музеях страны.
Про следующий экспонат тоже слышу впервые - путеразрушитель. Для чего предназначался - объяснять не надо, из названия и так всё понятно. Принцип - рубил шпалы пополам, что приводило к порче и рельсов. Применялся при отступлениях, а также нанесения большого хозяйственного ущерба.
Как уже говорил - плакатов уйма, поэтому было бессмысленно их все фотографировать, лучше один раз увидеть самому. Но вот этот никак не ожидал увидеть! События, о которых уже не многие и вспомнят что-либо...
Во всех смыслах вены нашей страны в период войны:
Следующий масштабный макет - строительство железнодорожной переправы под огнём врага, 1944 год:
За такие классные макеты хочется крепко пожать руку создателям и сказать спасибо!
Переходим в следующий зал - атрибутика начальника станции начала прошлого века:
Рядом очередные макеты - паровоз серии Л (Лебедянского), строились с 45 по 55 гг. на трёх заводах страны. Всего было выпущено 4199 паровозов серии Л - являлись наиболее распространёнными грузовыми паровозами послевоенного времени, хотя использовались и в пассажирском движении. Эксплуатировались до 80-х годов прошлого столетия.
Снизу - паровоз Чепепановых, но рассказывать о нём слишком много, поэтому почитайте в интернете самостоятельно:
Откуда не возьмись появился Сапсан:
Ничего интересного про него не было, лишь реклама в виде макета, фоточек и прочего:
Куда же без Ласточки, которую сделали под заказ Сименс для Олимпиады в Сочи. Первые поезда в количестве 54 штук были сделаны в Германии, а потом уже состряпали производство и у нас.
Переходим в следующий зал, точнее вагон. Тут нас ждёт куда более интересные макеты:
Полувагон для перевозки угля и других материалов:
Хоппер-дозатор - описание слишком сложное и большое, поэтому Гугл в помощь:
Тоже самое, но только уже для минеральных удобрений:
Платформа типа 13-9851 и вагон со сдвижным кожухом:
Наш (НЭВЗовский) электровоз двойного питания ЭП20. Кстати, могут использоваться при температура от -50 до +50, может передвигаться на некоторых участках до 200 км\ч с 17 вагонами.
СУПДК Север - разработан для работы в северных условиях, осуществляет на ходу диагностику рельсов, параметры колеи и многое другое.
Электровоз постоянного тока 2ЭС6:
Рельсовый автобус РА2:
Если надоели макеты, то можно немного отдохнуть и посмотреть какое-нибудь кино и различные ролики на тему ЖД:
В самом конце вагона есть ещё несколько макетов: трактора, пожарные машины, различные примеры платформ и прочее:
Ещё немного из относительно новенького:
Двухэтажный вагон, который теперь вижу каждый день на улице Нансена. Катает он с Москвы в Симферополь:
И немного брутальных тепловозов здесь имеется:
Макет станции метро:
Прощальный взгляд и двигаемся дальше:
Стартовая площадка на Восточном. Не понял лишь прикола, каким образом тут соседствуют современные авто и какой-нибудь, например, ГАЗ-69? Или может я чего-то не знаю...
А вот на следующем макете главный экспонат вы не увидите, точнее должны бы, но его нет. Как в том фильме - видишь "Молодца"? А он есть... Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК, поезд-призрак) - стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения. Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса Молодец (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. Стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи. На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль». Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. В общем, дружно скажем спасибо Ельцину.
Есть тут и угольный терминал в порту Усть-Луга. Опять-таки, не знаю к чему, но выглядит красиво:
Макет типовой двухпутной станции, где катает Сапсан:
Макет ЖД станции с вокзалом - красотища! Пластик, бетон, АКП, синева и пустота...
Хотя парковая территория выглядит симпотно:
Далее рассказывается всё о железнодорожном переезде, какие бывают, чем оснащены и тд и тп:
Когда увидел следующую картину, в мыслях появился тот самый непередаваемый запах... Нет, не мочи, а тот самый.
Рекламе посвящено очень много: всюду таблички кто производитель, для чего используется, где можно заказать и с кем связываться для покупки и прочее. Вроде, всё в тему выставочного комплекса, но блин, как-то напрягает.
Зато есть место для автомашиниста и другой аппаратуре:
Макеты очистных сооружений, лабораторий:
А это всё для термического уничтожения шпал:
Ещё один относительно новый тепловоз и даже газотепловоз!
Связь времён:
Жаль, что в следующем вагоне имеется несколько интересных тренажёров (Ласточки, например), но посидеть за ним нельзя. Только для вида...
Крутишь баранку с помощью клавиатуры, с колонок "тихий огонёк моей души" или какая-нибудь Ария, а ты везёшь груз к чёрту на кулички... Помните?)
Вт это для Ростова выглядит уже как издевательство:
Отдельное внимание хочется уделить динамическому тренажёру локомобиля на базе шасси КАМАЗ. Предназначен для обучения и отработки навыков вождения КАМАЗом, адаптированного для движения по рельсам. Могут быть использованы как альтернатива маневровым тепловозам, снегоуборочные машины, машины для ремонта контактной сети.
В последнем вагоне нас ожидала выставка всего, что связано со словами нано, прорыв, рывок...
От наностолбов и бронежилетов, до зубной пасты с наночастицами...
На этом обзор подошёл к концу, надеюсь, вам было интересно! Если данный комплекс будет у вас в городе - обязательно сходите, хотя бы для общего развития.
Наша группа Вконтакте:
https://vk.com/urbanrostov