Музей на рельсах

Apr 01, 2020 20:43

  Обзор передвижного выставочно-лекционного комплекса РЖД, который побывал в Ростове. Интересные и крутые макеты, история, тренажёры и многое другое внутри поста:





Данный материал - это очередной разбор архива, поэтому фотографиям в обзоре уже около 5 лет. Об этом музее на колёсах слышал ещё с 2011 года, но приезжал он в наш город всё время в будние дни, в совсем неудобное для посещения время. Я не знаю, специально или случайно так выпадало, но повторялось так 3 года подряд, пока всё-таки не выпал шанс посмотреть.



С РЖД не знаком (хотя наслышан), лишь пару раз доводилось катать на поезде в Абхазию, да лазать по различным унылым и однотипным убежищам этого монополиста. Что первое, что второе - скукотище, а порой и адище... Но выставочно-лекционный комплекс откровенно порадовал! Начну с небольшого описания, что же это вообще такое. 3 августа 2011 года на Рижском вокзале Москвы состоялось торжественное открытие передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «Российские железные дороги». Состав поезда включает 12 вагонов, 9 из которых - выставочные. В вагонах развернуты тематические экспозиции,  отражающие историю становления и развития отечественных железных дорог и демонстрирующие современные инновационные проекты и технологии, реализуемые на железных дорогах страны. Выставочный поезд осуществляет регулярное курсирование по всей сети железных дорог России, его экспозиция постоянно обновляется.



Начнём изучение с макета мостов через Неву в 1943 году.



Да, мостов вы не увидите - их не стал фотографировать, так как всё внимание привлекли другие мелочи, которое выполнены очень круто, что и забыл про главную тему.



Рядом - пример того, как выглядел изнутри один из вагонов в период ВОВ:



Удивило наличие огромного количества плакатов и информативных стендов со всех сторон, которые в той или иной степени прославляли Союз. Это ведь не модно сейчас, но создатели, видимо, забыли. Получилось всё достаточно интересно, а главное - правдоподобно, даже без цитат Солженицына.



Идём дальше - первые макеты вагонов и паровозов:



Паровоз серии Эу с санитарными вагонами:



Данные паровозы - одни из основных локомотивов ВОВ. Благодаря их выносливости, неприхотливости и совершенству конструкции удалось успешно выполнять фронтовые перевозки в экстремальных условиях - плохой путь, частые повреждения паровоза, постоянные перегрузки и так далее. Первый паровоз был построен в 1912 году. Кстати, вагоны предназначены не только для перевозки, но и лечения на колёсах.



Макет паровоза серии ФД с цистерной для нефти и платформой с танком Т-35. Паровозы данной серии (Феликс Дзержинский) - самый мощный серийный паровоз в СССР в период ВОВ. Они обеспечивали важнейшие тыловые перевозки на Урале и в Сибири на наиболее напряжённых участках Транссибирской магистрали. Разработан ФД коллективом конструкторов в 1931 году.





Следующую штуковину видел впервые - железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Орудие образца 1938 года. Сверхтяжёлая ЖД артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора Императрица Мария. Были выпущены всего 3 экземпляра, участвовали в Советско-финской войне. С началом ВОВ участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией были подорваны. Подорванные установки достались в качестве трофеев Финской армии, которая произвела их восстановление с использованием однотипных орудий от линкора Император Александр 3. После перемирия были возвращены в СССР, где из них сформировали отдельную батарею, которая находилась на военном дежурстве в Балтийске. Состояли на вооружении до 1961 года, после чего были законсервированы и находились на хранении в форте Красная Горка. До наших дней сохранились 3 экземпляра установки ТМ-3-12 (Транспортёр морской, тип 3, калибр 12 дюймов, 305-мм), находятся в различных музеях страны.



Про следующий экспонат тоже слышу впервые  - путеразрушитель. Для чего предназначался - объяснять не надо, из названия и так всё понятно. Принцип - рубил шпалы пополам, что приводило к порче и рельсов. Применялся при отступлениях, а также нанесения большого хозяйственного ущерба.



Как уже говорил - плакатов уйма, поэтому было бессмысленно их все фотографировать, лучше один раз увидеть самому. Но вот этот никак не ожидал увидеть! События, о которых уже не многие и вспомнят что-либо...



Во всех смыслах вены нашей страны в период войны:



Следующий масштабный макет - строительство железнодорожной переправы под огнём врага, 1944 год:







За такие классные макеты хочется крепко пожать руку создателям и сказать спасибо!





Переходим в следующий зал - атрибутика начальника станции начала прошлого века:



Рядом очередные макеты - паровоз серии Л (Лебедянского), строились с 45 по 55 гг. на трёх заводах страны. Всего было выпущено 4199 паровозов серии Л - являлись наиболее распространёнными грузовыми паровозами послевоенного времени, хотя использовались и в пассажирском движении. Эксплуатировались до 80-х годов прошлого столетия.



Снизу - паровоз Чепепановых, но рассказывать о нём слишком много, поэтому почитайте в интернете самостоятельно:



Откуда не возьмись появился Сапсан:



Ничего интересного про него не было, лишь реклама в виде макета, фоточек и прочего:



Куда же без Ласточки, которую сделали под заказ Сименс для Олимпиады в Сочи. Первые поезда в количестве 54 штук были сделаны в Германии, а потом уже состряпали производство и у нас.



Переходим в следующий зал, точнее вагон. Тут нас ждёт куда более интересные макеты:



Полувагон для перевозки угля и других материалов:



Хоппер-дозатор - описание слишком сложное и большое, поэтому Гугл в помощь:



Тоже самое, но только уже для минеральных удобрений:



Платформа типа 13-9851 и вагон со сдвижным кожухом:



Наш (НЭВЗовский) электровоз двойного питания ЭП20. Кстати, могут использоваться при температура от -50 до +50, может передвигаться на некоторых участках до 200 км\ч с 17 вагонами.



СУПДК Север - разработан для работы в северных условиях, осуществляет на ходу диагностику рельсов, параметры колеи и многое другое.



Электровоз постоянного тока 2ЭС6:



Рельсовый автобус РА2:



Если надоели макеты, то можно немного отдохнуть и посмотреть какое-нибудь кино и различные ролики на тему ЖД:



В самом конце вагона есть ещё несколько макетов: трактора, пожарные машины, различные примеры платформ и прочее:







Ещё немного из относительно новенького:



Двухэтажный вагон, который теперь вижу каждый день на улице Нансена. Катает он с Москвы в Симферополь:



И немного брутальных тепловозов здесь имеется:





Макет станции метро:



Прощальный взгляд и двигаемся дальше:





Стартовая площадка на Восточном. Не понял лишь прикола, каким образом тут соседствуют современные авто и какой-нибудь, например, ГАЗ-69? Или может я чего-то не знаю...



А вот на следующем макете главный экспонат вы не увидите, точнее должны бы, но его нет. Как в том фильме - видишь "Молодца"? А он есть... Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК, поезд-призрак) - стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения. Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса Молодец (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. Стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи. На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль». Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. В общем, дружно скажем спасибо Ельцину.



Есть тут и угольный терминал в порту Усть-Луга. Опять-таки, не знаю к чему, но выглядит красиво:





Макет типовой двухпутной станции, где катает Сапсан:



Макет ЖД станции с вокзалом - красотища! Пластик, бетон, АКП, синева и пустота...



Хотя парковая территория выглядит симпотно:



Далее рассказывается всё о железнодорожном переезде, какие бывают, чем оснащены и тд и тп:





Когда увидел следующую картину, в мыслях появился тот самый непередаваемый запах... Нет, не мочи, а тот самый.



Рекламе посвящено очень много: всюду таблички кто производитель, для чего используется, где можно заказать и с кем связываться для покупки и прочее. Вроде, всё в тему выставочного комплекса, но блин, как-то напрягает.



Зато есть место для автомашиниста и другой аппаратуре:





Макеты очистных сооружений, лабораторий:





А это всё для термического уничтожения шпал:



Ещё один относительно новый тепловоз и даже газотепловоз!





Связь времён:





Жаль, что в следующем вагоне имеется несколько интересных тренажёров (Ласточки, например), но посидеть за ним нельзя. Только для вида...





Крутишь баранку с помощью клавиатуры, с колонок "тихий огонёк моей души" или какая-нибудь Ария, а ты везёшь груз к чёрту на кулички... Помните?)



Вт это для Ростова выглядит уже как издевательство:



Отдельное внимание хочется уделить динамическому тренажёру локомобиля на базе шасси КАМАЗ. Предназначен для обучения и отработки навыков вождения КАМАЗом, адаптированного для движения по рельсам. Могут быть использованы как альтернатива маневровым тепловозам, снегоуборочные машины, машины для ремонта контактной сети.



В последнем вагоне нас ожидала выставка всего, что связано со словами нано, прорыв, рывок...



От наностолбов и бронежилетов, до зубной пасты с наночастицами...



На этом обзор подошёл к концу, надеюсь, вам было интересно! Если данный комплекс будет у вас в городе - обязательно сходите, хотя бы для общего развития.

Наша группа Вконтакте: https://vk.com/urbanrostov

культурно-историческое, Ростов-на-Дону, музей

Previous post Next post
Up