Мы искали его очень долго. Прочитали кучу обзоров, как русско-, так и англоязычных, пересмотрели множество вариантов сценариев игр, пытались представить себе, как будет интересно в него играть… И вот под Новый Год в нашей компании появился Он.
Doom. The Boardgame.
Каждый из нас четверых наизусть помнит два самых необходимых заклинания для прохождения этой игры: IDDQD и IDKFA. Мы помним зеленое свечение плазменного выстрела из BFG и отблески красных огненных шаров, выпущенных файр-демонами, и как уклоняться от них без новомодного стрейфа. Мы знаем расположение ключей от синей, зеленой и красной дверей на каждом из уровней. Но магия настольной игры свела весь наш опыт к нулю, поэтому на уровень «По колено в мертвецах» мы заходили как зеленые салаги, только что вышедшие за порог школы космодесанта.
Три морпеха разбирают бензопилу, автомат, дробовик, рассовывают по карманам разгрузки упаковки с патронами и с гусарской бравадой ногой распахивают дверь в первый отсек. Зомби, выстрелы, осечки и промахи, пять ходов - и наш отряд уже несет потери, принося захватчикам первый фраг. Сказать то, что играть гораздо сложнее - это значит совершенно не описать ситуацию. В настольном Doom вам противостоит не проигрываемая искусственным интеллектом очередь из скриптовых сцен и прущих клешнями и челюстями на стволы монстров, а умный, коварный и до боли в солнечном сплетении опасный враг - ваш друг. Да, монстрами, ловушками и прочими событиями, призванными укоротить жизнь десантникам, управляет один из четырех игроков за столом. И будьте уверены, что он точно выгадает момент для того, чтобы закрыть позади одного из морпехов шлюзовую дверь и оставить его один на один с группой адских собак, зомби и фэйсхаггеров. Или в ключевой момент игры, когда вы уже готовы снести толпу тварей выстрелом из BFG, выкинет карту осечки, и марш имперских штурмовиков у вас в голове сменит мелодия горниста на кладбище Арлингтон.
Игра представляет собой классический пошаговый тактический шутер. Группа пехотинцев пытается прорваться к выходу через коридоры, полные засад и ловушек. Игрок, управляющий захватчиками, старается не дать им этого сделать - для этого ему необходимо набрать шесть убийств участников штурмовой группы. После того, как набирается шесть фрагов, игра заканчивается проигрышем десантуры - никаких купаний в фонтанах, только долгая и мучительная смерть в коридорах марсианской базы.
Каждый из десантников в начале игры получает по две карты специализации, которые здорово разнообразят игровой процесс. «Офицер» будет давать бонус всем камрадам, находящимся на небольшом расстоянии от него, «Штурмовик» сможет вести огонь чаще чем обычный солдат, «Скаут» разживется дополнительным здоровьем и сможет пробегать большее расстояние, а «Снайпер» сможет стрелять сквозь препятствия. Пройти уровень можно только при грамотном и эффективном комбинировании свойств бойцов.
С оружием тоже все не просто. Забудьте о сотнях патронов к десятку видов огнестрельных и энергетических стволов. Привыкайте к тому, что боеприпасов в базовых сценариях вам будет чудовищно не хватать. Если в компьютерной версии игры схватки идут большей частью на дистанциях пистолетного выстрела, то в настолке применять навыки рукопашного боя придется в каждом третьем боестолкновении. В противном случае вы рискуете подойти к финальной комнате с пустыми подсумками и перспективой уже из нее не выйти.
Мощность десантного вооружения отлично сбалансирована с помощью шести кубиков разного цвета, с помощью которых вычисляется дальность выстрела, его мощность, а также вероятность потратить при атаке весь магазин. Так же против сил добра воюют и монстры - у каждого из ни своя специфическая атака и набор кубиков для броска. Сначала все кажется несколько сложным, но уже через три-четыре захода на уровень, увидев адскую псину, у вас в голове будет молнией проскальзывать мысль «красный-синий-синий, здоровья три точно ведь снимет…» Так что, какой бы сложной ни казалась модель боя, выучивается она очень быстро, за пару дней игры. А еще вы научитесь молиться, ибо я не видел еще ни одного человека, который выкидывал бы шесть кубиков для стрельбы из BFG, не нашептывая им мантры или наговоры.
Захватчик выставляет на карту фигурки монстров, предусмотренные сценарием, а также может добавлять новых врагов веры, царя и отечества с помощью собственной колоды карт действий. Мало что может заставить вас так содрогнуться, как довольный тихий смех вашего партнера по игре, только что доставшего три добавочные карты. Монстры? Внезапно закрывающиеся двери? Засады? Там может быть все что угодно, кроме «жили они долго и счастливо».
В комплекте с игрой идет книга сценариев из пяти лабиринтов и связанных с ними сюжетов. Также нам удалось отыскать сборник из пяти следующих уровней на английском языке. Не реализовавшие себя гейм-дизайнеры могут самостоятельно создавать сценарии и уровни из элементов коридоров, комнат, сюжетных фигурок и препятствий. Проблема оказалась только одна - морпехи уже третий день не могут пройти через красный шлюз, и что творится в коридорах второго сектора для всех нас одна большая страшная парализующая волю и чувства тайна…
Приятной игры, и да прибудет с вами сила, точность и мощь красного кубика!