Андрей Кураев про Тверскую епархию. Как к этому относиться?

Jan 06, 2014 12:45

Видимо, настало время высказаться по поводу холивара вокруг о. Андрея Кураева, и темы Тверской епархии в этом скандале - чуть ли не главной. Я все откладывала написание этого поста: думала - ну, не перед Рождеством. А с другой стороны, когда же заниматься уборкой, как не перед праздником?
Так получилось, что о нетрадиционных наклонностях владыки Виктора и его присных я узнала, совершая первые шаги в православии - в начале 90-х. Причем узнала не из сплетен - источник был, к сожалению, достовернее некуда. Несколько месяцев после этого я не могла зайти в храм. Но поскольку православие для меня явилось итогом довольно долгого религиозного пути - к тому времени я прошла все ступени, через протестантизм и католичество (даже с некоторым уклонением в восточные учения), и убедилась, что это все начальная школа и гимназия, а теперь я попала в духовный университет - то я выработала своего рода "технику безопасности". Не важно, что священник, который служит Литургию, грешник. Таинство от этого совершаться не перестает. А чтобы у меня не было искушений, я должна постараться ничего не знать о его личных грехах. Посему надо просто ходить в храм и стоять за печкой, не распивая чаи по трапезным... Меньше знаешь, крепче спишь. На архиерейских службах поначалу я старалась не бывать. Позже смирилась, и по праздникам стала ходить и на них.
Потом в священники начали рукополагаться мои друзья. Я говорила им об этой пакостной ситуации, но они, ребята взрослые и женатые, попавшие в храмы с нормальными "белыми" протоиереями, с нею, к счастью, не столкнулись. Да и вообще больше 10 лет в Тверской епархии был некий "статус кво", не позволявший "голубизне" выплеснуться на поверхность. Управделами был архимандрит Адриан (Ульянов), ныне епископ Ржевский, человек очень строгих правил. (Теперь священники, оказавшиеся в его епархии, просто потрясены: "Мы, - говорят, - не знали, что к епископу можно обращаться за поддержкой, думали, что владыки только орут и ногами топают"). Ответственным секретарем епархии был о. Павел Сорочинский, тоже умнейший и достойный священник.
Ну, подумала я, все успокоилось. Владыка постарел, к тому же у него сильнейший диабет. Чай, не до утех, уже пора подумать о душе. Жадность, грубость - это грехи обычные, терпеть можно... (Конечно, я, следуя своей "технике безопасности", не все знала: кому интересно, можете погуглить такого Даниила (Могутного), совсем фантастическая история пятилетней, кажется, давности, но не в Твери, а в Торжке - то-то мы удивлялись, что идея отпраздновать в 2015 году 1000-летие Торжокского Борисоглебского монастыря ни у кого не вызывает энтузиазма).
А с отъездом Адриана все вообще пошло вразнос. Авторитетное "белое" духовенство утратило силу, у них поотнимали храмы, часовни и т.д. На место Адриана, настоятелем центрального Вознесенского собора поставлен молоденький иеромонах Дионисий (Батраев), наперстник владыки Виктора. Иногда рядом с храмом видна его шикарная машина, но сам он, к счастью, почти не служит - я, во всяком случае, не видела.
31 декабря, в день памяти священномученника Фаддея, епископа Калининского, мощи которого находятся в Вознесенском соборе (из-за них я продолжаю ходить в собор, хоть там и окопался грех), в центральном соборе Твери митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору сослужил "герой" постов о. Кураева - бывший проректор Казанской семинарии Кирилл (Илюхин). Ну и Дионисий пресловутый, настоятель собора... Выглядело это как вызов, причем наглый и глупый.  Я не знаю, как эти люди не боятся Божьего гнева (наверное, каждый из них, начиная церковную карьеру с "заднего хода", как-то умудрился примириться со своей совестью). Загадка для меня и то, как они отваживаются прикладываться к мощам святителя, умученного за веру 31 декабря 1937 года.
Но чисто по-номенклатурному, думаю, все было так. Владыка Виктор сам интернетов не читает, всю ситуацию знает в интерпретации Дионисия (опять же, точно знаю, что этот парниша почитывает мой блог - ку-ку, дорогой!). Узнав, об увольнении диакона Кураева из Московской духовной Академии, он по-чиновничьи рассудил, что победил. Отсюда и наглость.
К сожалению, жесткая "вертикаль власти", построенная сначала в РПЦ, а потом в - России, породила полную безнаказанность региональных бонз, до которых у Москвы никак не доходят руки. Сегодня в Тверской области что архиерей, что губернатор напоминают истерических женщин, которых кто угодно может накрутить, и они начинают вопить благим матом, круша судьбы, репутации, и т.д. Самые слабые архиерей и губернатор за всю историю, ИМХО, Они абсолютно не подконтрольны обществу, и даже элите, светской и духовной. Как ни удивительно, владыка Виктор и губернатор Тверской области Андрей Шевелев начисто лишены даже обычных номенклатурных талантов - не могут выстраивать отношения, сдерживать свои эмоции. В бизнесе такие люди давно бы разорились и улетели куда подальше. А здесь, увы, мы еще и деньги на их содержание отстегиваем...
Ну так вот, возвращаясь к тому, как эволюционировало мое отношение к постам Кураева. На нашем сайте etver, в рубрике "конференция" то, что творится сейчас в комментах у Кураева, началось года полтора назад - это была единственная площадка в Тверской области, где люди могли, не регистрируясь, высказывать все, что наболело. Примерно в конце лета мы были вынуждены ввести на этом форуме новые правила, теперь там можно писать только заходя через аккаунты в социальных сетях. Признаюсь, что одним из мотивов было приостановить околоепархиальную дискуссию - уж больно отвязно она велась. "Как бы, метя в "голубое лобби", не ударить по всему православию, искушение-то какое", - думала я.
Кураев жахнул из орудия, куда более мощного, чем наша региональная "конференция".
И мне кажется, что Кураев - молодец. Он одновременно решает несколько задач, казавшихся неразрешимыми. Во-первых, конечно, борется с "голубым лобби", и возможно, самых одиозных епископов, типа нашего владыки Виктора, которому, кстати, на пенсию пора,в результате этой борьбы все же уберут.
Во-вторых, избавляет РПЦ от необычайно пагубной для нее роли "Министерства по делам духовных скреп", навязываемой Церкви в последние два-три года. Причем как изящно вышло: весь прошлый год российский идеологический официоз боролся с "евросодомом" так дубово, что интеллигенция в социальных сетях чуть ли не поголовно записалась в толерантные ко всем извращениям атеисты. А тут такой удар! Вне мейнстрима наша Церковь традиционно очищается от всего грязного и наносного, начинает сверкать как бриллиант. Те, кто верит и желает быть с Богом, искушение преодолеют - я же преодолела.
Затем - момент общеполитический. Не может быть, чтобы в Администрации президента не знали о тайных утехах некоторых отечественных архиереев - Володин-то точно в курсе. Неосторожность того же владыки Виктора может повлечь за собой лавину удивительных разоблачений, в результате которой окажется, что громче всех кричали: "Долой педерастов!" сами же оные граждане :))))
Возможно, по дороге будет поражен еще ряд целей, давно мозоливших глаза гражданам.
И это все - один маленький, но очень смелый диакон Андрей Кураев. Аксиос!!!!
Previous post Next post
Up