Вчера ездила к старообрядцам на Рогожскую заставу на день Жен-мироносиц. У старообрядцев второе воскресенье после Пасхи - особый праздник, в этот день после манифеста о даровании гражданских свобод 1905 года в центре российского старообрядчества на Рогожском кладбище распечатали алтари. Сейчас в этот день на Рогожку едут старообрядцы со всех концов России: молодежь знакомится, весь день идет ярмарка со старообрядческими товарами со всего света...
Москва, как всегда, ужасна. Теперь даже весна ее на спасает, зелени-то мало. Вышла на станции Римская, там надо было пересекать на маршрутку. В маршрутку загонял публику человек неизвестной национальности, который махал руками и кричал:
- Хей, хала- гала, садись маршрутка, "Ашан" поедем!
Вообще, такое ощущение, что в метро, на улице - одни таджики. И лишь за воротами старообрядческого комплекса на Рогожке - заповедник русских людей. Мужики в льняных рубахах и бородах, женщины в платках и сарафанах, дети в нашей национальной одежке играют в натуральные русские игры - через скакалку прыгают, в городки...
Старообрядцы тем отличаются от реконструкторов, что у них бытование национального костюма - не вызов обществу, а наоборот, уступка общественному мнению. Вот ведь даже мне пришлось платок у староверских тетенек на ярмарке купить, чтобы быть как все:)
Без бороды был, пожалуй, только режиссер Досталь, снявший фильм "Раскол". Он теперь на Рогожке почетный гость.
Очень понравился концерт духовных песнопений. Изумительно выступил хор изо Ржева. По крюкам пели маленькие дети. Солировала, как мне сказали, внучка моего хорошего знакомого, отца Евгения Чунина. Лет шести-семи, а голосина - куда там Пелагея в детстве! И сложную мелодию знаменного распева выпевала, как не сможет взрослая женщина, учившаяся музыке...
У меня день был очень странный. Жены-мироносицы ведь были почти все Марии (Марьи, как говорят староверы, Мария у них только одна - Богородица). Значиться, именины.
По прибытии на Рогожку Алексей Муравьев
amypp сообщил мне, что видел про меня удивительный сон. Дескать заходит он в издательский отдел РПСЦ, где работает мой друг Глеб Чистяков, а там сижу вроде бы я. Но Глеб говорит:
- Знакомься, это наша игуменья, мать такая-то (далее последовало имя типа Евдундоксия:))
- Как, а разве это не Маша?
- Была Маша, а стала мать Евдундоксия...
Меня рассказ об этом сне про меня, приснившемся человеку, с которым в реальной жизни я встречалась раза три-четыре, впечатлил и настрожил:)) А еще я участвовала в серьезном разговоре о греховности острижения бороды, усов и влас:)))) Один батюшка из Прибалтики рассказывал, что за ним гоняется с ножницами его мать, парикмахер по профессии.
- Сыночек, дай волосики на подбородке подрежу, а то ведь капуста в них застревает!:))
Пока шло совещание старообрядческих редакторов всея Руси, гуляла по округе. На Рогожке нет ни одной скамейки, поэтому переместилась в ближайший двор - ноги сильно гудели. Во дворе гуляли чернявые детишки, которые однако, все здоровались с незнакомой тетей, сидящей на лавочке. А на соседней лавке выпивали какие-то рокеры-байкеры, в сапогах и при бородках. Потом с этой же целью во двор пришли два староверческих парня, тоже в сапогах и при бородах. Между компаниями быстро состоялось братание, а потом я услышала "прю о вере": рокеры начали допытываться, в чем отличие старой веры от новой....
А когда ехала обратно, в поезде меня приняли за девушку легкого поведения:)) Охранник, когда я выходила в Твери, сказал, дескать, жаль, что выходишь, а то полюбились бы... Будущая мать Евдундоксия возмущенно фыркнула, и вышла на перрон. А потом решила, что в ее возрасте и социальном статусе это можно рассматривать, как комплимент.
Сейчас выложу фотографии, только перейду на другой компьютер:)