Анализ уже подступающего "победобесия"

May 02, 2017 18:59

Флешмоб «Смуглянка», или Зачем из Великой Отечественной войны делают карнавал?

За несколько дней до Дня Победы - самое время подумать о роли этого праздника в нашей нынешней жизни. Уходят настоящие ветераны, те, кто знал, что война - это прежде всего страдания, кровь и боль. Кто приходит им на смену? Что сейчас для нас та далекая война? В начале 2000-х было решено, что это «точка сборки», часть нашей истории XX века, которую признают безусловно героической все, вне зависимости от политических взглядов. С тех пор использование авторитета Великой Отечественной в современных целях нарастало и нарастало. Заслуги дедов и прадедов выдавались за собственные. Образом героического прошлого замещалось не очень приглядное настоящее.

«На Берлин!» у гипермаркета
Вырисовывается причудливая постмодернистская смесь из штурма картонного «Рейхстага» в подмосковной Кубинке, разного рода «духовных скреп», наклеек на автомобили «На Берлин! Можем повторить», продающихся на стоянке рядом с немецким гипермаркетом «Глобус» и ряженых «ветеранов», которых во время Великой Отечественной войны не было даже в проекции.
Например, Тверскую областную организацию ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов возглавила дама 1956 года рождения - такая Лариса Щербакова. Ее муж, депутат гордумы Николай Локтев, филолог по образованию, пошил себе казачий мундир и справил шашку. Эта семья «ветеранов Куликовской битвы» в 80-е была той самой молодежью, которая презирала тогда еще бодрых 60- и -70-летних ветеранов - за их вечное недовольство новыми поколениями, уверенность в собственной правоте и резонерство. А вот прошло лет 35 - и сами они стали такими же. Только без дедовых заслуг, с весьма сомнительным прошлым.
В те же 70-80-е разного рода фонды мира и комитеты ветеранов возглавляли люди, за плечами которых были фронтовые дороги. Сейчас подобными общественными организациями руководят люди, которые в своей «боевой юности» снимали колеса у «жигулей» университетских преподавателей (как один действующий депутат Тверской городской думы, не будем показывать пальцем). Или вообще насиловавшие девиц и срывавших с прохожих шапки (как пара депутатов Законодательного собрания Тверской области, бывших и действующих). Такие люди теперь претендуют на роль учителей морали.
И при этом на прошлой неделе в Тверской области создается Координационный совет по вопросам духовно-нравственного воспитания! Председатель - губернатор Игорь Руденя, сопредседатель - митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Почему-то от этой новости становится не по себе. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, наш вице-губернатор приснопамятный, писал, что ежели заговорили о патриотизме - значит, где-то проворовались. То же самое и с духовно-нравственным воспитанием: если кто-то сильно налегает на эту тему, значит, чует за собой какой-то грех. На воре шапка горит, как гласит русская пословица. Подозреваем, что вышеупомянутые граждане, отставные насильники и похитители колес и шапок, непременно войдут в этот совет. Как же без них!
Еще печально то, что таким чиновничьим формализмом убивается все живое. Как в годы позднего застоя все высокие слова обесценивались их частым и казенным повторением, и лозунги типа «Слава труду!» способствовали выработке отвращения к любой работе - так и сейчас все эти ритуальные заклинания с участием митрополитов ничего, кроме раздражения, не вызывают.
Надо понимать, что за годы капитализма в России выросло и вошло во взрослую жизнь абсолютно новое поколение. Первое сытое и небитое поколение отечественных граждан за всю историю. Им, надо думать, все эти игрушки из застойных лет вообще непонятны и неприятны. Хотите заниматься духовно нравственным воспитанием - занимайтесь. Идите в дома престарелых, как ребята из фонда «Старость в радость», собирайте деньги на дрова престарелым и малоимущим, как волонтер из Торжка Николай Романенко. Или создавайте тверской хоспис, как делает, не обращаясь к епархии за помощью, известный тверской священник Александр Шабанов. А сидеть в президиуме - это забалтывать проблему, сотрясать воздух.

Ветераны реальные и мифические
Это как с тем же патриотизмом. Пока ветераны были живы и бодры, они были никому не нужны. Как только их почти совсем не осталось - тут тебе и «Спасибо деду за Победу», и марши «Бессмертного полка». Изначально хорошие человеческие акции превращаются в чиновничью мертвечину буквально за пару лет. Журналистка Наталья Лосева, пишущая на темы православия, придумала в 2005 году раздавать в День Победы георгиевские ленточки. Пока эти занимались журналисты и энтузиасты, это был хороший объединительный проект. Как только вмешалось государство - все, ленточка стала сначала повязываться на все приличные и неприличные места под поедание шашлыка, а потом и вовсе стала символом войны на Украине.
«Бессмертный полк» тоже несколько лет назад придумали журналисты, наши коллеги из Томска. Это была искренняя дань памяти тем, кто ушел, не успев повидать своих внуков и правнуков. Но уже в позапрошлом году мы наблюдали в Москве, как люди ехали на марш «Бессмертного полка» с одинаково изготовленными портретами явно посторонних им людей (ну не будет человек ставить на пол в метро вниз головой портрет своего прадедушки, а после марша никогда не выкинет его в мусорный бак!).
А в этом году доходят новости из Тверской области: в Кимрах велели приходить на марш «Бессмертного полка» только с портретами заранее установленного образца. Типа так ряды марширующих красивее выглядят на фотографии. То, что изначально идея акции была в том, чтобы вместе с детьми, никогда не знавшими своего прадеда или прапрадеда, самим сделать транспарант с его портретом и там самым приобщить ребенка к истории семьи, - чиновники не понимают. Либо заказывайте транспарант у специальной конторы, либо валите отсюда со своей семейной памятью - без вас обойдется городская администрация, дворников выведет с портретами неизвестных военных.
Наши коллеги из одной уважаемой тверской газеты начали сбор денег на… тортики для ветеранов. Типа, бросьте деньги на заправке в специальный ящичек - и получите за это наклейку «Спасибо деду за Победу!». А журналисты за вас посетят этих дедов - старикам же так нужно общение! Спрашиваю коллег:
- Вы представляете, о людях какого возраста идет речь?  Лет 20 назад они, может быть, и поели бы с вами тортик с чаем, а то и чего покрепче выпили бы, повспоминали бы минувшие дни. Но теперь самым молодым ветеранам, тем, кого призвали в 1945 году, - 90 лет. И без гипертонического криза им визит журналистов не перенести. Тут надо на сиделок собирать, а не на тортики и чай.  А деды поколения, которое сейчас входит в жизнь, родились в 50-е годы. Им, что ли, за Победу спасибо?
Девушки из уважаемой газеты возмутились:
- Как вы можете говорить, что нашим дорогим ветеранам нужны сиделки! Они же такие героические, и еще нам фору дадут!
Увы, в России вообще мужчины живут недолго. У моих ровесников и отцы-то уже ушли, а деды - так давным-давно. Если вообще вернулись с войны. Мне лично повезло: два моих дедушки, начавших войну в 1941 году молоденькими лейтенантами, остались живы и жили до старости - так, что я во взрослом возрасте смогла с ними много общаться. Один дедушка, кадровый военный, служивший в ПВО, вышедший в отставку в звании полковника, о войне не рассказывал вообще. Другой дед, командир танкового батальона, демобилизовавшийся после войны, под конец жизни разговорился - но тоже вспоминал в основном бытовые подробности. Над «профессиональными ветеранами», в годы моего детства активно ходившими по школам с рассказами о войне, деды подсмеивались. «Это политруки!» - говорили они презрительно.
Моему тоже уже покойному отчиму в этом году было бы 82. Дедушка-полковник говорил о нем с непередаваемым выражением лица: «Ну он же не воевал!» Отчим, выпускник юрфака Ленинградского университета, любитель рок-н-ролла и радио «Свобода», тоже делал при этом ироническую гримасу: «Не мог по возрасту, не призывной был в свои 6 лет». Наверное, покойный отчим очень бы смеялся, если бы его приняли за деда, которому «спасибо за Победу». Но некоторые не возражают: недавно один молодой человек уверял меня, что возраст ветеранов начинается… с 76 лет. Напрасно я пыталась объяснить ему, что в 4 года люди никак не могли участвовать в войне. «Они могли быть сынами полка!» - выдал мне этот юноша.

Война - не майская прогулка в Горсаду
Кстати, сейчас этих 4-летних «ветеранов» как пруд пруди. По детским садам идет фотографический «сенокос» с переодеванием детишек в гимнастерки и пилотки: девочки изображают фронтовых медсестер, а мальчиков могут даже в НКВДшников нарядить («Кто шагает дружно в ряд? Это наш заградотряд!»).
9 мая в Твери в горсаду вообще пройдет детский парад Победы - смотр мальчиков и девочек в военной форме и вручение призов за лучшие костюмы. Дети примут участие во флешмобах «Синий платочек» и «Смуглянка», а также соревнованиях «Мама, папа, я - патриотическая семья». Вам не кажется, что это уже глумление какое-то? День Победы превращается в карнавал. Сегодня девочка - Золушка, завтра - фронтовая медсестра. И то и другое весело и красиво, за лучший наряд - приз. Как можно настолько утратить чувство такта и меры? И кто реально хочет для своего сыночка, вот этого трогательного мальчика, участи солдата Второй мировой, ползущего в этой пилотке и гимнастерке среди ржевских болот по трупам товарищей?
Впрочем, эти карнавалы - свидетельство того, что война все дальше. Уже никаких личных воспоминаний не связывает с ней молодых мамаш, наряжающих детей столь неподобающим образом. Весь ужас, боль и кровь остались в прошлом, теперь что «В бой идут одни старики», что «Гусарская баллада» - просто романтичные музыкальные фильмы про какие-то отечественные войны, которые для молодых людей второго десятилетия XI века обе являются давней историей.
Только бы не потерять страх войны за этим карнавалом. Страх, который въелся в плоть и кровь предыдущих поколений и от которого избавлены поколения новые. Все это - очень опасные игры.
Мария Орлова
Previous post Next post
Up