Дети и смерть. Я не видела родителей, которые бы всеми силами не старались избегать этой темы, оберегать детей, охранять - лишь бы они ничего не узнали, не поняли. Но порой ребенок несмотря на усилия взрослых сталкивается со смертью близких, соседей, своих любимцев животных. И у детей возникают вопросы, страхи, а родители не знают, что отвечать, ведь ребенку надо ответить, от этого не скроешься. Но ответы чаще не устраивают детей и они снова и снова возвращаются к этой теме. Эта тема слишком большая, чтобы ограничиться одним постом, поэтому я попробую рассмотреть разные аспекты этой сложнейшей темы. Возможно, кому-то это будет полезно. Что необходимо рассмотреть, чтобы сложилась цельная картина: нормальное переживание горя, его стадии, способы помощи в горе, отличие детского горя, его особенности, принципы общения и помощи ребенку в его горе. Вот примерно такие вопросы стоят перед нами. Но давайте начнем с того, с чем я сама сталкивалась в своей работе, то, что чаще всего говорят родители, близкие детям в случае смерти близкого человека и мои комментарии к этому.
1. Чаще всего взрослые стараются недопустить понимание ребенком того, что человек умер. Так бабушка всеми силами скрывает смерть матери девочки, которой уже 7 лет, она говорит, что мама в больнице и никого сейчас туда не пускают. Похоронили так же в тайне от ребенка. На что надеется бабушка в этой ситуации? На то, что постепенно девочка забудет о матери вообще, перестанет спрашивать и так все сойдет на нет и объяснять ничего не придется, а когда она вырастет, тогда и объяснят. Есть другие варианты подобной позиции: папа уехал в очень длительную коммандировку и ему невозможно позвонить, получил секретное задание, поэтому с ним нельзя общаться. Вариантом можно придумать много. Но что это за позиция, в первую очередь страх взрослого перед реакцией ребенка и вполне возможно, что страх взрослого перед смертью, страх самого взрослого, нежелание поверить в смерть близкого. Но что это для ребенка? Ребенок видит, понимает, чувствует изменение поведения взрослых, он видит их горе и ничего не понимает. А порой и понимает, но не может сформулировать словами. Но чаще всего ребенок видя поведение взрослых в силу своей эгоцентричности переносит все на себя, он начинает думать, что он что-то сделал такое страшное, что даже говорить об этом взрослые не могут. Он видит, что общаться с ним стали меньше (а взрослые в подобной ситуации именно так и ведут себя, они закрываются в своем горе, становятся более молчаливыми, закрыми), ребенок не понимая истинных причин начинает испытывать мучительную вину. Ребенок в этой ситуации часто начинает болеть, а порой становится агрессивным, неуправляемым.
2. Ребенку говорят о смерти, но всеми силами стараются приукрасить этот факт, снизить его значимость, как бы нивелировать горе, свести его к небольшой неприятности. Особенно ярко это проявляется, если умирает домашний питомец, например собака. Ребенку говорят: ничего страшного, мы купим другую собачку, нечего реветь, подумаешь, собака умерла, ну все умирают. И сами стараются не плакать, не показывать ребенку, что собака была дорога им. Если умирает близкий человек, то при подобной позиции ребенку говорят, что человек вроде как умер, но на самом деле не умер, он все время с нами, он даже в еще лучшей позиции, теперь вообще никогда нас не покинет, может все время видеть нас, оберегать нас. С одной стороны эта позиция близка религиозной, но не во всем. Это как бы утрированная позиция. Лишь бы ребенок не плакал, лишь бы не переживал. Но откуда в нас такое неверие в силы ребенка, в то, что горе ему тоже может быть полезно. Не только в радости формируется личность человека. Но нет, мы всеми силами стараемся уберечь ребенка от малейших переживаний, а потом негодуем, почему наши подростки так себя ведут. Да еще прибавьте сюда компьютерные игры, где смерть ничто, у тебя куча жизней, перезагрузил и снова в бой...
3. Один из тяжелейших вариантов, когда ребенку говорят, что человек просто заснул. Про это уже много писали, но тем не менее я периодически сталкиваюсь с последствием подобного объяснения. А последствия эти выражаются в первую очередь в страхе перед сном, темнотой, кроватью. Ребенок может доходить до полного истощения, но всеми силами стараться не спать.
4. Несколько раз сталкивалась с таким вот объяснением: душа человека переселится в другого человека. Для взрослого это может быть вполне нормальным объяснением, но что понимает в этом ребенок, какие выводы он может сделать? В тех случаях, с которыми сталкивалась я, дети делали совсем не те выводы, которые ожидали от них родители. Так один мальчик 6 лет решил, что душа умершей любимой бабушки (которая в общем-то его раситла) переселилась в тело его родившейся через несколько недель сестры, он решил, что бабушка умерла из-за того, что должна была родиться сестра и возненавидел сестру всеми силами. Он даже решил, что если сестра умрет, то к нему вернется его бабушка. А почему бы и нет, если возможно переселение в одну сторону, то почему бы и не было возможным в другую. И он решил действовать, помочь сестре умереть и вернуть бабушку. Сестру успели спасти, но вы можете представить себе состояние родителей, их отношение к сыну, их дикий страх перед ним и за жизнь дочки. Как сказала мама, если бы это был не их ребенок, то они бы не задумываясь отдали его в детский дом. Но это был их ребенок и им пришлось решать эту проблему, которую во многом они сами и создали, начиная еще с того, что в свое время переложили воспитание сына на плечи бабушки. Зачем я это пишу, да чтобы было понятно, как важно думать о том, как наши слова могут трансформироваться в сознании ребенка.
Для многих взрослых любое объяснение с понятием душа кажется наилучшим. Но что может понять ребенок? Особенно дошкольного возраста. У него еще не развита рефлексия, он еще не мыслит вербально, он не может еще наблюдать процесс своего мышления. Он не может понять, что такое у него может отделиться и улететь на небеса, ведь для него его тело и есть он сам. И он уверен, что у всех так. Один ребенок все спрашивал меня, ну как же может он улететь на небеса (умер его дедушка и ему объяснили именно так), ведь ну ника нельзя же полететь без самолета. А может это специальный самолет увез его, но когда же он выкопал его из могилы (ребенок был на похоронах). В общем в простом вроде бы объяснении куча противоречий, неразрешимых противоречий для ребенка. И он будет спрашивать и спрашивать, до тех пор, пока у него не сложится цельная и непротиворечивая для него картина произошедшего.
Сложно объяснить ребенку, но ведь еще более сложно самому взрослому хотя бы даже выбрать позицию в отношении смерти. Что мы знаем об этом? Во что верим? Но в любом случае, с ребенком надо быть искренним, наше вранье в этом вопросе может обернуться в дальнейшем неразрешимыми проблемами. Я не могу советовать один способ: вот так говорите. Вы должны сами верить в то, что говорите, только в этом случае ребенок поверит вам. И вы должны доверять ребенку, но и понимать, что его мышление намного более конктретно, что многие наши метафоры ему недоступны и главное, все, что вы скажете, он перенесет на себя.