Очередные родители, но все тот же запрос: Ребенок не слушается. А ребенку всего полтора года. Мама оборачивается к ребенку, который в этот момент полез на кушетку в обуви и начинает читать нотацию: «Ты зачем лезешь в обуви, я же тебе сто раз говорила, что на диван нельзя в обуви, да когда же ты наконец будешь слушаться. Говорю, говорю, а толку ноль....» Мамины жалобы могут быть бесконечны. Ребенок же на ее слова ноль внимания. Да и как он может понять ее? Он еще и сам не говорит и из маминого потока речи слышит лишь отдельные слова, а скорей всего воспринимает ее речь как шумовой поток, или музыкальный, если речь мамы хорошо интонирована. Спрашиваю маму, а что она ДЕЛАЕТ, когда ребенок не слушается? И что я слышу в подобных случаях от мам детей до трех лет? «Я ему говорю, объясняю!!!» - говорит мама с гордостью.
- А что делаете?
- Ну говорю же.
- Но что делаете?
И тут мамы часто конкретно зависают. О чем идет речь? Что можно сделать? Эх, даже странно. Вот с тем, лезущим на кушетку ребенком что можно сделать? Это же очевидно: встать, снять, показать, снять обувь. Или переключить на другое. Делать надо. А не говорить.
Чтобы было понятно, что ребенок на самом деле маму не понимает, я прошу провести простейший эксперимент: сказать ребенку, чтобы он положил игрушку (машинку, мишку, самолетик...) под стул (за книгу, под стол, на диван...), но при этом не показывать рукой, взглядом, что взять и куда положить. И вот в этот момент становится совершенно очевидно, что понимает ребенок из маминой речи. Мало что понимают. Если не показывать, то чаще всего ребенок теряется, что взять, куда, зачем, почему. А мама ему нотации читает.
Еще один небольшой эксперимент. Ребенок играет, взрослый что-то говорит, говорит, в определенный момент говорит четко, выделяя голосом МАШИНКА, МАМА или любое знакомое ребенку слово. В этот момент ребенок вдруг отрывается от своей игры, улыбается и смотрит на говорящего. После такого эксперимента даже самая недоверчивая мама начинает понимать, ЧТО именно понимает в ее речи ребенок. А если он понимает, то такой малыш как правило, с радостью выполняет то, о чем его просят.