Каждый второй запрос, с которыми ко мне приходят, звучит именно так: "Ребенок не слушается!!!". С тремя, и даже более, восклицательными знаками. Давайте возьмем неслушающегося ребенка младших классов. Сегодня это одна из самых актуальных проблем для мам, пап и бабушек. А еще учителей.
Вот типичная ситуация. Девочка, милая, светлая, зашла, поздоровалась, села за столик, начала рисовать. Мама начинает в красках, со слезами на глазах рассказывать, как она не слушается. Девочка порисовала, покрутилась, соскочила, залезла на кушетку, залезла на пеленальный столик, соскочила, сбегала в туалет, схватила игрушку, бросила.... И это конец первого класса. Аккуратно спрашиваю, были ли проблемы в садике? Бывали ли у невролога, что говорят. И тут мама выдает - так все всегда говорили, что она гиперактивная. Спрашиваю маму, а понимает ли она, что это значит - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Мама сразу напряглась - мы достаточно уделяем внимания ребенку, правда, как все, надо ходить на работу. Я понимаю, что диагноз ребенку поставили, но дальше этого никогда не шло. Сути диагноза мама не понимает, не знает, никакой коррекции до школы не проводили, к неврологу (Боже упаси! - мамина реакция) не ходили, лекарства не пили (Мы ведь нормальные!). А ребенку уже 8 лет, интеллект в норме и даже выше среднего. Но торможение, управление собой на ооочень низком уровне. Да и как быть, ведь на это никто не обращал внимания. Мысль: ПОДРАСТЕТ - ПОЙМЕТ жестоко вписана во многие наши семьи, в мозги родителей. Еще сравнивают с собой. Я в ее годы. Это тоже очень типично.
Но вернемся к девочке. Прошу описать подробно, в деталях, когда не слушается. И дальше совершенно типичный ответ: "По телефону (важно!) говорю: сделай уроки (общая инструкция, для многих первоклашек недоступна), поешь, все помой, убери, собери портфель..." Тут не два пункта, которые доступны ребенку, эх, ну хотя бы три. Тут их порой десять. И мама искренне надеется, что ее мальчик, девочка в 7, 8 лет в состоянии все это понять, запомнить и выполнить. А они физически это не могут и любой тест на память, внимание это ярко показывают. А маме ХОЧЕТСЯ, чтобы она сказала, ребенок выполнил. Возможно, где-то такие дети есть. Но если это так, то родители прикладывали ни один год на развитие ребенка, на умение держать и перерабатывать информацию, на умение выстраивать план действий, на умение придерживаться этого плана. И ребенок точно не должен быть гиперактивным.
Ребенок может не слушаться по самым разным причинам и далеко не всегда это умысел, вредность или не воспитанность ребенка. В каждом случае надо разбираться. В каких ситуациях он не слушается, какой смысл мама вкладывает в эту фразу - не слушается. Может ли он выполнять данные инструкции физически, дозрел ли он до них? И многое, многое другое. Тут даже не всегда нужен специалист. Маме надо не ругать ребенка, а спокойно вечерком сесть и задать себе эти и другие вопросы, почему, когда, с кем, в каких ситуациях, что получает в итоге... И даже, если исправить пару моментов, ситуация может сильно разрядиться.