Для родителей, бабушек одна из самых больших проблем, возникающих, когда ребенок идет в школу - уроки. Вчерашний разговор с бабушкой был очень показателен. Надо делать уроки - не хочу, не буду, потом, мультик посмотрю... Отговорок полно. Мама, бабушка начинают уговаривать - надо делать уроки, как же ты пойдешь с невыученными уроками. Начинают стыдить. Как правило родители и особенно бабушки переносят свой опыт на ребенка. Они делали уроки сами, никто им не помогал, никто не заставлял. Как эта бабушка рассказывала, жила со своей старенькой бабушкой, неграмотной. Та только ей говорила: "Учись, плохо быть неграмотной". И она приходя из школы кидалась скорей делать уроки. Теперь таких детей трудно найти.
Ребенок начинает ходить в школу и в первые три месяца у него происходит запечатление, импринтинг на учебу. Какое начало, такое и продолжение.
Учителя во многих школах в первом классе говорят детям: "Уроки делаете, если хотите". А мама говорит: "Надо делать". Для ребенка главный учитель. Если учитель сказал, что делать по желанию, так у редкого ребенка возникнет желание делать то, что трудно и не хочется и не обязательно. Мама для ученика начальной школы уже не эксперт в вопросах учебы и уроков. Это одно из проявлений кризиса 7 лет. Ребенок привыкает к мысли о необязательности домашних заданий. И когда ему даже учитель начинает говорить, что теперь домашние уроки надо делать обязательно, он не понимает, у него уже сложился другой шаблон, который перестроить практически невозможно.
Сегодня не ставят оценки в 1 классе, а часто и до середины 2 класса. За успехи дают наклейки. Что это для ребенка? Не получил наклейку - обидно. Ну и ладно. Дети практически не в состоянии связать получение наклейки с тем, как он выполнил задание. Я от всех детей слышу одно - я так старался, а мне не дали. Они еще не в состоянии оценить результат, но хорошо понимают степень своего старания. Для иного ребенка просто ровно написать букву уже подвиг. Но ребенок за свои старания ничего не получает и быстро перестает вообще стараться. Оценка, даже наша в 5 баллов, имеет градацию. Старался очень хорошо, похуже, средненько, совсем плохо. А наклейка? Некоторые учителя разделяют наклейки, тоже их градуируя. Но одной девочке нравится цветочек, другой звездочка, они получают не то, что им нравится и не понимают, зачем им дали то, что им не нравится. У детей с наклейками, значками часто есть свои ассоциации, не связанные с тем, что вводит учитель. Возможно, есть школы, где решили эту проблему, я же пока сталкиваюсь с тем, что дети как правило не понимают сути такого поощрения. Но беда наступает, когда вводятся оценки. Импринтинг. Про это забывают или просто не знают учителя и те, кто ввел эту систему. Уже запечатлелись картинки и значки. Оценки в этом нет. И когда она появляется, она вызывает множество истерик. А уж как разочаровываются родители. Часто они даже не подозревают об имеющихся трудностях. А будь нормальные оценки с самого начала, так многое не было бы упущено.
В ребенке не воспитано НАДО, он делает что хочет. До школы это не вызывало у взрослых раздражения, часто даже умилялись. Мне такой вопрос приходится задавать практически всем, кто ко мне обращается: "Почему не думали о том, что в школе будет необходимо делать то, что надо, а не только то, что хочется?" Чаще всего я слышу ответ: "Думали, что подрастет и сам поймет". Такого не происходит. Он научился тому, чему научили.
Что же делать? Это читайте в следующем посте