Границы

Nov 01, 2014 12:45

Ребенок, у которого нет границ. Надо выстраивать границы...
Но как это сделать реально? Как не впасть в противоположность?
Многие советы о том, как это сделать в обычной семье работают или плохо или совсем не работают. Многие мамы на консультациях говорят о том, что они вообще не понимают, о чем идет речь. Как это выглядит реально.
Вроде бы чувствуют, что с границами все плохо, верней их практически нет, но что с этим делать - не знают.
Хочется поделиться тем, что именно я делаю для того, чтобы установить границы хотя бы на том пространстве, где я занимаюсь с ребенком.
Дети понимают четко и коротко сформулированные правила. Они не понимают вежливых обтекаемых фраз. Поэтому я всегда четко очерчиваю, что можно делать, а что нельзя. Показываю на полки и ящики и говорю - здесь ты можешь брать все, что хочешь. Если вижу, что могут некоторые игрушки мешать, я себе это отмечаю и в следующий раз их убираю. Так, перед приходом некоторых детей я убираю машинки в недоступное для них место.
После того, как показываю, что брать можно, показываю и говорю, что делать нельзя.
Но даже после того, как я сказала, что здесь можно брать и ребенок берет, мамы или бабушки часто говорят: "Что я тебе говорила? Без спросу ничего брать нельзя". Вот вам уже противоречие. Ребенок услышал и понял, а мама не услышала и не поняла и вносит в голову ребенку диссонанс. Таких диссонансов быть не должно, потому что ребенок начинает быстро понимать - нет одного четкого правила, значит можно делать что угодно. Так происходит в семьях. Мама запрещает, бабушка разрешает. В итоге постоянные скандалы.
Второе - я говорю четко "Нельзя" и тут же всегда останавливаю ребенка физически. Беру за руку, беру на руки, задерживаю, не позволяю доделать то, что делать нельзя. Так у меня есть правило: нельзя подходить и лезть к компьютерному столу. Нельзя лезть в определенные шкафы. Я не позволяю ребенку это проделать даже единожды. Остановленный, даже самый безгранично распущенный ребенок больше туда не лезет. Не было еще такого за мои 20 лет работы с детьми. Но если ребенок хотя бы один раз залез, открыл, будет это пытаться повторять много раз. Поэтому, если не хотите, чтобы ребенок делал нечто - не позвляйте ему делать этого никогда. А что обычно я наблюдаю? Мама сидит и говорит: "Не делай, не бери, не шали, не ломай..." Но при этом даже не пытается сделать хотя бы намек на движение, на попытку физически остановить. Ребенок при этом продолжает лезть, ломать, колоить совершенно не обращая внимание на мамины слова.
Следующее правило написано во многих книгах: на каждое НЕТ дайте хотя бы 5 ДА, Но реально многие ли мамы его придерживаются? А это надо делать, тут же показать, что можно. Более того, запретив нечто и тут же переключив внимание ребенка на то, что можно, мы можем показать что-то более интересное, более привлекательное. Так избегаем скандалы и так воспитываем у ребенка то, что встретившись в будущем с неприятностью, он сможет находить выходы и даже выгоды для себя. Вот пример, держу очередного крикуна без границ, он орет, а я ему говорю: "да, это нельзя, но посмотри, вон коробочка, а что в ней? А вон там баночка, ты знаешь, что в ней? Тебе понравилось строить трехэтажный гараж, давай еще построим". Даже трех вещей хватило, что перестал орать и побежал сначала к одной баночке, потом к другой коробочке. Дети же жутко любопытны. А что делать в семье? Если у вас такой ребенок, то вы же знаете, в каких случаях он скандалит, предусмотрите. Не выбрасывайте коробочки и баночки, засуньте в одну из них его же игрушку, но так, чтобы он не видел. И используйте как сюрприз. Вам же надо сбить его программу. А для этого лучше все годится удивление.
И еще немного о границах. Порой мама все отдает ребенку, время, силы. А никто этого не ценит и ребенок в первую очередь. Вот я и предлагаю мамам начать отвоевывать время для себя. Мама читает книжку или смотрит фильм и это ее время. В таких случаях происходит удивительное. Если она четко поняла, что ей это необходимо просто для того, чтобы были силы на ребенка, то и ребенок в это время начинает учиться занимать себя сам.
Как сказать нет. У каждой мамы есть в запасе нечто такое, когда она не выдеживает и говорит НЕТ таким тоном, что ребенок беспрекословно ее слушается. Но чаще всего она не осознает это. Только задумавшись начинает понимать, что действительно, бываются такие ситуации, когда она может остановить своего ребенка. Надо осознать, что именно она говорит в этой ситуации, как говорит, каким тоном, что при этом делают руки, как расположены они с ребенком. И тогда можно использовать эти знания в том случае, когда ребенка необходимо остановить, но уже не доводя ситуацию до гротеска, а вовремя.

Дети, Мысли разные, Воспитание

Previous post Next post
Up