Понимайте это слово как хотите! Как прослойку между космосом и землей. Как разнообразные сообщества газообразных. Как условие земной реальности. Как чувство между людьми.
В самом центре города Черняховска, на холме, огибаемом ручьем и берегом озера, расположен Тевтонский замок XIV века, позже это был замок-музей Пруссии, стены которого сохранились теперь процентов лишь на пятнадцать. Время сделало из этого места ландшафтную и политическую инсталляцию размером с гектар. Замок Инстербург - это памятник истории и культуры Федерального значения, общественная организация, фонд «Дом-Замок», музей, театр, конференц-зал, клуб, ремесленные и художественные мастерские, выставочный зал, арена, туристический объект.
Все это находится в Калининградской области, в самой западной части нашей страны. Замок Инстербург в 2006 году был выбран для проведения в нем Фестиваля современного искусства, который получил название ИНСТЕРФЕСТ. Фестиваль на реке Инстер, на быстрой, в переводе с литовско-немецкого, реке. Фестиваль областной, провинциальный. Черняховск выступает как географический центр области, это точка где находится пупок девушки с косичками, которую видно на карте Калининградщины. От Тильзита до Выштенца и от Гумбинена до Кёнигсберга - славная традиция протестантско-советского мирного строительства. И теперь Русская Балтика как европейская провинция с тихим ходом истории и чувством скорее мистическим, чем политическим.
Брусчатая мостовая в Замке зарастает травой, люди уже не топчутся по ней как в годы прусского могущества. Местами камень сияет натертый стопами ног, но большая часть поросла газоном, на нем грают дети, а где трава выше - плавают рыбки. Стены Замка не монолитны: всюду зияют дыры, линии мелко поломаны, объемы крошатся. Башен нет, сама архитектурная идеология лежит в руинах. Но сохранились служебные здания, в которых, собственно, теплится жизнь. Оттуда и идет инициатива возрождения. 10 лет люди думают, о том какое будущее может быть у Замка. Его нужно восстановить или законсервировать? Восстановить по образу какого века? Оставить как ландшафт или как активный культурный центр? Нужно ли чтобы тот дракон проснулся или лучше охранять его сон?
В фантазиях Замок представляется, конечно, воздушным. И у каждого он свой. Смешиваясь, фантазии образуют коктейль, которым можно угоститься в Замке, если познакомиться с ним поближе. С целью вырастить свою фантазию и замешать ее в общем атмосферном котле в Замок направляется группа современной творческой молодежи. Она заварит кашу, и будет поддерживать настроение, а участие некоторых профессиональных художников, музыкантов и артистов, даст фестивалю официальное звучание. Дилетанты рядом с профессионалами! Лучше не спорить на эту тему, а показать зрителю интересные формы современного мышления и так, чтобы он увидел открытость процесса, если ему это, конечно, нужно.
Затея фестиваля арт-географическая. Художники переезжают из одного места в другое, оценивая состояние своего творческого шлейфа. Они вырваны из привычной среды. В путешествии, в какой-то его точке, происходит понимание задачи, оформление рефлексии. Перемещение смыслов в пространстве, игра в ландшафте культуры, травелог и прочее и прочее. Участники приезжают из разных городов и стран, все имеют хорошо прочувствованный опыт пути до этого места. Далее происходит знакомство и работа с восприятием, сопротивление материала, всплески эмоций, коллективное переживание.
Замковая резиденция - форма временного творческого сообщества, созданного в условиях конкретного комплекса с границами культурного и природного ландшафта. Цель резиденций, как правило, двусторонний межкультурный обмен, результаты которого проявляются на множестве уровней - смешение художественных схем и горных хребтов, например, или опыт преодоления навязчивых воспоминаний. Резиденции всегда экспериментальны, но фестивальный формат обязывает из эксперимента сделать что-то, красиво подать и получить удовольствие.
ИНСТЕРФЕСТ 2010, как и предыдущие 2007 и 2008 продолжает провозглашать: Коллективное действо! Свободная инициатива! Искусство окружающей среды!
Люди, заманенные в Замок - это пророчествующие, географические романтики, легкие на подъем, фантазеры, экзальтированные, глубоко мыслящие, мистики, случайно попавшие и прочие креативы в хорошем смысле этого слова. У каждого если не опыт, то фонтан идей, если не качество, то убедительность.
Идея организаторов - замкнуть группу на процессе, «сварить» участников в котле событий, придуманных на ходу. Несмотря на это, фестиваль выглядит как сборка, заранее приготовленных элементов. Композиция - распределение современных художников по телу Замка. Другая задача - реализовать идеальный план подачи, чтобы все слилось в общую атмосферу, которая зрителем была бы прочитана как тезис, переходящий в антитезис: как бы оставить его ни с чем, но материал для размышления предоставить очевидный.
Фестиваль проходит в две подачи. Сначала арт-резиденция, когда участники, замкнувшиеся внутри пространства, внутри идеи на неделю, затем показывают ответ на задачу. К выходным дням начинается большой смотр, для которого специально привозятся: картины, фотографии, видео, театральные постановки, песни, фрукты и бумажные самолетики. Все начинает вертеться в фестивально-карнавальной стихии, выявляя над Замком атмосферное облако в форме, скажем, «жирафа». Толпы народа ходят по Замку, обнаруживая в разных его углах современные явления медиа и рукотворений. Закрепленные и передвигающиеся предметы искусства организуют пространство замкового холма. Внимание публики привлекается к сценам, то к одной, то к другой. Развитие фестиваля происходит от субботы к воскресению, как от взрыва к восстановлению чистой картинки.
Архип Поищи