Музей местечковый, не особо раскрученный.
Находится на остатках судостроительного, а затем судоремонтного завода "Арсенал". Завод существовал с 1890-го года и до 2006 года обслуживал суда тех стран, которые так или иначе влияли на территорию Черногории (включая СССР).
Но пришла независимость, а с ней и рука капитализма. Канадский миллиардер Питер Мунк из завода сделал стоянку своей яхты, а чтобы деньгу отбить, застроил территорию завода элитным жильем и до кучи из пирсов завода организовал парковку яхт. Сейчас на базе судостроительного завода Jadransko brodogradilište в поселке Биела, Мунк создает ремонтную верфь для яхт, прежде всего для своей (а то в Испании накладно техобслуживание проходить).
Вот такая парковка.
Усилиями общественности, подводников и бывших работников завода Мунк был убежден в сохранении куска завода, в закупке списанных подводных лодок и в создании музея.
Главные экспонаты это две лодки. Позади лодок видны остатки ремонтного цеха завода.
П 821 "Хероj" (P 821 "Heroj") борт. № 821
заложена "Brodogradilište specijalnih objekata" в Сплите в 1964, спущена 21 августа 1967, вступила в ВМС Югославии (с 4 февраля 2003 ВМС Сербии и Черногории) 10 сентября 1968, исключена в 2004,
3 июня 2006 отошла под юрисдикцию Черногории, решением МО Черногории продана компании "Adriatik Marinas" как экспонат морского музея, 3 июля 2013 открыта для посещения. К сожалению внутрь попасть не удалость, из-за подготовки открытия тематической выставки в лодку не пускали.
Лодка (как и ее "одноклассники") активно участвовала в холодной войне.
В апреле 1974 года подводная лодка "Герой" выдвинулась в район Моnте Gargana, к территориальным водам Италии, на выполнении задач по патрулированию и контролированию действий кораблей Шестого флота ВМС США, которые в северной Адриатике, проводили совместные маневры с итальянскими ВМФ. Лодка подводном положении находилась в гуще кораблей НАТО, но не была обнаружена.
В рамках операции "Otrant 75", в которой с 2 по 10.апреля 1975 года подлодки, 821 и 822 с участием диверсионных сверхмалых лодок проводили (не всплывая) имитации атак в Отранском проливе (между Италией и Албанией).
Так выглядел ремонт борта № 821 на заводе.
П 912 "Уна" (P 912 "Una") борт. № 912 (Строит. № 516)
заложена "Brodogradilište specijalnih objekata" в Сплите, спущена, вступила в ВМС Югославии (с 4 февраля 2003 ВМС Сербии и Черногории) в 1984, исключена в 1997,
3 июня 2006 отошла под юрисдикцию Черногории, решением МО Черногории продана компании "Adriatik Marinas" в 2013 установлена в музее, 3 июля 2013 открыта для посещения.
Идеальна для проведения разведки и диверсий в местных водах.
Вокруг лодок и музея валяются живописно разбросаны якоря...
...и расположены два образца артиллерии.
Сам музей тоже не работал, но был открыт.
Любопытства ради сунули нос, и нас бесплатно пустили. Извинились, что будут шуметь дрелями (готовились к открытию выставки). Второй этаж (через него вход) предназначен для временных выставок (очередную как раз и готовили). На первом этаже расположены инструменты, станки, части механизмов завода, образцы ПВО и модели судов.
Но это не шибко интересно, а вот сверхмалая подлодка R-2 это, да! Слева в глубине - Автономный минный тральщик PAP 104.
R-2 до сих пор на вооружении Швеции и Сирии.
Наследие идей Боргезе-буксировщик диверсантов R-1.
Вот и все!