Музей ВМФ Таиланда небольшой, и не удивительно, несмотря на большую длину береговой линии государства, морской державой, а тем более военно-морской державой Таиланд назвать трудно. В прошлом было более богато, постоянно воевать с соседями, создавая «Великий Сиам», приходилось и на море и на суше, при чем на море почаще. А в современности Таиланд отметился несколькими военно-морскими стычками, отсюда и скромность экспозиции. Но почти каждый экспонат, это свидетель или участник этих самых стычек, а потому важен и интересен.
Музей бесплатный, является военным объектом, находится напротив Военно-морской академии Таиланда (о ней позже). Сразу предупреждаю, не все фото мои, т.к. внутри фотографировать нельзя, поэтому, некоторые фото из-под полы, а некоторые из-под полы других авторов, ну и сетевые материалы. Даты даны по буддистскому и григорианскому календарям.
Сначала открытая площадка.
HU-16B Grumman. Поступил в тайские ВМФ в 2511 (1968) году. Использовался как разведывательный, поисково-спасательный и транспортный самолет. При использовании в качестве медицинского предусматривается крепление санитарных коек на 12 человек. Прослужил до 2523 (1980) года, в музей передан в 2529 (1986) году.
LVT 4 по прозвищу «Аллигатор».
В 2490 (1947) года куплено у Филиппин 16 машин, доставшиеся им от США. Обслуживались техническим персоналом из Филиппин. Во время переворотов 2490 (1947), 2491 (1948) и 2494 (1951) годов были потеряны 15 единиц из 16-ти. При Пибуне Сонгкхраме было подписано соглашение с США о военной помощи, в результате до 2508 (1965) года Таиланд получил 30 единиц LVT. Полученные машины поступили на вооружение 3-й бригады морской пехоты (база Чулабхорн. Начиная с 2518 (1975) года машины начали списывать по мере износа, что продолжалось до 2527 (1984) года. Утверждается, что данный экспонат тот самый, что был в первой партии.
V-150. Про историю данного конкретного аппарата ничего нет. Но данный агрегат активно использовался США и Южным Вьетнамом в известных событиях, возможно, поступал из США в соответствии с договорами о помощи как и LTV 4 (см. выше). Был популярен в полиции Таиланда как патрульная машина, и у всяких тайских «умеренных» оппозиционеров, как объект подрыва.
Patrol Boat River: PBR
Модель известна по применению во время Вьетнамской войны со стороны США и Южного Вьетнама, заодно американцы подкидывали подобные катера и союзникам, в т.ч. Таиланду. С подобным катером связан эпизод называемый не менее как битвой у Дон-Бич. 1975-й в регионе был богат на всякое красного «цвета». Пал Сайгон, в Камбодже победили Красные кхмеры, а в Лаосе Патет Лао перешла в наступление. Регион был наводнен оружием под завязку, племена, кланы и группировки примыкали к разным сторонам конфликтов и грызлись между собой. На этом фоне взволновались тайские коммунисты, которых подпитывали оружием все кому не лень, в том числе и ребята из Лаоса. 17 ноября 2518 (1975) года Таиланд решил закрыть границу с Лаосом. В тот день PBR № 123 выдвинулся на патрулирование Меконга в районе провинции Нонгкхай.
Если верить Викилликс (а чего им не верить?) в районе острова Дон Таенг со стороны Лаоса катер был обстрелян, командира убили сразу, двоих тяжело ранили.
Катер потерял управление и уткнулся в остров, судя по карте, в территориальных водах Лаоса.
Поэтому вытаскивать его было не просто, подтянулись собратья по оружию и морская пехота, началась заваруха не дай божэ. Эвакуировать раненых и тело удалось только к утру 19 ноября, при этом ранения получили еще четыре человека из спецназа. Сам катер утащили только 30 ноября, он стоит на вечном приколе в районе боя.
Если интересно, вот доклад по линии спецслужб и последующая оценка в ВашингтонПост.
https://wikileaks.org/plusd/cables/1975BANGKO24531_b.html
Рубка лодки Matchanu 2479 (1936) года постройки (не путать с одноименной, более раннего выпуска).
Таких тайцы от японцев получили 4 штуки, все были задействованы в франко-тайской войне 1940-41 гг.
После боя у Ко Чанга, лодки патрулировали прибрежные воды Французского Индокитая, все лодки вышли в поход 18 января 1941 года из базы в Саттахип на патрулирование в район Реам, 28 января получили известие о прекращении войны с Францией, вернулись на базу 31 января.
Во время Второй Мировой лодки в боях не участвовали, единственно где они пригодились, так это после бомбардировок Бангкока союзниками. Своими генераторами снабжали электричеством одну из трамвайных линий города. Все лодки кучей списаны на слом 30 ноября 2494 (1951) года. На этом история подводного флота Таиланда закончилась.
Немного видео по теме.
Полуденная пушка.
До 1 декабря 2477 (1934) года бабахала в полдень для синхронизации времени.
Первый в Таиланде маяк и не известная пушка.
Корабль Рамы V.
Вот Рама V рядом с Николашкой.
Кучка датских, японских и английских торпед и мин.
Образцы артиллерии, естественно западных и японских образцов, со своим у тайцев было худо.
Фото из-под полы на втором этаже. Водолазное оборудование вызывает страх, как в этом погружались?
Угол, посвященный уже описанному, инциденту с катером.
Вторая мировая.Таиланд участвовал во Второй мировой войне не шибко активно, поэтому и потери небольшие, среди торгового флота, только одно судно - прибрежный танкер «Сиам», потоплен 17 марта 2488 (1945) года американской подводной лодкой Sealion (класс Balao) погиб 31 моряк, включая капитана Правита Ратана Убона.
Фото танкера, что удалось найти.
Место гибели, кстати, объект дайвинга.
Так сказать, виновник.
Страница рапорта о результатах похода лодки.
Стенд, посвященный франко-сиамской войне 1893 года. Ну, война это слишком громко сказано. Французам были нужны берега Меконга в Лаосе, Сиаму они тоже были нужны. Французы выдвинули ультиматум, сиамцы на него забили и обратились к англичанам за помощью. На суше французы увязли, поэтому решили пойти морским путем. Сначала в марте в район французского посольства в Бангкоке была направлена канонерка «Lutin».
В июле к столице Сиама были направлены шлюп «Inconstant» и канонерка «Comète», которых обстрелял форт Пакнам, корабли с боем прорвались в город и нацелили орудия на королевский дворец. Сиам был вынужден принять условия французов, и отказаться от лаосских земель, в результате был образован автономный протекторат Лаос.
Есть данные, что таки сиамцы попали в один из кораблей.
Этот стенд посвящен рейду мая 1985 года морской пехоты Таиланда вглубь территории Камбоджи, оккупированной Вьетнамом.
Рейд был произведен в ответ на рейды вьетнамцев, которые гоняли «Красных кхмеров», скрывающихся на тайской территории. Во время рейда погибло 9 морпехов Таиланда, 63 было ранено. Со стороны Вьетнама подтвержденные потери - 17 человек, т.к. тела остались на территории Таиланда. Далее морпехи занимались уничтожением позиций вьетнамцев, которые как положено зарылись в землю. Отмечено применение авиации и танков, но в полноценную войну конфликт не перерос.
Схема рейда.
Фото по теме.
Видео по теме.
Click to view
Тут рассказывается об участии сил ВМФ Таиланда в Корейской войне. Тайский контингент был не велик, всего 11786 человек. ВМФ участвовал четырьмя патрульными фрегатами и одним транспортом. «Prasae», «Bangpakong» прибыли в Корею в ноябре 1950 году, «Bangpakong» 7 января 1950 года во время шторма получил пробоину из-за удара о скалы и затонул. «Prasae II», «Tachin» прибыли в Корею 29 декабря 1951 года, что интересно, оба недолго были в составе ВМФ СССР, как поставленные по ленд-лизу. Транспортник «Sichang» пробыл в Корее с 7-го ноября 1950-го по 15 июля 1951-го.
Битва у острова Ко Чанг.
Данную битву
описал камрад
m2kozhemyakin, поэтому повторяться не буду. Есть небольшая стопка источников на русском языке:
Барабанов М. Бой у Ко-Чанга // Морская кампания. - 2007. - № 1. - С. 43 - 47.
Л. Кащеев. Битва при Ко Чанге. Французские авизо в годы Второй мировой войны. Морская коллекция. 08 (191) 2015 г.
Сергей Патянин Французские крейсера Второй Мировой. «Военно-морское предательство».
Можно ознакомиться и выработать свое мнение. Мне ближе позиция Барабанова, который подтянул тайские источники, а не ограничился французскими и переписанными французскими.
Остатки броненосца "Тонбури" находятся на территории Академии ВМФ, музей находится прямо напротив. Попасть туда вы сможете только раз в году 10 января в День детей Таиланда. Именно в этот день двери академии открыты. К сожалению мы уехали раньше, поэтому фото чужие. Кстати не факт, чтобы на фарангов распространяется правило открытых дверей, но попытаться было можно.
Фото боя, кораблей, участников и картины из музея.
Другие залы и мини-выставки.
Фигуры королевских кораблей.
Корабли до паровой эпохи.
Модели лодок королевских гонок.
Святая святых, нас тут заставили разуться, а прежде чем войти охрана била поклоны. Зал командующего флотом.
Стенд штандартов.
выставка униформы.
В оружейной комнате охранник позволил сделать снимок с зениткой и пальнуть вхолостую.
Вот и все.