Оригинал взят у
flojolet в
Какие цели у фонда Династия? Основатель фонда "Династия" Дмитрий Зимин. Фото с сайта
znak.com Последнюю неделю в научной среде активно обсуждается вопрос о закрытии фонда «Династия». Внесу и я свою лепту в общую дискуссию на правах однажды прильнувшей к руке дающей.
Начну так же, как начинаются почти все статьи по данному вопросу, то есть со слов благодарности фонду. В 2005 году фонд присудил мне стипендию, которая дала мне возможность прожить не батрача три летних месяца, отделяющих меня от защиты диплома до поступления в аспирантуру. Это дало мне возможность подготовиться к поступлению в аспирантуру, за что я фонду весьма благодарна.
Ну а теперь ближе к делу.
По словам полномочного представителя президента РФ в УрФО Игоря Холманских фонд «Династия» был признан иностранным агентом по двум причинам:
1) Фонд занимался политической работой;
2) Фонд получал деньги из-за рубежа.
Перед тем, как обсудить эти две причины, сделаю небольшое отступление.
На глаза мне попалась статья на сайте colta.ru
«Династия» в вопросах и ответах. Что именно в российской науке закончится с закрытием фонда». В статье перечислены несомненные заслуги фонда перед Отечеством: в образовании, в науке, в научно-популярном издательском деле.
Я задаю себе вопрос: был ли финансовый вклад в нашу науку решающим? И понимаю, что не мог он быть решающим.
В статье
«А стоит ли продолжать работать в России?» газета.ru сообщает:
В общей сложности с 2002 по 2014 год фонд потратил 2,4 млрд. руб.
В это же время, MK.ru
«Бюджет всех институтов РАН сокращен», цитирует слова Дмитрия Медведева:
... в новом бюджете удалось в целом сохранить финансирование научных изысканий, а в 2015-м году на эти цели будет выделено 350 млрд. рублей.
Как Вы понимаете, цифры несоразмерные.
Так что же такое принес фонд «Династия» в нашу науку и образование?
Я вспоминаю конференцию стипендиатов «Династии» в 2005 году, на которой были собраны ученые (разного возраста) и учителя. Как-то так случилось, что я задружилась там именно с учителями, с ними ходила на лекции и мероприятия. По программе встреча с Дмитрием Зиминым. Большой зал, все в ожидании. Входит Дмитрий Зимин, говорит вступительную речь, предлагает задавать вопросы. Учителя вместо вопросов начинают говорить слова благодарности. Затем одна из учителей, почти со слезами предлагает учителям в знак благодарности встать. Все это происходило на надрывной ноте, поэтому произвело на меня тяжелое впечатление. Дмитрий Зимин схватился за сердце и очень просил учителей сесть. Я тогда не встала, а наблюдала это широко раскрытыми глазами.
Мы перед этим обсуждали с учителями размеры стипендий, они были не очень большими, как у меня, так и у них (хотя у них, конечно, больше). Прожили бы мы без них? Прожили бы, труднее, но прожили бы. Но учителя в отличие от меня к тому моменту уже успели настрадаться от своей бесправности и униженности. Они уже чувствовали себя низшей кастой, которой следует сидеть тихо и не жаловаться. Встали они потому, что первый раз за многие годы почувствовали, что к ним отнеслись хоть чуть-чуть по-человечески. И дело даже не в этих небольших прибавках к зарплате. А именно в том, что их где-то оценили, не в выхолощенной системе образования, а совсем другими людьми, другими комиссиями. При этом учителям нужно было только правильно заполнить анкету, послать какие-то наработки, а не унижаться перед начальством. Хочу сказать, что те учителя, с которыми мне удалось пообщаться, были действительно очень интересными людьми, разработавшими новые методы работы, отдающие всех себя своей профессии. И вставали они не как равные, а как-то униженно. Мне и сейчас тяжело это вспоминать.
Вот это и был вклад фонда «Династия» в российскую науку и образование. Начиная с перестроечных времен учителя и ученые все больше и больше унижаются. Работа в науке и образовании больше не считается престижной. Тут можно еще вспомнить жизнь моих старших коллег по науке, которым в 90е пришлось работать на разных поденных работах, совсем не связанных с наукой. Получение российских государственных грантов - это довольно неприятная процедура, где все решается наличием знакомых в комиссии. Система действительно весьма заскорузла. И вот, появляется фонд, который дает хоть и немного, но сильно отличается от всего государственного. Фонд подарил людям надежду.
Теперь перейду к обсуждению претензий к фонду.
1) Занимался ли фонд политической работой?
Занимался. И мне, как стипендиату в 2005 году, была вручена книга - сборник публицистических статей «Вниз по вертикали. Первая четырёхлетка Путина глазами либералов», написанная в неолиберальном ключе. Другой вопрос, что я в то время прочитать ее полностью не смогла, так как не интересовалась изложенными в ней вопросами. Боюсь, что большинство моих коллег по стипендии ее тоже не читали. Но это другой вопрос. Книга потом с переездами куда-то делась.
2) Получал ли фонд деньги из-за границы?
На этот вопрос, как Вы понимаете, уважаемые читатели, я ответ дать не могу. Но поделюсь некоторыми соображениями общего характера.
Интерфакс сообщил 26 мая:
Основатель фонда "Династия" Дмитрий Зимин заявил, что намерен прекратить финансирование этой организации из-за того, что она была включена в реестр НКО - иностранных агентов. <…> По словам Зимина, дальнейшую судьбу фонда решит его совет на заседании 8 июня.
Я жду с нетерпением, что же решит совет фонда 8 июня, но сейчас позиция основателя фонда мягко скажем некрасивая. Это называется манипуляция.
Допустим, что деньги фонд из-за рубежа не получал и тогда действительно клеймо иностранного агента является оскорбительным. Примеряю ситуацию на себя. Я делаю хорошее дело на свои деньги, пекусь об отечественной науке и образовании. Вдруг происходит действие, которое в принципе не мешает мне работать дальше, но является для меня оскорбительным. Что я буду делать? Я пойду в суд и буду защищать свое честное имя. И ни в коем случае не прекращу важную для меня деятельность на основании того, что кто-то навел на меня поклеп и напраслину. Пусть даже это была власть. Тем более, если это была власть!
А реакция Дмитрия Зимина, человека умудренного опытом, похожа на реакцию обиженной малолетней девочки, хлопающей дверью. И эта реакция очень уж не идет Дмитрию Зимину, он не малолетняя девочка.
Я более чем уверена, что все свои действия и слова Дмитрий Зимин взвешивает, и поступает так, как требуется для достижения поставленных целей. Так какую цель он преследует? Поддержка науки и образования с таким поведением не может быть целью. Пока все это вызывает только страшный вой подсаженных на его гранты ученых. Причем, как показано выше, решающим финансовый вклад фонда в науку и образование быть не может. Может это и была цель, поднять на дыбы часть общества, часть интеллигенции?
Ждем развития событий.