За военных связистов

Oct 21, 2020 04:59

Дорогие друзья!

Большое спасибо всем за многочисленные поздравления с Днём Военного связиста!
НО. Повторюсь ещё раз.
Увы, я не могу себя отнести к этой профессии. Я “погулять вышел”, что называется, на время войны.
(Доживу до конца, стану обратно гражданским сисадмином, причем очень посредственным, потому что пропущу целую эпоху всего).

Просто так получилось, что летом 2014-го мы с Гудвином привезли на Донбасс 150 портативных "Кенвудов" TK-F8 и 10 базовых радиостанций Yaesu FT-817ND, купленных на народные деньги. И я впервые взял в руки программаторный шнур от радиостанции. И саму радиостанцию впервые взял в руки не как пользователь, а как связист, которому её настраивать.
И всё заверте… "Иди сюда, ты в этом разбираешься!" Ну да, полтора месяца как начал разбираться, ага.

Сколько бы я не интересовался военной историей до и после этого и сколько бы не занимался связью на войне с тех пор, я не стану ни просто военным, ни военным связистом. Нормальные штатные профессиональные военные связисты - это очень специальные люди, изготовленные из сложного и секретного драгоценного сплава, которого в природе не так много.

Выпейте сегодня вечерком (не важно, что на день позже), сидя в ваших теплых квартирах на теплых диванах за тех, кто в это прохладное осеннее утро вылез из блиндажа на холодок, перекурил под кружку растворимого кофе и пошёл перекладывать погоревшую летом полёвку по полям, где волки срать боятся. Пошёл осторожно, но уверенно. Оглядываясь по сторонам, но без страха. И за то, чтобы следом за ним обязательно выскочил, дожёвывая бутер, второй номер, который будет его прикрывать.

Выпейте за тех, кто в этот же самый момент, наспех проглотив свои утренние бутерброды и запив их тем же самым кофеём, полез на крышу радиоузла на целый день - менять и править на зиму антенны.

Выпейте за тех двоих, что после утреннего развода потопают в парк снимать, вытаскивать через люк и переть на диагностику и ремонт сорокакилограммовую ламповую радиостанцию Р-123. И оттестят её, и отремонтируют. Вместе с тем третьим, которого они найдут заснувшим за перепайкой "тапика" или шлемофона.

Выпейте за тех, кто стоит сейчас на ночном дежурстве, на эфире, опрашивая посты и принимая доклады. И уже не может вливать в себя кофе.

А за здоровье преподавателя связи из ДонВОКУ Виталия вообще можно не просто выпить, а даже прибухнуть как следует. Потому что этот уникальный человек, заставший ещё Афганистан в полный рост, не только был в 2014-м в первых рядах тех, кто впрягся в лямку этой войны, но и тянет эту лямку до сих пор, вкладывая в головы будущим офицерам простые слова - "Без связи ничего не получится. Связь - нерв армии. Войска, которыми ты не можешь управлять, не существуют на поле боя".

Есть такое грустное стихотворение Бориса Слуцкого:

В любой библиотеке есть читатели -
Сражений и героев почитатели.
Читающие только о войне.
А рядом с ними приходилось мне
Глядеть людей и старше и печальнее,
Войну таскавших на своем горбу.
Они стоят и слушают в молчании,
Как выбирает молодость судьбу.

"Связнюки" это одна из тех незаметных военных профессий, которая "тащит войну на своем горбу" и практически никогда не выбивается в герои. На западе все знают про Мортен, но мало кто знает про лейтенанта Вайса. У нас все слышали про Сталинград, а многие - даже про "Остров Людникова", но вот позывной "Ролик" им ни о чем не говорит.

И даже первую задокументированную историю о первом военном связисте, погибшем при исполнении своих обязанностей, знают не все. Даже не все связисты. А дело было примерно так:



Персидское вторжение в 490 г. до н.э. было сравнительно небольшой экспедицией, имевшей целью заставить Эретрию и Афины, являвшиеся, по мнению Дария, мелкими государствами, не вмешиваться в чужие дела и воздержаться от инспирирования восстания среди греческого населения Малой Азии, находившегося в персидском подданстве. Эретрия была разгромлена, и ее население вывезено для поселения на побережье Персидского залива. Затем наступила очередь Афин, где, как было известно, ультрадемократическая партия намеревалась поддержать персидскую интервенцию, надеясь с её помощью победить консервативную партию. Учитывая это, персы вместо наступления прямо на Афины высадились в Марафоне, в 24 милях северо-восточнее Афин. Этим маневром они рассчитывали выманить афинскую армию из города, чтобы тем самым облегчить захват власти в Афинах своим сторонникам, тогда как прямое наступление на город помешало бы восстанию и, возможно, даже заставило бы их выступить против персов. Во всяком случае прямое наступление поставило бы перед персами дополнительную трудную задачу осады города.

Если замысел персов был именно таким, то уловка удалась. Афинская армия выступила в направлении Марафона навстречу персам, которые тем временем приступили к выполнению следующего этапа своего стратегического плана. Под охраной войск прикрытия они снова погрузили свои главные силы на суда с целью выйти кружным путем к Фалерону, высадиться там и сделать бросок к незащищенным Афинам. Замечательно тонкое хитроумие этого стратегического замысла, хотя по целому ряду обстоятельств он и не увенчался успехом.

Благодаря энергии Мильтиада афиняне использовали свою единственную возможность и немедленно нанесли удар по силам прикрытия персов. В Марафонском сражении греки добились победы также благодаря лучшему вооружению. Более длинные копья и лучшие доспехи всегда давали грекам преимущество над персами. Сражение протекало гораздо напряженнее, чем рисует патриотическая легенда, причем значительной части сил прикрытия персов удалось без потерь погрузиться на корабли. С еще большей энергией, делающей им честь, афиняне совершили форсированный обратный марш к своему городу, и эта быстрота в сочетании с медлительностью действий оппозиционной партии спасла их. Ибо, когда афинская армия была уже в Афинах и персы увидели, что осада неизбежна, они отплыли обратно в Азию, поскольку перспектива выполнения чисто карательной задачи ценою больших потерь им не улыбалась.

Гонца, который принёс в Афины весть о победе, крикнул, по легенде, "Радуйтесь, афиняне, мы победили!" и после этого умер, звали Фидиппид (или Филиппид, приём был слабый, с сильными помехами). Перед сражением он сбегал в Спарту за помощью (238 км туда и обратно), но спартанцы, видимо, решили, что персов пришло недостаточно много и афиняне Мильтиада справятся сами. Прибежав обратно, Фидиппид поучаствовал в драке вместе со всеми, а потом, когда понадобилось как можно быстрее сообщить в Афины об исходе сражения, дабы на корню пресечь возможный путч, пробежал те самые 40+ км от Марафона до Афин, которые стоили ему жизни, но обернулись спасением Отечества от смуты. Пробежал максимально быстро.

В общем, когда всё хорошо и связь у армии есть, она как бы и незаметна. Из чего происходит старинная армейская мудрость - "Когда всех наградили, связь - не наказали". Однако, есть и приятные исключения из этого правила. В связи с чем предлагаю тем, у кого ещё что осталось в емкостях после всех вышеприведенных тостов, выпить за тех, кто 20-го числа октября этого года, может быть, не заступил на вахту, не лазал в сотый раз перепроверять связь на танках и не сращивал полёвку на холодном ветру, но своими делами за все предыдущие годы этой войны заслужил награду и внезапно даже получил её. Один из вот этих крестов.

Ну и на будущее, лайфхак для тех, у кого есть знакомые военные связисты. Если вы не знаете, что подарить военному связисту на день рождения или на профессиональный праздник, подарите теплые перчатки-беспалки с накидной варежкой. Вариант попроще - вот, идеальный вариант, с открывающимся большим пальцем, - вот. Первый выход на работы "по холоду", и шквал благодарностей вам обеспечен. Как говорит наш начальник связи - "Проверено, минздравом одобрено".

Кстати, вот я сейчас дописываю этот текст и сверяюсь с часами - "Не пора ли?". Потому что мне этого героического человека, отсыпающегося после очередных двух суток непрерывно на ногах, надо идти будить в 6 утра.

Призрак, Новороссия, военная история, военная связь

Up