ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - В ШКОЛЫ

Sep 03, 2018 17:35

Система профессора Базарного

Педагогическая системе профессора Владимира Филипповича Базарного убедительно
доказывает, что без врачебного вмешательства, только педагогическими
средствами, можно противостоять школьным формам патологии.

Московская школа-лаборатория №760. Директор - заслуженный педагог РФ, кандидат
педагогических наук В.Ю. Гармаш. Здесь на протяжении 15 лет в начальной школе
применяются отдельные технологии професора Базарного.

выпускной класс (юноши): рост 180-194 см; коэфициент показтля грудо-плечевого
теста больше 1 (т.е. осанка очень хорошая); острота зрения - юольше 100% (по
таблице Новикова), у более половины парней доходит до 200% (!); степень реакции
на внешний раздражитель - в 2.5 раза выше средних показателей.

Удивительный результат? Чудо? Но гигиеническая программа, разработанная учеными
Красноярского края под руководством В.Ф.Базарного, утверждена еще 1989 году в
качестве методических рекомендации "/home/gen/Документы/Православие/Палестинский
Патерикассовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие
здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских
садах и школах". Они приняты Минздравом Росссии по огласованию с Минобразования
после десятилетней широкой апробациипрактически во всех республиках ССР.
Система Базарного широко используется вдвух регионах - Республике Коми и
Ставропольском крае. И свыше тысячи детских садов и школ используют в своей
работе элементы системы. Почему не все? Ведь затраты на внедрение ее очень
малы: переоборудование парт (установка наклонных парт-конторок), перьевые ручки
вместо шариковых, установка специальных стендов - офтальмотренажеров и панно
"экологический букварь", применение карточек с заданиями и держалок для текста.

Конторка

Главное зло для здоровья - та детская "усидчивость", которая так неприятна
учителям и родителям. В детских садах давно уже сидят на стульчиках, и в школу
идут дети с уже угасшей телесной стойкой и нарушенной осанкой. В течении года
приходится буквально "реанимировать" их. Безусловно одной конторки для этого
мало. Нужны подвижные игры на открытом воздухе, развивающие телесную
координацию (лапта, футбол, лыжи, коньки, волейбол, плавание, и тд.), и
занятия, развивающие глазомер и моторику кистей (работа по дереву и
конструирование - для мальчиков, вышвание - для девочек).

Конструкция конторки предполагает читать-писать-рисовать на наклоноой
поверхности столешницы и зниматься рукотворчеством (лепка, конструирование) -
на горизонтальной. Чем чаще при адаптации к данному режиму ребенок меняет позы
- тем полезнее. В процессе привкания проолжительностьразового стояния за
конторкой не должна превышать 25 минут.

Не разовьется ли при этом у детей плоскостопие? Нет, ведь укорененная с детства
теленая стойка формирует прочный связочный аппарат стопы. Даже имеющиееся
плоскостопие - не препятствие для занятий. Просто такие детидолжны чаще менять
позы стоя-сидя-лежа и дополнтьельно выполнять лечебно-коррекционные упражнения
для топы.

Что важно:
Высота конторки должна быть точно подогнана по росту ребенка.
Оптимальный угол наклона столешницы - 15-17 градусов.
Гигиенически оптимально, если ребенок рботает в носочках из естественной ткани,
под ногами - массажный коврик из естественных тканей (соломы хлопка, шерсти и
тп.).
Ребенок может на 3-5 минут прилечь на ковер, что эффективно востанавливает его
активность. При этом пиать и рисовать лежа недопустимо.

Перьевая ручка

Как известно, в 1968 году традиционное импульсно-нажимное перьевое письмо было
заменено на безотрывное - шариковой ручкой, требующее усиленного напряжения.

Были проведены иледования по равнительной оценке функционального состояния
детей при обучении письму перьевой и шариковой ручкой по стандартным прописям.
Оказалось, что у детей, писавших перьевой ручкой, утомление нарастало в почти в
4 раза слабее, зрительно-ручная координация улучшилась за год на 20%, а острота
зрениявозросла. Значит, письмо перьевой ручкой - постоянное чередование
уилий и разслаблений, - отвечает природе, эффективно формирует произвольные
тонко координированнные движения.

"Венец" же прогресса - шариковая ручка - требует постоянного мышечного и
психического напряжения.

Офтальмотренажеры

Дополнительный фактор утомлению детей на уроках - продолжительное удержание
головы в обездвиженном состоянии.

Разработана методика сенсорных тренажей - монтаж в каждом классе 4
сигнальных светильников: 2 в передневерхних углах класной комнаты и 2 на
потолке, оздающих эффект "бегущего огонька". На плафоны наносятся рисунки,
составляющие единый сюжет: "полет в космос", "у озера", "на рыбалке", для
малышей - сказки. В середине урока дежурный включает пульт управления, огоньки
поочередно зажигаются в течение 1.5 минут, и дети стоя следят за ними,
поворачиваясь и крутя головой.

Доказано, что периодическое переключение ближнегого зрения на дальнее, внесение
сенсорного разноообразия и ктивности голов и мышц, находящихся в процессе
чтения и письма в статическом напряженном состоянии, предупреждает
психоэмоциональное и умственное утомление, близорукость и нарушение осанки.

школа, наши дети

Previous post Next post
Up