У Сергея Бехтеева в стихотворении «Правда» есть такие строки:
Тяжела ты нам, Правда-матушка,
Не под силу ты миру лживому…
Где не кинешь взор - все враги твои,
Сеют день и ночь злые плевелы.
Ты ж стоишь одна, сиротинушка...
Стихотворение было написано за месяц до октябрьского переворота 1917 года. Мы поем песню на эти слова, и люди откликаются на нее неизменно глубоко, ведь и сегодня происходит то же. Сейчас на каждом православном человеке, на каждом соотечественнике, живущем по совести и любящем Родину, лежит огромная ответственность, потому что снова может произойти сдвиг, шаг назад.
Но я уверена, знаю и по концертам нашим, и по поездкам хора по России, что сердце русского человека не равнодушно, надо только его разбудить. Если его разбудить к добру, оно становится горячим и жертвенным, может превзойти все ожидания в делании добра. Но как не хотелось бы, чтобы это пробуждение произошло через большие общие скорби… Хоть и поем мы в песне «Радость моя, Христос Воскресе» на слова протоиерея Андрея Логвинова:
Радость моя, неизбежно прийти потрясениям,
Как же иначе очистится грязи налет?..
Хочется достучаться до каждого: еще есть время!
Пусть ноги устали,
Болит твоя грудь
И спину ты можешь
Едва разогнуть.
И пусть бы хотелось
Тебе отдохнуть,
Работы так много
Еще впереди, -
Иди и буди.
Иди и буди ты
Уснувших людей, -
Скажи им, что враг -
Среди Божиих полей.
Их хочет травою
Засеять своей…
Когда лишь разбудишь,
Тогда отойди…
Иди и буди.
Иди и буди
Равнодушных людей,
Глаголом их жги
Вдохновенных речей,
Зови их к подножью
Святых алтарей…
Буди равнодушных,
Их сна не щади -
Иди и буди.
Пока еще враг
Ожидает зари,
Пока не погасли
Совсем алтари.
Работы так много
Еще впереди, -
Иди и буди».
(Из песни на слова Никандра (Феноменова), епископа Вятского).
- Почитание Царственных Мучеников, безусловно, ширится. Но для многих верующих (далеких от Церкви людей даже не берем) они пока еще остаются такими же святыми, как и тысячи других, чьи имена есть в наших святцах, - незнакомыми, неблизкими, неусвоенными душой… А Вы говорите о глубокой личной связи каждого человека в России с Царской Семьей. Чем же она обусловлена, в чем именно состоит и как открывается уму и сердцу?
- Отвечу опять же строками из песен, которые исполняет наш хор:
Что ни год, совершает обход,
К вере души людей пробуждая -
Там слезу незаметно сотрет,
Там поправит, плечом подопрет, -
Благодарности не ожидая,
Государь по России идет.
(«Он ходил причащаться в алтарь», прот. Андрей Логвинов).
Но не устает за нас молиться,
И бинты ее на нас видны, -
Государыня Императрица
величайшей на Земле страны.
(«Государыня Императрица», его же).
Русский народ, каким бы он ни подвергался экспериментам и массовым воздействиям, внушениям лжи, как бы он ни был разделен, а все же, надеемся, смеем надеяться, в очах Божиих остается соборной личностью. Во взаимоотношениях этой соборной личности с Государем на протяжении многих веков было единство - мистическое, через воздействие благодати Духа Святаго, через Миропомазание на Царство. Мы знаем, что когда произошли трагические события февральского переворота и Святейшим Синодом было принято решение не поминать Государя, то множество верноподданных, особенно из крестьян, не захотели нарушить присягу. Они обращались в Синод с письмами, ныне опубликованными: объясните, как нам быть, ведь это нарушение клятвы, мы не хотим совершить такой страшный грех… Т. е. неверно думать, что русский народ так запросто отступил от своего Помазанника, иначе и не потребовалось бы столь огромное количество жертв.
Эту глубинную связь с Царской Семьей понимаешь и ощущаешь по мере того, как раскрываются тебе Царственные Мученики, их подлинная жизнь, исполненная подвига самоотвержения, глубочайшего душевного благородства и любви.
Нам с хором довелось восемь раз бывать в Екатеринбурге, из них семь - на царские дни, и петь за ночными богослужениями в монастыре святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме и в Храме-на-Крови. Каждую поездку мы везли новые песнопения и хоровые композиции, посвященные Августейшим Мученикам. Естественно, всегда, когда мы ехали, настрой был скорбный. Чем больше читаем о произошедшей там великой трагедии - а каждый год выходят книги, благодаря которым она познается все глубже, - невольно проникаемся скорбью. Но когда туда прибываешь - мы это пережили - Царственные Мученики не дают скорбеть! Ты понимаешь, что здесь это произошло, что это было запредельно безчеловечно, но они - такие великие святые - дарят невероятную благодать и радость, окрыляют дивной теплотой любви, и ты, вроде бы, хочешь скорбеть, а вместо этого - переживаешь Пасху!.. Мы ехали послужить им, ехали с любовью, с желанием потрудиться, преодолеть себя, и каждый раз поражало это пасхальное осенение. Не полагаясь на себя, мы делимся переживаниями друг с другом в хоре. Многие из ребят уже студенты, некоторые - даже выпускники ВУЗов, успели немало узнать, но эта радость - одно из сильнейших свидетельств святости Царской Семьи именно для сердца.
Чем больше любишь святых, тем больше понимаешь, в какой великой связи с ними мы находимся. Государь же нам - действительно отец, Богом данный защитник для всего народа. «Отец» - слово особое, несущее высочайшее достоинство: так мы обращаемся к Богу. У русского человека были родной отец и Государь-батюшка на земле, и был Отец, Иже на Небесех. Такое поразительное богатство было дано нам от Бога на многие века.
Ведь русскому сердцу дано неспроста
Любить Государя и Бога,
И русская рана под сенью Креста
В слезах зарастет понемногу…
Когда мы поем эту песню на слова протоиерея Андрея Логвинова, в детских глазах светится необыкновенная красота.
Много прославлено Церковью святых, и каждого житие хочется знать, чтобы чтить, благодарить, любить. Но если твоего отца убили и он стал мучеником - это особое переживание. У соборной личности русского народа отняли в лице Царя защитника, заступника, отца духовно-кровного, если говорить о мистической стороне.
Тот, кто любит, всегда выиграет; а тот, кто ненавидит, всегда проиграет. Всегда - даже если не в пределах этой жизни, то в вечности, - этот закон не знает исключений. Большое счастье - любить святых и свою Родину, воспитавшую стольких угодников Божиих. Совсем иная полнота и красота бытия души, если она вмещает то, что Пушкин назвал любовью к отеческим гробам, любовью к родному пепелищу. Воистину в них «обретает сердце пищу»!
А если мы оглянемся на нашу историю, - то у нас и не было Родины без Царя. И дело не в прекрасных дворцах и памятниках, которые мы теперь наследуем, и даже не в культуре. Русская история, такая сложная, развивалась в потоке духовного единства Помазанника Божия и народа. Как точно и прекрасно сказал Сергей Бехтеев: «Царь - это лучшие, светлые грезы любящей русской души» (стихотворение «Царь»). У современного человека это отнято, и даже может быть непонятным ему, - и в этом он безконечно беднее своих предков.
Лучшее из того, что было потом, после утраты монархии, явилось плодом взрощенного и выпестованного предыдущими поколениями. А они взрастили это лучшее в единстве и взаимной любви духовной. Почти все хорошее, что у нас и в нас есть сегодня, - это плоды любви наших бабушек и прабабушек - ко Христу, к ближнему, к батюшке-Царю и Отечеству. Это либо открывается, либо нет. Но если впустить святого Царя в свою жизнь, любить его и молиться ему - то словно больше становится твоя душа! Конечно, если любить Христа - она расширяется до самых звезд, делаясь безконечно глубже той души, которая Христа не знает…
- Расскажите, пожалуйста, о педагогическом процессе в Вашем коллективе. Понятно, дети по настоянию педагога обращаются к тем или иным темам, выполняют определенные задания. Но насколько это, опять же, усваивается сердцем? Царская тема - интересна ли, понятна ли она им, волнует ли их на самом деле?
- Слово «воспитание» имеет своим корнем «питание». Прекраснейшее и полезнейшее питание для души - как взрослой, так и детской - богослужебные тексты. Пока мы учим песнопение, дети проникаются его смыслом, его духовной глубиной и красотой. Огромную пользу и радость приносит им погружение в византийскую и знаменную певческие традиции, завещанные нам Святыми Отцами и нашими благочестивыми предками.
Но чтобы душа, окруженная соблазнами современного мира, нравственно расцвела, должны сформироваться многие добрые понятия, должны проснуться многие благородные чувства: благоговение к святыне, бережное отношение к ближнему, любовь к Родине и интерес к ее истории, ответственность, чуткость совести... В этом большую помощь оказывают мне духовные песни на слова русских поэтов, которых за годы работы с хором я написала более ста.
Детям нашего хора очень повезло: во время гастролей по России, Святой Земле, Греции, Сербии, Польше, Франции и другим странам они соприкасались с замечательными людьми - носителями живой православной святоотеческой традиции: архиереями, священниками, монахами, мирянами. Необыкновенно важными были наши поездки в Сербию, Черногорию и Косово - они помогли маленьким исполнителям ощутить себя причастными к православному славянскому братству и обрести в прежде незнакомых людях дорогих сердцу братьев и сестер. Немалое духовное богатство дети приобрели во время упомянутых поездок на Царские дни в Екатеринбург, Алапаевск и Тобольск…
Окончание следует