Раз уж мне посчастливилось покончить с предыдущей записью на возвышенной ноте о видеоиграх, с той же ноты, пожалуй, и следует начать сегодня.
Для меня игра вкусна в том случае, если она ищет в тебе эмоциональный отклик. Вместо того, чтобы погрузить тебя в рутину механистических упражнений, рубку дров, бездумное напряжение и расслабление поршней, хорошая игра пытается нащупать в тебе более глубинные струны. Она ищет нетривиальных решений, она пытается удивить. В хорошей игре за каждым новым поворотом тебя ждёт открытие, причём у тебя ни на секунду не возникнет чувства, что к открытию тебя подвели за ручку и указали, куда посмотреть и какие кнопки нажать: в хорошем приключении открытие ты всегда совершаешь сам.
К чему я это всё? Я это всё к тому, что вот в
Которе, скажем, очень здорово поучиться делать хорошие игры.
Оставив на белоснежных сверкающих камнях Дубровника почти все свои сбережения, мы решили чуть-чуть сэкономить на возвращении и заскочить в Котор не отдельным скачком, а прямо по пути в Будву. Оказалось, что это решение было удачным во всех смыслах.
Прямо на автобусной станции нас накрыли те косматые тучи, что вот уже несколько дней висели по краям неба, нахлобученные на горные вершины и сегодня, наконец, соизволили истечь. Дождь лениво оползал с гор мутной пеленой, а у подножий вдруг ускорялся, обрушивался на деревья, крыши, катился по каменным ступеням лохматыми потоками. Действительно возникает такое ощущение: из-за того, что горы высокие, кажется, будто дождь наверху движется очень медленно, как будто сонный, а внизу просыпается и лупит со всей силы.
Пережидать стихию мы отправились в местную кафешку, закинулись каким-то неслыханным количеством жареного мяса и были уже готовы ко всему.
Которская крепостная стена опоясывает нависшие над старым городом скалы по немыслимой кривой. Когда пытаешься смотреть на эти торчащие из отвесных камней башенки, первый вопрос, который приходит на ум: как? Как, чёрт возьми, они это строили? Мне всегда казались вычурными и противоестественными - хотя зачастую и очень красивыми - постановочные рыцарские замки в фэнтезийных фильмах или иллюстрациях. Оказывается, ничего вычурного, ничего противоестественного: и не такое бывает!
Четыре года назад у нас было минут сорок, чтобы посмотреть Котор. Залезть на вершину крепости нам просто не хватило времени. В этот раз пришло время восполнить непозволительный пробел. Прошедший ливень сыграл нам на руку трижды: нам скинули по 50 еврокопеек за вход, можно было свободно дышать, карабкаясь вверх, а не пыхтеть по солнцепёку, но главное, умытые камни, умытая зелень приобрели какой-то дополнительный шарм.
Мне даже почудилось что-то японское в этих каменистых тропках, в этих крохотных вдоль ступеней часовенках.
Здоровенные улитки выползли в изобилии на обломки стен. Распластав по влажному камню свои брюхоногие телеса, многие из них были размером с ладонь. Ляля замирала с фотоаппаратом почти у каждой из них.
Между тем мы медленно, но верно продвигались вверх по витиеватой тропе (кстати, сделанной крайне разумно: правая часть тропы - это ступени, левая - просто каменистая поверхность; это сильно спасает ноги от усталости), а тучи проделывали свой путь над нами - и это очень красиво. Солнечные пятна от редких прорех в небесах ползли по зелёным склонам, клочкам крепостных стен, торчащим среди кустарников глыбам известняка, по уменьшающимся под нами оранжевым крышам, заливу.
Самая крутая туча, похожая на черничное молоко, принципиально уселась на горной макушке и просидела там до самого вечера, даже когда солнце вновь вошло в раж и принялось жарить.
Которская крепость вновь вызвала у меня то восхитительное чувство развалин - соития природы и цивилизации - как в старом Баре. Форты, церкви, обломки башен - всё это утопает в ракитнике и диком гранате. И всё это мне очень нравится.
Множество коллег по вскарабкиванию стремительно пробегали мимо нас вверх, одаривая лучезарными «хеллоу», а мы трепетно зависали у каждого опять же валуна.
И сейчас мы как раз подходим к тому моменту, когда вам станет ясно, зачем я приплёл вначале видеоигры. Все, кто ещё когда-нибудь полезет в которские руины или (не будем показывать пальцем) уже собирается это сделать в ближайшее время, слушайте внимательно: где-то примерно в районе верхнего яруса форта Св. Ивана (вот он)
у которских развалин есть… бонусный левел!
Его очень легко пропустить. Подавляющее большинство наших стремительных коллег зигзагообразно проносились по заданной траектории крепостной стены. Как в рельсовом шутере или коридорной аркадке. Понимаете, о чём я? И никто из них не заметил, что где-то примерно в районе верхнего яруса форта Св. Ивана - когда механистическое геймерское сознание зовёт нас вправо, вслед за каменистой лестницей - влево, вокруг башни, ведёт поросший травой «карниз». Не бойтесь, это только называется «карниз»: падать тут некуда и по сути это не карниз вовсе, а поляна, поляна позади верней башни Св. Ивана.
Вот она, эта поляночка. С видом на ту самую гору с нахлобученной тучей.
Видите справа красный кружочек? Он - неспроста! Прямо в стене имеется потайное окно, ведущее…
Нет, может быть, фотография не передаёт всего восторга, что я испытал в тот момент, но…
Понимаете, я открыл эту дверцу в камне, а за ней оказалась тоненькая тропинка, ведущая в какой-то совершенно иной мир. Вроде Задверья. Или Застенья. Или Зазеркалья. Вы меня поняли.
Если по ту сторону стены было море, был лежащий в хороводе солнечных пятен город, то по эту сторону нам открылась сказочная долина-котёл, с одной стороны скрытая от глаз крепостью, а с трёх других - отвесными скалами. Причём, сейчас я говорю «отвесные» в буквальном смысле. Это вертикальные скалы. Как будто кто-то копнул гору исполинским ковшом, а потом поставил туда: эту игрушечную церквушку, эти крохотные, растущие на камнях сосенки, эти две глыбы-врата, этих безумных на всю рогатую голову горных козлят (которые умудряются прыгать по перпендикулярному горизонту лугу и глодать параллельный горизонту куст), добродушного пастуха этих козлят, рвущего с деревьев какие-то ягоды…
Когда я смотрел на Котор с той стороны - и только что, и тогда, четыре года назад - я и подумать не мог, что за крепостью течёт совсем другая жизнь, существует другой мир. Теперь понятно, причём тут видеоигры? Хорошая приключенческая игра должна удивлять именно так. Возможностью совершить открытие. А не пиф-паф, ой-ой-ой.
Оставшийся путь не составил больших трудов. На вершине нас ждали остовы симпатичных жилищ,
сладкое чувство выполненного долга и дорога назад.
А коленочки-то уже немного подрагивали! Спускаться усталыми ногами гораздо легче по наклонной поверхности (теперь она справа), а не по ступеням (теперь они слева). Чего и вам желаю.
И главное, не забудьте побродить по самому городу - он тоже долгие годы провёл под венецианцами, и это явно пошло ему на пользу.
И кошкам.
___________________
Ещё по Черногории:
Будва
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/30921.htmlСтарый город Бар
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/31204.htmlСкадарское озеро
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/31483.htmlХорватия: Дубровник, Локрум
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/31739.htmlМонастырь Острог
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/32209.htmlЛовчен
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/32292.htmlКаньоны Морачи и Тары, Биоградское озеро, Дурмитор
http://kenichi-kitsune.livejournal.com/33246.html