Однажды ангел спросил у Моисея: «Почему ты так долго мучаешь свой народ, водишь его туда-сюда по пустыне и всё никак уже не приведёшь?». Моисей потупился и скромно ответил: «Просто мне стыдно появляться с этими людьми на центральных улицах Тель-Авива».
Преодолев стыд, мы добрались до Тель-Авивского музея искусств - и да, он один вполне стоит того, чтобы затеять исход. Здесь несколько залов восхитительно звенящего импрессионизма, от обилия имён я, как Моисей перед ангелом, даже смутился. Моне, Ренуар, Гоген, Дега, Писсарро, Сезанн, Ван Гог - далеко не самые популярные их работы, но от того даже интереснее, интимнее.
Глядя как живо танцуют объёмы воздуха, света и тени, я чувствую себя в своей тарелке - наверное, поэтому мои любимые игры Фумито Уэды и Арнта Дженсена или
мультфильмы Альберто Мьельго устроены, в сущности, как импрессионистские полотна: в них запечатлено движение, само биение жизни.
И одного этого биения уже было бы достаточно, но здесь, помимо импрессионистов, ещё масса всего чудовищно интересного. Экспозиция модерна оставляет очень тяжёлое ощущение злободневности: в каждом полотне первой половины ХХ века гудит пресловутое
кафкианское экзистенциальное беспокойство и предчувствие войны.
А потом - совершенно изумительные миниатюры Элены Рубинштейн той же эпохи, и в них, наоборот, целительный эскапизм, Гофмановский, сказочный, недосягаемого уровня детализации. Когда я собираю параллаксные интерьеры для RPG Maker'а, в своём воображении стремлюсь как раз к чему-то такому.
А рядом - любимые фламандцы и итальянцы, венецианские пейзажи, из которых отчаянно черпают мои
«Кромешные тайны Эпиотики», и портреты Ван Дейка, из которых так уместно черпнула
Nier: Automata, особенно по части чёрного бархата, белого кружева и коричневых теней.
А ещё чуть дальше - временная экспозиция Давида Полонского, большого комиксиста и аниматора родом из Киева, который сделал графический роман об Анне Франк и нарисовал «Вальс с Баширом» - мультфильм с «Сезаром» и «Золотым глобусом», который видел каждый израильтянин и который я так ещё и не посмотрел. Здесь и раскадровки, и концепты, и чарлисты, и собственно отрывки анимаций.
Пожалуй, главное, почему я нахожу подобные созерцания очень для себя духоподъёмными (хотя, казалось бы, какая пошлость, экзальтированно рассказывать про музэи!) - они заставляют не опускать рук. Подобно тому, как при взгляде на красивую еду пробуждается аппетит, тут сразу хочется писать больше, сочинять пристальнее, заниматься любимыми делами. Чему и собираюсь предаваться с истовым рвением отведённые годы и перемежать путевые заметки иными формами.