Однажды ангел спросил Моисея: а зачем, собственно, тебе вдруг весь этот ✾◈☆◎◩? Тот ответил ангелу сдержанно, перефразируя Шрека: Египет в общем-то ничего, но фараончик так себе.
Хайфа всё та же, что и два месяца назад. Только дерево в центре площади Солель Боне распустилось белыми цветами. Оказывается, это весьма полезная амортизация стресса: не бросаться с головой в невиданное, где каждое шевеление мизинцем левой ноги чуждо и непривычно, но наоборот, возвращаться после отчаянной разведки (о ней, июньской и пронзительной, когда-нибудь однажды я расскажу) в мир знакомый. Нечаянно нас даже поселили в тот самый номер отеля, что и в июне. Будто не уезжали.
Раньше путешествия были для меня таинством трансцендентным: когда я возвращался, далёкие берега оставались в воображении - и наоборот. Ярко расчерченные Здесь и Там - и я как Эбису, луноликий торговец из-за моря, везущий мешок с удачей. Теперь многое поменялось. Два месяца я прощался с Нижним, тихонько глотая детские сентиментальные слёзы, но время от времени будто бы вторым слоем проступали контуры улицы Яффо в Иерусалиме или улицы Хасан Шукри в Хайфе - прямо на подходе к нашему зареченскому «Спару» у дома, который только что переделали в совершенно непрезентабельный «Смарт».
А теперь вот обратно. Я смотрю на море ночных огней со склонов Кармель, где пророк Илия когда-то тренировался перед смертельной битвой со жрецами Ваала и где теперь буду жить я, а мне проступают со дна Бахайских садов Федоровские набережные, а сквозь портовые очертания - «островки чокобо» Стрелки. Как скрытый под основным слоем «Мадонны в скалах» р✾сунок Леонардо.
Вы должны понять мои кисейные сантименты: все сорок лет своего присутствия в мироздании я прожил в одной и той же квартире, не сменив ни разу не то что город, просто жилплощадь. И тут такая авантэра.
Я напишу о Хайфе ещё много и по-разному, но сейчас вот это: в ней остаётся для меня очень важная черта, которая есть у Нижнего и которой лишено так много хороших городов: трёхмерность. Здесь, как и до́ма, присутствует во всей своей сказочной трогательности, измерение высоты. Хайфа мифологически объёмна, и это, надеюсь, поможет мне справиться.