Сэндмен над морем тумана

Aug 12, 2022 16:57

В череде сует я успел подзабыть, какой же замечательный парень Нил Гейман! Я читал у него почти всё, но вот комиксы в своё время как раз упустил - и очень зря. Теперь, после сериала, засяду ликвидировать безграмотность - осень у меня для этого есть. Экранизация в начале ощущается скомканной: первая серия неуклюже смешивает в одном тазу экспозицию с завязкой, нарезает события грубым ножом и скачет галопом по верхушкам, как будто не собирается открыть нам волшебный новый мир, а вкратце пересказывает события несуществующего предыдущего сезона. В этот момент возникает побуждение разочароваться в картине, но оно мимолётно: постепенно история расправляет плечи, а вместе с ней и сам наш Нил в полный рост: как и у протагониста, у него есть три инструмента: туманно-тягучая мифология, чудесатая британская ирония и потрясающая точность волшебных механик. От серии к серии повествование становится всё полноводнее, и оторваться уже не хочется.



И шлем безупречен с точки зрения дизайна!

Одна из симпатичнейших особенностей «Сэндмена» заключается в том, что два очевидных для жанра нарратива: мифологический и реалистический - здесь присутствуют не для галочки (как часто случается с городским фэнтези), а художественно полноценно. Они синхронны друг другу, а их самоценность ничуть не менее важна, чем взаимное переплетение. Более того, зачастую драматургия именно реалистичных кусков затмевает пафосные, как «Странник над морем тумана», отношения богов и демонов. Например, в серии A Hope in Hell линия с Розмари и Джоном увлекает и держит в напряжении много сильнее, чем ролевые игрища Морфея с Люцифером (последнюю Гвендолин Кристи сыграла, на мой вкус, несколько картонно). А уж следующая серия, 24/7, такая неожиданная и неуютная, становится настоящей композиционной вершиной истории, совершенно какой-то булгаковской мощи.



И какие невероятные здесь голоса и акценты! Безоговорочно и ультимативно я рекомендую смотреть сериал только в оригинальной озвучке, потому что ну как же она хороша! От проникновенной амбивалентности в обертонах Дэвида Тьюлиса до хулиганских выкрутасов Дженны Коулман, которая ойкает чуть ли не задорнее, чем даже Бучер Карла Урбана в «Пацанчиках» - сериал ещё и чертовски вкусно слушать. Про Стивена Фрая даже и не упоминаю. Он по-прежнему великий и национальное достояние Британии.



Но особенно важным, важным именно сейчас, мне показался вот какой тонкий момент в образе протагониста. Да, Морфей здесь - вопиющая квинтэссенция байронического героя, рыцарь печального образа, Эдвард Руки Ножницы Каллен. Том Стёрридж мастерски складывает губки гузкой, и гудит баритоном, и взгляд у него всегда с поволокой, но всё это лишь на поверхности. Вся штука в том, что Гейман использует многозначность dream в английском на полную, поэтому его Сэндмен - не только повелитель сновидений, но ещё и мечтаний, устремлений и грёз. Он воплощает не просто периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования; он воплощает надежду.



И мне кажется страшно злободневным, что сегодня, когда всё изменилось и горизонт планирования сузился до пары дней, а дальше лишь море тумана, надежда как раз вот такая: одета в чёрное, трудно сходится с людьми, складывает губки гузкой над морем тумана, но всё же - всё же! - в глубине души всё равно остаётся доброй и милосердной надеждой.

________
Тоже геймановское:
Океан в конце дороги

кино, комиксы

Previous post Next post
Up