Так вот, симпатичнейшие мои, я нахожу дизайн Спайдер-Гвен чертовски талантливым и актуальным. И это при том, что в целом я не большой поклонник фамильной эксплуатации однажды придуманного типажа (все эти Batman Family и Spider Family). Довольно ленивый способ монетизации, эдакий дизайнерский филлер, когда вместо того, чтобы создать полноценного нового героя, мы не рискуем, а просто переосмысливаем старого, популярного, заменяя ему пол, цвет кожи и вторую часть имени. Бэт-зять, Бэт-сват, Бэт-брат, Спайдер-швец, Спайдер-жнец, Спайдер-на-трубе-игрец. Ну такое, сами понимаете. Тот же недолго-думали-подход используется и при создании облика подобных персонажей-ответвлений. Однако дизайн Спайдер-Гвен стоит среди прочих гордо и особняком, и я попробую объяснить, почему.
Вся штука в работе с цветом. Костюм Гвен Стейси на первый взгляд кажется чёрно-белым: белый верх, тёмный низ. С одной стороны, это решение становится радикальным уходом от классической красно-синей модели Человека-паука; с другой - частично перекликается с дизайном прошлых Женщин-пауков, таких как Джулия Карпентер и Аня Коразон, но тоже не напрямую: прошлые барышни всё же тяготели больше к чёрному, в духе симбиотического и нуарного Человеков-пауков.
Подобная графичность отлично работает на образ: она подчёркивает женственность, гибкость и - вкупе с неформально-подростковым капюшоном - молодость персонажа.
Но всё это только на первый взгляд. На самом деле, костюм очень интересно использует и другие цвета, которые и сами по себе весьма любопытны.
Как мы знаем, цветовые решения в супергеройском дизайне сродни таковым в геральдике: они ограничены и почти всегда имеют символическое обоснование. Чаще всего используются канонические сочетания красного, синего и жёлтого в различных пропорциях, реже (и традиционно для злодеев) - зелёного, жёлтого и фиолетового. Оранжевый, розовый и коричневый вообще катастрофически редки. У подобного есть две очевидных причины: во-первых, чистые, основные цвета легче воспринимаются читателем и откладываются в памяти; во-вторых, это исторически связано с возможностями печати, которые в разные времена были, скажем так, разными. Так или иначе, традиционно в комиксах палитры супергероев укладываются в цвета, которые Леонардо да Винчи назвал простыми: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный - плюс фиолетовый.
Но прогресс на месте не стоит, и новые возможности изображать в полиграфии и на экране сложные цвета и оттенки естественным образом формируют желание потреблять эти сложные цвета и оттенки. Не просто потреблять: воспринимать их, усваивать. Ведь чем больше оттенков есть в культуре цивилизации, тем выше уровень развития этой цивилизации. Так вот, образ Спайдер-Гвен, придуманный Джейсоном Латуром и нарисованный Робби Родригезом, очень дерзок в выборе цветов. Он игнорирует основные супергеройские сочетания и сразу берёт на вооружение опорные краски цифровой модели CMYK, которая применяется в современной полиграфии: малиновый (magenta) и бирюзовый (cyan). Заметьте, как далеки они от простых цветов: это даже не розовый и голубой.
Оба этих цвета в костюме Женщины-паука используются исключительно для акцентов: малиновым выкрашены внутренние стороны рукавов, подкладка капюшона и обводы вокруг «глаз»; бирюзовым - балетки и паутинный паттерн. Но акценты эти так точны, что именно cyan и magenta становятся чуть ли не фирменными цветами Гвен, а вовсе не белый и чёрный, а бирюзовые балетки - визитной карточкой героини. Вообще сама по себе идея обуть супергероиню в балеточки - обалденная, и я каждый раз восхищённо пищу, когда вижу это. Но именно яркий цветовой акцент делает их настолько эффективным выразительным средством в динамике акробатических сцен.
В версии фильма Spider-Man: into the Spider-Verse балетки сделали максимально балетными.
Кстати, Спайдер-Гвен использует в своём образе не только малиновый и бирюзовый, но все четыре краски CMYK. С чёрным всё понятно, а где же жёлтый, как вы думаете?
Да, конечно, ответ очевиден. Волосы - такое же важное выразительное средство нарисованного персонажа. Гвен - блондинка, и без маски она являет собой фактически манифестацию полиграфической цветовой модели. Согласитесь, в этом есть опять же что-то постмодернистское: Спайдер-Гвен как бы деконструирует подход к дизайну супергероя. Отбросив основные цвета канонических комиксов, она раскрашивается цветами сложными и непривычными, но при этом как раз таки основными для технологии печати этих самых комиксов!
Похожим образом, как мы помним,
Spider-man: into the Spider-Verse позиционирует себя как фильм по комиксам, нарисованный в «полиграфическом» стиле.
Мне кажется, дизайн получился очень злободневным. Спайдер-гвен в этих своих балеточках и несмотря на очевидную вторичность по отношению к оригинальному Пауку выглядит как целостный и самостоятельный персонаж, а не как повтор, которому просто добавили в конце слово «женщина». С одной стороны, её дизайн воспроизводит наработки прошлого и следует канону, с другой - экспериментирует с новыми выразительными средствами. Сегодня, в условиях некоторой усталости жанра, работа с непривычными оттенками и аксессуарами мне очень симпатична. Давно пора. Создатели новых супергероев должны мыслить именно в этом направлении.
__________
Ещё дизайнерское:
О грядущем "чертёжно-гравюрном" тренде О проблеме индиго и других коротковолновых оттенков Логотип «Анимании 2016»