Итак, друзья, наконец, попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие фэнтези, учитывая те моменты, что обсудили ранее. Если нужно, пробегитесьещёраз глазами по предыдущим заметкам, я обозначу коротко все основные позиции.
Последний сезон, увы, слабоватенький получился. В том числе и в контексте реалистического мифологизма. Нелогичной фэнтезятины стало больше, а того самого твёрдого фэнтези, в котором была сила этого произведения, всё меньше...
"Армагеддон", к сожалению, ещё не читал, но Олди (часто артикулируя, так сказать, лайт-версию дискурса Стругацких), конечно же тяготеют к реалистическому мифологизму. Это очень хорошо заметно в их "античных" романах, в "Герой должен быть один", например: боги и герои здесь становятся носителями современных смыслов и дилемм.
С "Ведьмаком", как мне кажется, ситуация немного иная: это классическое фэнтези, но с героем "опережающим время". Геральт - это носитель современной гуманистической этики и морали и современного, в общем-то, научного знания, помещённый в мир, сильно отстающий от него по всем фронтам (ну, кроме ряда волшебниц, конечно же). Такая же композиция (с различной степенью глубины и художественности) используется, например, в "Трудно быть богом" Стругацкими или в "Чародее поневоле" Кристофером Сташефом.
При этом, средневековье у Сапковского получается убедительнее, чем у того же Мартина во всех аспектах - и быт, и война, и персонажи. Все живее, тонна второстепенных персонажей не смущает бессмысленностью и нет пережевывания одних и тех же, довольно примитивных мыслей (В целом, я даже не уверен, что сам Мартин понимает о чем он пишет).
Всегда считал, что как "Песни" так и ведьмак - это такой фентези-постмодернизм просто. А "Армагеддон" Олди для тезисов поста очень иллюстративен, почти карикатурно - основная битва, в общем, в фактическом противостоянии мифологической реальности с бытовой, причем буквально.
Думаю, "ПЛиО" - уже не постмодернизм. Там нет "иронического обыгрывания", там уже мясцо - причём как в исходном материале (которым вдохновляется старикашка Мартин), так и в самом авторском посыле. О художественности стиля можно спорить (я бы вот поспорил, на мой вкус, не самый могучий стиль), но там: а) совершенно точно нет вот этого вихляния ради вихляния, автор совершенно точно понимает, что хочет сказать, б) есть свежие технические приёмы, ранее в фэнтези либо не использовавшиеся, либо очень редко.
"Ведьмак" - несомненно постмодернистское фэнтези, но в хорошем смысле слова. Его "иронические обыгрывания" (например, вот эти трактовки классических сказочных сюжетов) удачны и довольно изящны.
Comments 15
Reply
Reply
Игру престолов с удовольствием прочел и смотрю ))
С выводами в посте согласен )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
С "Ведьмаком", как мне кажется, ситуация немного иная: это классическое фэнтези, но с героем "опережающим время". Геральт - это носитель современной гуманистической этики и морали и современного, в общем-то, научного знания, помещённый в мир, сильно отстающий от него по всем фронтам (ну, кроме ряда волшебниц, конечно же). Такая же композиция (с различной степенью глубины и художественности) используется, например, в "Трудно быть богом" Стругацкими или в "Чародее поневоле" Кристофером Сташефом.
Reply
Reply
Reply
"Ведьмак" - несомненно постмодернистское фэнтези, но в хорошем смысле слова. Его "иронические обыгрывания" (например, вот эти трактовки классических сказочных сюжетов) удачны и довольно изящны.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment