Фэнтези как искусство. Часть III. Перспективы развития и реалистический мифологизм

Jun 08, 2018 14:26

Итак, друзья, наконец, попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие фэнтези, учитывая те моменты, что обсудили ранее. Если нужно, пробегитесь ещё раз глазами по предыдущим заметкам, я обозначу коротко все основные позиции.


Read more... )

книги, теория

Leave a comment

Comments 15

ser_gl June 8 2018, 12:24:57 UTC
Спасибо!

Reply

kenichi_kitsune June 8 2018, 21:02:48 UTC
Всегда рад доставить!

Reply


frie June 8 2018, 20:39:40 UTC
Герои меча и Магии 2 обожаю )) отдельное спасибо за музыку )
Игру престолов с удовольствием прочел и смотрю ))

С выводами в посте согласен )

Reply

kenichi_kitsune June 8 2018, 21:06:02 UTC
Последний сезон, увы, слабоватенький получился. В том числе и в контексте реалистического мифологизма. Нелогичной фэнтезятины стало больше, а того самого твёрдого фэнтези, в котором была сила этого произведения, всё меньше...

Reply

frie June 9 2018, 03:29:32 UTC
Да, согласен... литературный источник закончился, стали пороть отсебятину ))

Reply


k_yamainu June 8 2018, 21:43:55 UTC
Вспомнился еще "Армагеддон был вчера" Олди. Может, не столь литературно-великолепно, но как пример "быта на почве мифа" - очень ярко.

Reply

k_yamainu June 8 2018, 21:50:55 UTC
А, блин, ну конечно же. Ведьмак же ещё!

Reply

kenichi_kitsune June 9 2018, 10:04:17 UTC
"Армагеддон", к сожалению, ещё не читал, но Олди (часто артикулируя, так сказать, лайт-версию дискурса Стругацких), конечно же тяготеют к реалистическому мифологизму. Это очень хорошо заметно в их "античных" романах, в "Герой должен быть один", например: боги и герои здесь становятся носителями современных смыслов и дилемм.

С "Ведьмаком", как мне кажется, ситуация немного иная: это классическое фэнтези, но с героем "опережающим время". Геральт - это носитель современной гуманистической этики и морали и современного, в общем-то, научного знания, помещённый в мир, сильно отстающий от него по всем фронтам (ну, кроме ряда волшебниц, конечно же). Такая же композиция (с различной степенью глубины и художественности) используется, например, в "Трудно быть богом" Стругацкими или в "Чародее поневоле" Кристофером Сташефом.

Reply

uho_1 June 9 2018, 20:27:59 UTC
При этом, средневековье у Сапковского получается убедительнее, чем у того же Мартина во всех аспектах - и быт, и война, и персонажи. Все живее, тонна второстепенных персонажей не смущает бессмысленностью и нет пережевывания одних и тех же, довольно примитивных мыслей (В целом, я даже не уверен, что сам Мартин понимает о чем он пишет).

Reply


wwolf_69 June 9 2018, 06:07:21 UTC
Всегда считал, что как "Песни" так и ведьмак - это такой фентези-постмодернизм просто. А "Армагеддон" Олди для тезисов поста очень иллюстративен, почти карикатурно - основная битва, в общем, в фактическом противостоянии мифологической реальности с бытовой, причем буквально.

Reply

kenichi_kitsune June 9 2018, 10:38:44 UTC
Думаю, "ПЛиО" - уже не постмодернизм. Там нет "иронического обыгрывания", там уже мясцо - причём как в исходном материале (которым вдохновляется старикашка Мартин), так и в самом авторском посыле. О художественности стиля можно спорить (я бы вот поспорил, на мой вкус, не самый могучий стиль), но там: а) совершенно точно нет вот этого вихляния ради вихляния, автор совершенно точно понимает, что хочет сказать, б) есть свежие технические приёмы, ранее в фэнтези либо не использовавшиеся, либо очень редко.

"Ведьмак" - несомненно постмодернистское фэнтези, но в хорошем смысле слова. Его "иронические обыгрывания" (например, вот эти трактовки классических сказочных сюжетов) удачны и довольно изящны.

Reply


aussiesh June 15 2018, 12:33:41 UTC
Очень интересная серия статей! Спасибо!

Reply

kenichi_kitsune June 26 2018, 19:21:50 UTC
И вам спасибо, всегда рад!

Reply


Leave a comment

Up