Некоторое время назад, по задумке моей любезной подруги
xusagi, имел удовольствие читать лекцию студентам-филологам ВШЭ по обозначенной в заголовке теме. Чтобы вам вдруг стало так же интересно, как и нам со студентами-филологами, вкратце обрисую основные положения, тем более, что это следовало бы сделать уже очень давно
(
Read more... )
Comments 19
"Напюлювать" с высокой колокольни на всех ценителей "настоящей" литературы и делать одно - рассказывать интересные и хорошие истории. Шаблонные или нешаблонные, нарушающие все каноны или их поддерживающие - всё это по собственной "чуйке".
Reply
Reply
Мне оч. понравилось, что ты закавычил в статье слово "настоящая" в словосочетании: "настоящая литература".
Reply
Reply
Вопрос из аудитории - а, может, увязать стагнацию можно с кризисом литературы в целом? Как ни крути, а хорошие истории в наше время предпочитают рассказывать на мониторе или большом экране. Взять, например, вас - насколько я понял, делаете игру, а не пишете книгу.
Reply
Но да, несомненно, всё это происходит на фоне общего кризиса - и не только литературы, но и постмодернистского мифотворчества вообще. Нужны новые идеи и новые смыслы - и думаю, они скоро хлынут (точечно уже появляются - я об этом напишу во второй части), поскольку инструментарий новый освоен, и постмодерн должен переродиться во что-то свежее.
Что же до литературы - думаю, она никуда не денется; какого-то особого кризиса, более глубокого, чем в иных формах искусства, я в ней не наблюдаю. Да, она переживает трансформацию и вынуждена адаптироваться (в связи с интернетом, доступностью информации, шоу-балетом в сми и вот той самой карнавализацией общества) - но это нормальный процесс. Непростой, но естественный. Хуже гораздо было бы, если бы таких видоизменений не происходило: это значило бы, что литература мертва.
Reply
Reply
Дело не в проценте шедевров - мне думается, что в любом жанре соотношение шедевра и проходного материала примерно одинаковое. Дело в эволюционных особенностях, во многом образовавшихся действительно в результате особенностей времени возникновения. Но в период потери литературой доминирующего статуса в культурной деятельности возникли и другие жанры/поджанры, и многие их представители изучаются и в школе, и в профильных университетах. А фэнтези - нет. За крайне редким исключением.
Тем не менее, я не думаю, что это всё "изъяны"; это именно проблемы и "вызовы", благодаря которым можно эволюционировать. Я в фэнтези верю вполне.
Reply
Вот продавались Олди в фэнтезевом жанре и вроде как выходцы оттеда, но назвать их представителями такового сейчас сложно. Впрочем и условная "большая литература" не торопится их вписать в свои полки.
Вот есть у нас, на самом деле наше, посконное фэнтези, эпохи, когда и термина такого еще не знали. Мастер и Маргарита, Грин, (Гоголь?), и многое другое. Никто их этим словом не обзовет, хотя Имхо, Грин - чистой воды фэнтези, даже сеттинг у него из книги в книгу переходит, а сам он, если не врут карту этих мест знал, как свой огород.
Reply
Мне кажется, сейчас было бы разумно занимать промежуточную позицию: не всякий элемент магического автоматически делает текст фэнтезиным, но и художественно безупречные тексты запросто можно отнести к фэнтези.
И да, несомненно, "M&M" Булгакова, "Петербургские повести" Гоголя, Грина с потрохами и сказки Шварца, и Кэррола, конечно же, я бы отнёс к фэнтези, или хотя бы к предтечам фэнтези (если мы считаем, что нельзя причислять к жанру задним числом).
Reply
Единственный момент, что фэнтези - по сути разновидность фантастики. И когда ты говоришь, в фантастике не все дозволено - ты конечно же имеешь в виду Сай-фай. То есть именно фантастическое произведение пытающееся осмыслить будущее. Которых (хороших), не так уж и много, и в чистом виде - это такая же мутота как и штампованное фэнтези. И фантасты сами не видят разницы: Саймак пишет откровенную фэнтезюху порой, а Стругацкие - какой-нибудь "понедельник", Бредбери - вовсе сказочник, по стилю изложения даже. Космооперы всякие - просто космическое фэнтези. Упомянутые тобой Star Wars - ну явно не sci-fi. И вообще "давным-давно".
И мы сами разделяем очень интуитивно, потому что вот эти декорации - "из прошлого" - а вот те - "из будущего".
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment